Картотека артикуляционной гимнастики, потешек для 2 младшей группы
картотека по развитию речи (младшая группа)
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению
. Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей: Улучшения подвижности органов артикуляции; Увеличения объема и силы движений
; Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют: Усилению кровообращения; Развитию гибкости органов речевого аппарата; Укреплению мышц лица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 49.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека Артикуляционной гимнастики, потешек для 2 младшей группы
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению
. Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей: Улучшения подвижности органов артикуляции; Увеличения объема и силы движений
; Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют: Усилению кровообращения; Развитию гибкости органов речевого аппарата; Укреплению мышц лица.
Когда проводить с детьми артикуляционную гимнастику
У каждого ребенка речь развивается индивидуально. Большинство детей в три-четыре года не умеют произносить правильно все звуки родного языка, некоторые труднопроизносимые звуки, такие как «р», «л», «щ», «ч», «ж», дети могут заменять на другие, или эти звуки вообще отсутствуют в речи, малыш может переставлять звуки или слоги в словах, сокращать длинные слова. И это вполне нормально. К пяти-шести годам такие нарушения должны исчезнуть, но если этого не произошло, то ребенка необходимо показать логопеду и выяснить причину нарушений речи. Занятия с логопедом помогут устранить эти нарушения.
Родителям уже с самого раннего возраста необходимо позаботиться о развитии речевого аппарата ребенка и профилактике нарушений звукопроизношения. В этом вам поможет артикуляционная гимнастика.
Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на три группы.
Упражнения для язычка — развивают подвижность языка, ребенка учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам.
Упражнения для губ — ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке.
Упражнения для нижней челюсти-удерживать челюсть в определенном положении.
Родителям надо иметь в виду, что занятия для языка надо начинать со статических упражнений (когда язык не выполняет движений, а занимает какое-то положение.) И только когда малыш освоит эти упражнения, можно переходить к динамическим упражнениям.
Начните развивать артикуляционный аппарат малыша уже в 9-10 месяцев. Для этого научите его дуть в дудочку. Для ребенка это будет и отличным развлечением, и тренировкой артикуляционного аппарата, и формированием правильного дыхания.
Когда малыш подрастет, предлагайте ему упражнения для тренировки речевого аппарата в форме игры.
Начинайте с упражнений для губ и щек:
Слоник— губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника.
Хрюшка-губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх-вниз, вращать по кругу.
Рыбка-хлопать друг о друга слегка вытянутыми губами.
Поцелуй— щеки втянуть и резко открыть рот, стремиться, чтобы звук был похож на звук поцелуя.
Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед.
Лошадка— вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали. Это упражнение поможет в постановке звука «р».
Хомячок –щеки сначала надуть-сытый хомячок, потом втянуть-голодный.
Шарик-щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками-лопнул шарик.
Статические упражнения для языка
Язычок спит в домике-рот открыт, язык свободно лежит во рту.
Язычок загорает-широкий язык лежит на нижней губе.
Язычок потягивается — рот открыт, передний край и боковые края подняты вверх, не задевая зубы.
Язычок выглянул в окошко— рот открыт, узкий язык вытянуть вперед.
Сердитая кошка-рот открыт, кончиком языка опереться за нижние зубы, спинку языка поднять вверх.
Грибок — рот открыт, язык прижат, как бы обтекает небо.
Динамические упражнения для языка
Тик-так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ.
Достань нос – рот открыт, язык тянется к носу.
Чистим зубки – рот закрыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону.
Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую.
Лошадка — цокать языком, для этого сначала присосать язык к нёбу, затем резко оторвать его, получится характерный цокающий звук. Выполнять медленно.
Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к нёбу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от нёба.
Оближи варенье — кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево.
Накажем язычок — широкий язык лежит на нижней губе, верхней губой шлепать по язычку-пя-пя-пя.
Упражнение для нижней челюсти
Корова жует травку-совершать жевательные движения, одновременно двигая нижней челюстью влево-вправо.
Экскаватор— медленно опускать нижнюю челюсть, задержаться на 5 секунд, потом также медленно поднимать с сопротивлением.
Акула охотится – челюсть опустить вниз –влево, вниз-вправо, вниз-закрыть рот.
