Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Кто как готовится к зиме».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пермякова Вера Николаевна

Конспект занятия по познавательной деятельности  в подготовительной группе «Кто как готовится к зиме».

Где зимуют лягушки?

Цель.

Формировать обобщенные представления о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Обобщить знания о подготовке диких животных к зиме. Учить устанавливать причинно-следственные связи отлета птиц с исчезновением насекомых.

Закрепить знания об осени, о временах года, последовательности осенних месяцев.

Оборудование.

Книга «Экология в картинках», картины на тему «Лягушки в природе», игрушечная лягушка, стульчик для нее, презентации на тему «Кто как готовится к зиме», ноутбук.

Ход занятия.

Организационный момент.

1.Время года, месяц, день недели.

2. Игра – загадка «Раздаем имена». Воспитатель показывает симпатичную игрушку – лягушку:

-К нам пришел гость. Кто это? Отгадайте, как его зовут (Воспитатель помогает, задавая наводящие вопросы типа: «Что любит делать лягушонок?») Сегодня утром я обнаружила Кваку в раздевалке, он проквакал мне, что прискакал из соседнего детского сада, там он живет на полке с игрушками. Квака попросился к вам. И я решила: пусть побудет на нашем занятии, а вы расскажете ему все, что знаете о том, как готовятся к зиме звери и птицы.

Упражнение на развитие речевого дыхания «Ушки».

-Поможем Кваке восстановить дыхание.

И. п. – стоя, покачивать головой, плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – резкий и короткий вдох и произвольный выдох.

I Основная часть.

         Воспитатель показывает презентации на тему: «Кто как готовится к зиме».

Лягушонок задает вопросы о том, как готовятся к зиме другие животные и птицы.

-Как приспосабливаются растения к изменениям в природе?

-Куда делись насекомые?

-Куда деваются злейшие враги лягушек – цапли?

Воспитатель вместе с детьми устанавливает причинно-следственные связи отлета птиц с исчезновением насекомых (первыми улетают те, кто прилетел последним: это стрижи, ласточки, мухоловки, в первую очередь улетают молодые птицы, а боле выносливые задерживаются).

Воспитатель вместе с детьми обобщает знания о подготовке диких животных к зиме: медведь осенью отъедается, накапливая жир, который будет его согревать и питать всю зиму во время зимней спячки в берлоге. Он ест овес, мед, желуди. Еж готовит себе теплую постель на зиму из листьев, соломы, мха. Волки и лисы зимой не спят и поэтому запасов не делают. И т.д.

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

У лисы в лесу глухом                                      (су-джок,

Есть нора – надежный дом.                        массировать     

Не страшны зимой метели                                   пальцы

Белочке в дупле на ели.                                   пружиной,

Под кустами еж колючий                                    начиная

Нагребает листья в кучу.                                 с мизинца)

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.      

Есть у каждого свой дом,                                    

Всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель выставляет картины и обращается к игрушке:

-Квака, смотри, вот картины. На них нарисованы лягушки, которые живут в природе. Ребята тебе сейчас все расскажут. Кто будет рассказывать, тот будет брать в руки лягушонка.

         -Сначала расскажите Кваке, в каких местах обитают лягушки. Говорить надо подробно, ясно, чтобы ему было интересно.

         Далее воспитатель предлагает детям рассказать о том, чем питаются лягушки в природе, как охотятся на мошек, как передвигаются, кто на них охотится.

         Далее воспитатель поясняет, что некоторые люди считают лягушек вредными, неприятными. Это неправильно: лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают много комаров, мошкары, сами служат кормом для многих животных и птиц. Их не следует ловить, обижать.

Упражнение на координацию речи и движения.

-Кто это барабанит? К нам пришел маленький зайка.

Зайке холодно зимой,                     (прыгать,

Зайке голодно зимой.              обнимая себя)

Зубки зайки стучат,            (прыгать, сделав

Так капустки хотят.           из рук заячьи уши)

Зайка спрашивает:    

-Квака, дети хорошо рассказали тебе о том, как живые лягушки живут в природе. Все это происходит в теплое время года: весной, летом, ранней осенью. А вот что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом?

-Зайка, мы сейчас прочитаем рассказ из книги «Экология в картинках». Рассказ называется «Где зимуют лягушки?»

Где зимуют лягушки?

