Занятие-развлечение по развитию речи в средней группе «Волшебная страна фольклора».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Занятие-развлечение по развитию речи в средней группе
«Волшебная страна фольклора».
Цели:
- Знакомство с фольклорными произведениями русского народа.
Задачи:
Социально - коммуникативное развитие:
- Воспитывать уважение к своей стране.
- Воспитывать ценностное отношение к культурному наследию своего народа.
- Воспитывать социальные навыки: способности к сотрудничеству, умению соблюдать правила.
Познавательное развитие:
- Познакомить с культурным наследием родной страны.
Речевое развитие:
- Обогащать словарь.
- Обогащать опыт восприятия жанров фольклора.
Художественно - эстетическое развитие:
- Способствовать освоению детьми приёмов игры на детских музыкальных инструментах.
- Развивать интерес к развлечениям, знакомящим с культурой и традициями русского народа.
Физическое развитие:
- Воспитывать активность детей.
Оборудование:
- Карточки с изображением символов обозначающих виды фольклора: потешки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, игры, чистоговорки, скороговорки.
- Корзинка.
- Изображение осы.
- Книжки с русскими народными сказками: «Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
- Колокольчик.
- Шарф.
- Мешочек с орехами.
- Запись русской народной песни «Калинка - Малинка».
Ход занятия:
- Ребята, вы любите сюрпризы?
- Я так и знала, поэтому подготовила для вас сюрприз! Я приглашаю вас сегодня вместе со мной совершить путешествие по стране Фольклор.
- Кто знает, что такое фольклор? (Потешки, прибаутки, считалки, заклички, дразнилки, поговорки, пословицы, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки).
- А кто их сочинил? (Народ).
- Поскольку мы с вами живём в России, путешествовать мы будем по стране РУССКОГО фольклора, познакомимся и вспомним то, что сочинил РУССКИЙ народ.
У нас и лошадки для путешествия есть. Раньше, в старину, люди всегда ездили на лошадях. Чтобы мы в дороге не скучали, мы с вами будем петь шутливую песенку.
Дети держат в руках воображаемые вожжи и напевают:
Ехали мы, ехали,
В город за орехами,
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам.
- Тпру, стой, лошадка! Мы оказались в деревне Потешкино.
В этой деревне очень любят песенки - потешки. Потешка, значит, - потешать, развлекать. В потешках много ласковых слов. В старину женщины умывали и причесывали своих детей, а чтобы деткам было веселее, они всегда пели для них весёлые песенки-потешки. Есть одна потешка, которую, я думаю, все знают. Давайте проверим, так ли это. Я буду начинать рассказывать, а вы заканчивайте.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
- Молодцы! Я с собой взяла корзинку. Мы в неё будем складывать то, что придумал народ, т.е. фольклор. В этой деревне мы с вами узнали про потешки. Положим потешку в нашу корзину (карточка с изображением символа обозначающего потешку). Поехали дальше?
Ехали мы, ехали,
В город за орехами,
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам.
- Тпру, стой, лошадка! Мы в деревне Загадкино.
Присядем, отдохнём. А я вам загадки загадаю. А вы знаете для чего их сочиняли? (Ответы).
- Загадки сочиняли для того, чтобы научить людей сообразительности, наблюдательности.
Слушайте внимательно мои загадки:
Летом серый, а зимой белый.
(Заяц)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёж)
Он в мундире ярком,
Шпоры для красы,
Днём он забияка,
Поутру – часы.
(Петух)
- Как здорово, ребята, всё-то вы знаете! Про какой фольклор мы узнали в этой деревне? (про загадки).
- Положим их в нашу корзину (карточка с изображением символа обозначающего загадку). Поехали дальше!
Ехали мы, ехали,
В город за орехами,
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам.
- Тпру, стой, лошадка! Мы в деревне Пословицепоговоркино.
Здесь мы с вами поговорим о пословицах и поговорках. Пословицы и поговорки - это короткие мудрые мысли. Знаете вы какие - нибудь пословицы и поговорки? (Ответы детей).
(Воспитатель начинает говорить, а дети заканчивают):
Сделал дело - гуляй смело.
Когда я ем, я глух и нем.
Когда я кушаю, то никого не слушаю.
- Про какой фольклор мы узнали в этой деревне? (про пословицы и поговорки).
- Положим их в нашу корзину (карточка с изображением символа обозначающего пословицы и поговорки). Поехали дальше!
Ехали мы, ехали,
В город за орехами,
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам.
- Тпру, стой, лошадка! Мы с вами прибыли в деревню под названием Чистоговорная – Скороговорная. Жители этой деревни знают много чистоговорок и скороговорок.
