Картотека артикуляционной гимнастики для детей первой младшей группы
картотека по развитию речи (младшая группа)
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_arti.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
1. «Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
2. «Шлёпаем губами по языку»
А теперь уж не зубами –
Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
- пошлёпать губами кончик языка;
- пошлёпать губами середину языка;
- пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
3. «Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.
4. «Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
5. «Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней
губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»
вверху за зубами)
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на
верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние
зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
6. «Фокус» («Дуем с чашечки»)
Я «чашку» выведу вперед,
С нее подую вверх.
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
7. «Не разбей чашечку»
Широко открыт мой рот,
Ходит «чашка» взад-вперед.
Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».
8. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
подъем языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
9. «Покусаем язычок»
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.
10. «Кусаем боковые края языка»
«Горкой» выгну язычок,
Пожую ему бочок:
Левый, правый, оба сразу
Я жую как по заказу.
Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.
Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя
положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.
11. «Чистим зубы снаружи»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
12. «Загоним мяч в ворота»
Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.
Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик
(лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это
очень нравится детям.
13. «Лопаточка»
Поперек улыбки лег –
Отдыхает язычок.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
14. «Дуем на лопаточку»
Дую, дую на «лопатку»,
Чтоб была широкой, гладкой.
Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно
лежащего на нижней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на
нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
15. «Горка» («мостик»)
Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
16. «Ветерок дует с горки»
С горки дует ветерок,
И несет он холодок.
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для детей 2 младшей группы
Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей: Улучшения подвижности органов артикуляции; Увеличения объема и силы движений; Выработки навыков использования то...
Картотека дыхательной гимнастики для детей первой младшей группы
Дыхательная гимнастика...
Картотека артикуляционной гимнастики, потешек для 2 младшей группы
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению. Артикуляционная гимнастика для дошкольников необ...
Картотека сюжетных комплексов утренней гимнастики для детей первой младшей группы.
Зарядка является важной частью режима двигательной активности дошкольника, приносит пользу для каждого ребёнка: пробуждает организм после ночного сна, обеспечивает заряд энергии и отличное настр...
Картотека пальчиковой гимнастике для детей первой младшей группы по теме «В гостях у сказки»
Пальчиковая гимнастика по сказкам помогает мелкой моторике, и запоминание у детей содержания сказок,а также развивает речь....
картотека артикуляционной гимнастики для детей 1 младшей группы.
1.«Улыбка» Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая ни...