         Самое трудное время для наших животных – это зима с ее холодами.  Как от них спастись? Многие птицы улетают на юг, где морозов не бывает. Медведи всю зиму спят в берлогах. Ну а лягушки?

            Когда приходит осень, они ищут укромное местечко, где-нибудь в пруду или на болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твердыми, как ледышки. Но пригреет весной солнце, растопит лед, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты. Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.

            К чему еще приспособлены лягушки, кроме климата? Да к воде. Наверное, ты не раз видел, как лежит лягушка под ее поверхностью, раскинув лапки, - так, что снаружи только нос и глаза. Лежит, носом дышит, а глазами вокруг посматривает – нет ли какой опасности. Увидит тебя, гребнет перепончатыми лапами и спрячется на дне.

            А есть ли что-нибудь общее у лягушки, крокодила и бегемота? На первый взгляд – ничего. Лягушка маленькая, прыткая и никому, кроме мух, не страшна. Крокодил большой и зубастый, он ловкий охотник. Бегемот огромный, неповоротливый и ест траву. Но все они живут в воде, любят лежать у ее поверхности. Дышать им в это время надо? Надо. Поэтому у них над водой только глаза и ноздри. И это потому, что все они приспособлены к жизни у поверхности воды. Ученые давно заметили, что если разные животные ведут одинаковый образ жизни, то они становятся похожими друг на друга.

После чтения, воспитатель задает детям вопросы: как зимуют лягушки? Почему они не могут жить зимой на земле?                

Итог.

Педагог дает детям домашнее задание (или в свободной деятельности): нарисовать иллюстрации к рассказу «Где зимуют лягушки?».

          

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13_gde_zimuyut_lyagushki.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

№13 Тема недели «Кто как готовится к зиме».

Где зимуют лягушки?

Цель.

Формировать обобщенные представления о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Обобщить знания о подготовке диких животных к зиме. Учить устанавливать причинно-следственные связи отлета птиц с исчезновением насекомых.

Закрепить знания об осени, о временах года, последовательности осенних месяцев.

Оборудование.

Книга «Экология в картинках», картины на тему «Лягушки в природе», игрушечная лягушка, стульчик для нее, презентации на тему «Кто как готовится к зиме», ноутбук.

Ход занятия.

Организационный момент.

1.Время года, месяц, день недели.

2. Игра – загадка «Раздаем имена». Воспитатель показывает симпатичную игрушку – лягушку:

-К нам пришел гость. Кто это? Отгадайте, как его зовут (Воспитатель помогает, задавая наводящие вопросы типа: «Что любит делать лягушонок?») Сегодня утром я обнаружила Кваку в раздевалке, он проквакал мне, что прискакал из соседнего детского сада, там он живет на полке с игрушками. Квака попросился к вам. И я решила: пусть побудет на нашем занятии, а вы расскажете ему все, что знаете о том, как готовятся к зиме звери и птицы.

Упражнение на развитие речевого дыхания «Ушки».

-Поможем Кваке восстановить дыхание.

И. п. – стоя, покачивать головой, плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – резкий и короткий вдох и произвольный выдох.

I Основная часть.

        Воспитатель показывает презентации на тему: «Кто как готовится к зиме».

Лягушонок задает вопросы о том, как готовятся к зиме другие животные и птицы.

-Как приспосабливаются растения к изменениям в природе?

-Куда делись насекомые?

-Куда деваются злейшие враги лягушек – цапли?

Воспитатель вместе с детьми устанавливает причинно-следственные связи отлета птиц с исчезновением насекомых (первыми улетают те, кто прилетел последним: это стрижи, ласточки, мухоловки, в первую очередь улетают молодые птицы, а боле выносливые задерживаются).

Воспитатель вместе с детьми обобщает знания о подготовке диких животных к зиме: медведь осенью отъедается, накапливая жир, который будет его согревать и питать всю зиму во время зимней спячки в берлоге. Он ест овес, мед, желуди. Еж готовит себе теплую постель на зиму из листьев, соломы, мха. Волки и лисы зимой не спят и поэтому запасов не делают. И т.д.

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

У лисы в лесу глухом                                      (су-джок,

Есть нора – надежный дом.                        массировать     

Не страшны зимой метели                                   пальцы

Белочке в дупле на ели.                                   пружиной,

Под кустами еж колючий                                    начиная

Нагребает листья в кучу.                                 с мизинца)

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.        