Кто дольше-произносить протяжно гласные звуки:
А-а-а-а-а
У-у-у-у-у
Е-е-е-е-е
Потом несколько гласных звуков:
А-а-а-а-у-у-у
А-а-а-а-е-е-е
А-а-а-а-и-и-и
И-и-и-а-а-а
Как правильно делать артикуляционную гимнастику
Артикуляционную гимнастику рекомендуется делать каждый день, только тогда навык будет закрепляться. Не перенапрягайте ребенка, достаточно 2-3 упражнений в день, по 5-7 раз необходимо повторить каждое упражнение. Лучше всего проводить их в эмоционально-игровой форме, непринужденно. Вряд ли ребенок будет с желанием выполнять эти упражнения, если вы предложите ему позаниматься, а вот если пригласите поиграть или придумать сказку-тогда малыш примет приглашение с удовольствием. Проявите творчество, придумывайте сказки, которые будут интересны вашему ребенку, например: «язычок проснулся, потянулся, выглянул в окошко, посмотрел в разные стороны, увидел солнышко, обрадовался, пошел гулять ». Имитируйте движения животных, птиц.
Выполняя упражнения, ребенок должен видеть свое лицо, поэтому занимайтесь перед зеркалом.
Также для развития речи и формирования правильного звукопроизношения рекомендуется делать дыхательную гимнастику. И конечно не забудьте про развитие мелкой моторики рук.
Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Смыкать и размыкать губы.
Артикуляционная гимнастика «Птенцы»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Широко открывать и закрывать рот.
Артикуляционная гимнастика «Улыбка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.
(удерживать до 10).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).
Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Чередовать до 10 раз.
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
Артикуляционная гимнастика «Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
Артикуляционная гимнастика «Бублик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.
Артикуляционная гимнастика «Шарик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Надуть щёки, сдуть щёки.
Артикуляционная гимнастика «Часики»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
Артикуляционная гимнастика «Лошадка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).
Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).
Артикуляционная гимнастика «Качели»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок»
(расслабление мышц я зыка)
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,
«пя-пя-пя»… (10 раз).
Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).
Артикуляционная гимнастика «Пятачок»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).
Артикуляционная гимнастика
«Посчитаем нижние зубки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.
Артикуляционная гимнастика «Сдуй ватку с ладошки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.
Артикуляционная гимнастика «Иголочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.
Артикуляционная гимнастика «Крестик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).
Артикуляционная гимнастика «Расческа»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
Артикуляционная гимнастика «Загнать мяч в ворота»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.
Артикуляционная гимнастика
«Кто дальше загонит мяч»
(выработка плавной, непрерывной струи,
идущей по середине языка)
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.
Артикуляционная гимнастика «Паровозик свистит»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.
Пузырек засвистит.
Артикуляционная гимнастика
«Почистим за нижними зубами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.
Артикуляционная гимнастика «Киска сердится»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.
Артикуляционная гимнастика «Парашютик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
На кончик носа положить ватку,
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
Артикуляционная гимнастика «Барабанщик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."
Артикуляционная гимнастика «Гармошка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
Артикуляционная гимнастика «Блинчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу.
Артикуляционная гимнастика «Орешки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, открыть рот,
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
Артикуляционная гимнастика «Маляр»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.
Артикуляционная гимнастика «Поймаем мышку»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).
Потешки с именами
Во саду-садочке
Выросла малинка.
Солнце ее греет,
Дождичек лелеет.
В светлом теремочке
Выросла (имя ребенка),
Люди ее любят,
Все ее голубят.
♦♦♦
Кыши, кыши,
Расти, (имя ребенка), выше,
Расти, (имя ребенка), выше,
До хором, до крыши!
В роток – говорок,
А в головку – разумок.
♦♦♦
Тушки-тутушки,
На столе – преснушки,
А в печи – ватрушки.
Преснушки, ватрушки —
Нашему Андрюшке.
♦♦♦
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошко.
Загляни в окошко —
Разбуди Сережку.
Чтоб денек
Чуть-чуть был дольше,
Чтобы мы узнали больше,
Чтоб игрушки не скучали,
А с Сереженькой играли.
♦♦♦
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С Даши худоба.
Водичка вниз,
А Дашенька вверх!
Буль-буль-буль, карасики!
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настенке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная.
♦♦♦
Ай, лады, лады, лады!
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-не-множ-ку!
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей —
Катя, умывайся веселей!
♦♦♦
Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку —
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико!
♦♦♦
От водички, от водицы
Все улыбками искрится.
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы.
Катя умывается,
Солнцу улыбается.
♦♦♦
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке – ладошки,
А пальчики – Антошке!
♦♦♦
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась.
