Конспект НОД Чтение рассказа Е.Чарушина "Лисята"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Лазаренко Оксана Евгеньевна

конспект для среднй группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rr.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

«Чтение рассказа Евгения Чарушина «Лисята»

Цель: Познакомить детей с новым произведением.

Задачи:

  • познакомить детей с новым рассказом, учить слушать, следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа;
  • расширять словарный запас ( шустрые, беспокойные, ловкачи,);

формировать умение строить ответ полным предложением; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, в использовании в речи слов, противоположных по смыслу;

  • прививать любовь к произведениям художественной литературы; воспитывать у детей желание участвовать в играх познавательной и речевой направленности;
  • познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисованием мятой бумагой.

Оборудование: портрет Евгения Чарушина, рассказ Е. Чарушина «Лисята», посылка с мягкой игрушкой лиса и конфетами, рисунки лисят (А4), гуашь оранжевого цвета, бумага,  мелки, карандаши, фломастеры.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Дикие животные», загадки о животных, дидактические игры: «Кто у кого?», «Один –много», «Назови ласково»,  «Скажи наоборот», упражнение«Лисята».

Ход занятия
1. Организационный момент.

-  Как приятно, что сегодня
Гости к нам сюда пришли,
И не глядя на заботы
Час свободный все нашли.

-Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются).


-А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга (
ритуал приветствия):

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Дети садятся полукругом на стульчики).

Сюрпризный момент

(Стук в дверь, в группу приносят посылку)

-Дети, нам прислали посылку! (читает: Город Канск, детский сад «Родничок», средняя группа «Солнышко»). Да, это нам. Но здесь ещё написано, что открыть мы её сможем, если вы отгадаете загадку. Итак, слушайте внимательно загадку:

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — … (лиса)

(Воспитатель одновременно с детьми называет слово «белка», и просит детей убедить её в правильности ответа).Достаёт из посылки лису.

-Лиса всегда была одним из любимых героев сказок. А вы знаете сказки, где есть лиса? Какие? («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и лиса», «Снегурушка и лиса», «Кот, петух и лиса» и др.)

- А теперь мы с вами поиграем в игру «Один – много». Я буду называть животного, а вы должны назвать его детёнышей, когда их много. Например: медведь – медвежата (кошка – котята, заяц – зайчата, барсук –барсучата, свинья – поросята, петух – цыплята, белка – бельчата, лиса – лисята).

 -  А сегодня я хочу вас познакомить с  новым произведением, который называется «Лисята». Написал этот рассказ Евгений Чарушин. Сейчас я немного расскажу вам о нем.

(Показ портрета писателя).

Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г. Киров) жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных.

-  Один из его рассказов я предлагаю вам послушать. Садитесь  удобно и внимательно слушайте.

(чтение рассказа Е.И. Чарушина «Лисята»)

- О ком говорится в этом рассказе? (В рассказе говорится о лисятах )

-Что делали лисята днём?

- А что делали ночью?

-  Какие были лисята? (Лисята были шустрые, беспокойные)

-  Как называет их автор?( Ловкачи)

 (Словарная работа:  шустрые, беспокойные, ловкачи)

-  Как играли лисята?

-  Куда лисята однажды спрятались? (Однажды лисята залезли в сапог.)

- Как охотник обнаружил лисят? (Он увидел, как из сапога торчит кончик хвоста)

- Чем заканчивается рассказ?

               

Физминутка «Лисята»
Шли лисята по дорожке (имитируют ходьбу),
И увидели серёжки, (массируют мочки ушей)
Не золотые, новые (продолжают массировать мочки ушей, отрицательно крутя головой),
А легкие, ольховые (разводят в стороны руки, ладонями кверху).

(садятся на стульчики)

- А что значит «лёгкие»? А какое слово противоположное, т. е. наоборот? (тяжёлые)

Игра «Скажи наоборот»

- Новый – (старый), высокий – (низкий), большой – (маленький), твёрдый – (мягкий), вверху – (внизу),  слева – (справа), хороший – (плохой), широкий – (узкий), длинный – (короткий), аккуратный –  (неряшливый), умный – (глупый) , грустный – (весёлый) и т.д.

- А наша лисичка ещё и одинокая ( что значит «одинокая»?)

- Для того, чтобы нашей лисичке не было  одиноко и скучно, давайте нарисуем ей друзей.

(Рисование мятой бумагой силуэтов лисят).

Заключительная часть:

-  Ребята, как называется рассказ, который мы с вами сегодня читали?

-  Кто его написал? ( Евгений Иванович Чарушин).

- Что вам понравилось в рассказе?

- Дети, наша лисонька благодарит вас за друзей, которых вы ей нарисовали и дарит вам угощенье, которое лежит в посылке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Чтение рассказа Паустовского "Кот Варюга"

Знакомство детей с замечательным рассказом Паустовского "Кот Варюга"...

Конспект занятия.Чтение рассказа Бианки "Голубые лягушки"

Формирование знаний у детей об окружающем мире. Воспитание любви к природе и ее обитателям....

Конспект занятия. Чтение рассказа Скребицкого "Как белочка зимует".

Знакомство детей с жизнью белочки. Формирование познавательного интереса....

Конспект НОД Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» старшая группа

Развитие эмоционально - чувственной сферы восприятия рассказов, развитие умения детей понимать смысл и основное содержание рассказов....

Конспект НОД "Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Кот –ворюга»(речевое развитие)

ЗадачиУчить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.Развивать навык слу...

Конспект НОД "Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельности в области "Развитие Речи"  на тему :Знакомство детей старшей группы с творчеством Н.Носова ....

Конспект НОД. Чтение рассказа Е. Бехлеровой «Капустный лист»

Конспект занятия ООД по речевому развитию...