Есть у каждого свой дом,                                    

Всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель выставляет картины и обращается к игрушке:

-Квака, смотри, вот картины. На них нарисованы лягушки, которые живут в природе. Ребята тебе сейчас все расскажут. Кто будет рассказывать, тот будет брать в руки лягушонка.

        -Сначала расскажите Кваке, в каких местах обитают лягушки. Говорить надо подробно, ясно, чтобы ему было интересно.

        Далее воспитатель предлагает детям рассказать о том, чем питаются лягушки в природе, как охотятся на мошек, как передвигаются, кто на них охотится.

        Далее воспитатель поясняет, что некоторые люди считают лягушек вредными, неприятными. Это неправильно: лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают много комаров, мошкары, сами служат кормом для многих животных и птиц. Их не следует ловить, обижать.

Упражнение на координацию речи и движения.

-Кто это барабанит? К нам пришел маленький зайка.

Зайке холодно зимой,                     (прыгать,

Зайке голодно зимой.              обнимая себя)

Зубки зайки стучат,            (прыгать, сделав

Так капустки хотят.           из рук заячьи уши)

Зайка спрашивает:        

-Квака, дети хорошо рассказали тебе о том, как живые лягушки живут в природе. Все это происходит в теплое время года: весной, летом, ранней осенью. А вот что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом?

-Зайка, мы сейчас прочитаем рассказ из книги «Экология в картинках». Рассказ называется «Где зимуют лягушки?»

Где зимуют лягушки?

        Самое трудное время для наших животных – это зима с ее холодами.  Как от них спастись? Многие птицы улетают на юг, где морозов не бывает. Медведи всю зиму спят в берлогах. Ну а лягушки?

        Когда приходит осень, они ищут укромное местечко, где-нибудь в пруду или на болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твердыми, как ледышки. Но пригреет весной солнце, растопит лед, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты. Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.

        К чему еще приспособлены лягушки, кроме климата? Да к воде. Наверное, ты не раз видел, как лежит лягушка под ее поверхностью, раскинув лапки, - так, что снаружи только нос и глаза. Лежит, носом дышит, а глазами вокруг посматривает – нет ли какой опасности. Увидит тебя, гребнет перепончатыми лапами и спрячется на дне.

        А есть ли что-нибудь общее у лягушки, крокодила и бегемота? На первый взгляд – ничего. Лягушка маленькая, прыткая и никому, кроме мух, не страшна. Крокодил большой и зубастый, он ловкий охотник. Бегемот огромный, неповоротливый и ест траву. Но все они живут в воде, любят лежать у ее поверхности. Дышать им в это время надо? Надо. Поэтому у них над водой только глаза и ноздри. И это потому, что все они приспособлены к жизни у поверхности воды. Ученые давно заметили, что если разные животные ведут одинаковый образ жизни, то они становятся похожими друг на друга.

После чтения, воспитатель задает детям вопросы: как зимуют лягушки? Почему они не могут жить зимой на земле?                

Итог.

Педагог дает детям домашнее задание (или в свободной деятельности): нарисовать иллюстрации к рассказу «Где зимуют лягушки?».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе « К школе готов»

Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.З...

Конспект занятия по познавательной деятельности в группе раннего возраста «Здравствуй, зимушка-зима»

Конспект занятия по познавательной деятельности в группе раннего возраста«Здравствуй, зимушка-зима»...

Конспект занятия по познавательной деятельности в группе раннего возраста: «Пришла зимушка-зима»

Конспект занятия по познавательной деятельностив группе раннего возраста:«Пришла зимушка-зима»...

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе "Как животные готовятся к зиме"

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Материал конспекта помогает активизировать и систематизировать знания о диких животных , их приспособляемости к тяжелым зимним условиям....

Конспект занятия по экологии в средней группе «Как звери готовились к зиме»

. Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодо...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Как звери готовятся к зиме» в средней группе

Конспект занятия по познавательному развитиюна тему «Как звери готовятся к зиме» в средней группе(с использованием информационно – компьютерных технологий, здоровьесберегающих и игро...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Лесные жители готовятся к зиме»

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Лесные жители готовятся к зиме»Цель: Знакомство с измерением величин с помощью условной мерки. Формирование умения состав...