Чистоговорки придумал народ, чтобы дети и взрослые учились правильно и отчётливо произносить все звуки родного языка.
(Дети повторяют за воспитателем. Используется для наглядности изображение осы):
Са-са-са прилетела к нам оса;
Су-су-су мы прогнали осу.
- А вот скороговорки нужно повторять чётко и быстро.
Нёс Егор с собой топор,
Шёл Егор чинить забор.
- Давайте с вами вместе повторим скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Молодцы, у вас хорошо получается.
- Про какой фольклор мы узнали в этой деревне? (про чистоговорки и скороговорки).
- Положим их в нашу корзину (карточки с изображением символов обозначающих чистоговорки и скороговорки).
- А мы едем дальше.
Ехали мы, ехали,
В город за орехами,
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам.
- Тпру, стой, лошадка! Мы в деревне Сказочная. Как вы думаете, что здесь делают? (Ответы детей).
- Сказки - это тоже то, что придумывал народ. В сказке могут происходить разные необыкновенные чудеса. Животные и птицы могут разговаривать как люди и друг друга понимать. Как вы думаете, а в жизни может такое быть? Конечно, нет. Сказка нас учит видеть весёлое и грустное, умное и глупое. В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается.
- Посмотрите на книжки (выставлены книжки с иллюстрациями русских народных сказок на обложках), какие сказки в них спрятались? (Ответы детей).
-Давайте перечислим эти сказки.
(Пальчиковая гимнастика):
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Три медведя, Теремок,
Колобок - румяный бок,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад!
- Про какой фольклор мы узнали в этой деревне? (про сказки).
- Положим их в нашу корзину (карточка с изображением символа обозначающего сказку).
- Едем дальше!
Ехали мы, ехали,
В город за орехами,
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам.
- Тпру, стой, лошадка! Мы, наконец, доехали до города под названием Игралкин. Как вы думаете, что здесь делают? (Ответы) Да, правильно, конечно играют! мы с вами будем играть в русскую народную игру.
Русская народная игра «Бубенцы»
Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцами, другой - с завязанными глазами.
Все дети говорят:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.
Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.
- Молодцы, ребята, хорошо поиграли.
- Про какой фольклор мы узнали в этом городе? (про игры).
- Положим их в нашу корзину (карточка с изображением символа обозначающего игру).
- А теперь давайте вспомним потешку, которую мы напевали, когда ехали сюда. Ехали, мы ехали… (добавляют слова). Так зачем мы ехали в город? (За орехами).
- Вот вам мешочек с орехами. Отвезёте их домой. Дома съедите (мешочек передаётся какому- нибудь ребёнку).
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? И мне понравилось, но, к сожалению, нам пора возвращаться в группу. Но давайте мы не на лошадях поедем, а станцуем под веселую русскую народную музыку, которая и перенесет нас обратно в группу (звучит русская народная песня «Калинка - Малинка»).
Рефлексия:
- Где мы сегодня побывали, ребята? В какой стране? (В стране русского фольклора).
- Что такое фольклор? Давайте заглянем в нашу корзинку и вспомним (перед детьми выставляются карточки с условными обозначениями видов фольклора, озвучиваются ответы: потешки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, игры, чистоговорки, скороговорки).
- Фольклор - это то, что сочинил народ. А мы сегодня были в стране, где познакомились с тем, что сочинил РУССКИЙ народ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи для средней группы «Волшебная поляна».
Программное содержание: Формировать у детей умение описывать предмет в виде игры;Развивать связную речь, память, внимание;Воспитывать навыки общения, учить соблюдать правила игры....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группы «Волшебные слова»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группы «Волшебные слова» Цель: закрепить знания детей о речевом этикете, волшебных словах, учить понимать смысл п...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с элементами фольклора "В гости к бабушке".
Цели:Совершенствовать здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз)Уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, ми...
Конспект ОД по развитию речи в средней группе «Волшебный паровозик»
Программное содержание:1. Продолжать учить использовать в речи названия предметов, их частей.2. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия,...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Волшебная страна"
Закреплять знания о русских народныхсказках, продолжать развивать связную речь, правильно согласовывать слова в предложении.Развивать память, внимание логическое мышление, обогащать словарь за счет сл...
План занятия по развитию речи в средней группе тема "Страна волшебных снов"
Задачи:Связная речь: формировать у детей разные формы высказывания: речь-описание, доказательство; использовать выразительные средства передачи художественного образа. Словарь: учить согласовыват...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Волшебные странички»
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Волшебные странички»Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.Задачи:• ...