Зайки – за капустку,
Мишки – за корку,
Детки – за молоко.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
– На-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок.
Там Буренка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашку варить,
Нашу (имя ребенка)
Кашкой кормить.
♦♦♦
Пришел кисель,
На залавочке присел,
На залавочке присел,
Поесть (имя ребенка) велел.
♦♦♦
Ой, люли, люли, люли,
В море плыли корабли,
Насте кашку привезли.
Кашенька молочненька
Для любимой доченьки.
Настя, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай!
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым!
♦♦♦
Абаю-баю-баю,
Лежит Ваня на краю.
Прибежал волчок,
Схватил Ваню за бочок,
Утащил его в лесок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадет —
Прямо Ванечке в роток.
♦♦♦
Люли, люли, люли, люли,
Дети все давно уснули,
Одна Оленька не спит
И в окошечко глядит.
Под окошком на пеньке
Сидит Бука в армяке,
На жалейке он играет,
Нашу Олю забавляет.
♦♦♦
Ай, качи-качи-качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота,
Ворота-то скрип-скрип,
А Коленька спит, спит!
♦♦♦
Баю-баюшки-баю,
Баю Верочку мою.
Приди, котик, ночевать,
Мою доченьку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Ты уж ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.
♦♦♦
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченька – не спится,
Моя Танечка боится.
Ты, собачка, не лай,
Мою Таню не пугай!
♦♦♦
Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Голос в терем подаешь,
Ване спать не даешь!
♦♦♦
Баю-баю, баю-бай, поскорее засыпай!
Спи, (имя ребенка), камешком,
Вставай, (имя ребенка), перышком.
♦♦♦
Уж как Сон ходил по лавке,
Дрема по полу брела,
Дрема по полу брела —
В кроватку к Маше забрела.
К ней в кроватку забрела —
На подушечку легла.
На подушечку легла —
Машу ручкой обняла.
♦♦♦
Баю-баюшки-баю,
Баю Тонечку мою.
Буду Тоню я качать,
Буду Тоню величать.
МояТонюшка уснет,
Угомон ее возьмет.
Баю-баиньки-баю
Раскрасавицу мою.
Ой, баюшки-баюшки,
В огороде заюшки
Травушку щипают,
Маринку забавляют.
А Марина умная
Да очень разумная.
♦♦♦
Спи-усни, спи-усни,
Крепкий сон тебя возьми.
Бай-бай-бай,
Поди, бука, под сарай,
Саше спать не мешай!
Уж ты, Сашенька, усни,
Угомон тебя возьми!
♦♦♦
Баюшки-баю, баю деточку мою!
Прилетели гулюшки,
Садились на люлюшку,
Они стали гурковать,
Стали Митеньку качать,
Прибаюкивать:
«Спи, Митенька, засни,
Угомон тебя возьми».
Гуркота, гуркота!
А Митеньке дремота.
Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою!»
♦♦♦
Баюшки-баю-баю,
Зою в люленьку кладу.
Уж ты, Зоенька, усни,
Крепкий сон тебя возьми.
♦♦♦
Спи-ка, усни, дитя Ванюшенька!
Все ласточки спят, и касаточки спят,
И куницы спят, и синицы спят.
НашемуВанюшеньке спать велят.
♦♦♦
Баю-баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам – под осинку,
Алеше – на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорешенько!
♦♦♦
Каша из гречки
Где варилась? В печке.
Сварилась, упрела
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила...
Досталось по ложке
Гусям на дорожке.
Цыплатам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оля доела
Последние крошки!
♦♦♦
Спи-ко, Маша-солнышко,
Спи-ко, житно зернышко.
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.
Ты, сугрева теплая,
Расти, замена легкая.
Уж ты легонький посол,
Куда пошлешь, туда пошел.
Свечушка, усни,
Моя светлая, поспи.
♦♦♦
Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И Серёжке на зубок.
♦♦♦
Пошел котик во лесок,
Нашел котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да Ванюшку положить.
Ваня будет спать,
Котик – Ваню качать.
Будет серенький качать
Да Ванюшку величать:
«Сон да Дрема,
Усыпи мое дитя!»
♦♦♦
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Катя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Катюшке,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистая какая
Доченька родная!
Потешки – утешки
У киски боли,
У собачки боли,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.
***
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не ной дорогой,
Куплю другой.
Ой не плачь, не кричи
Куплю тебе три.
***
Потешки про дождик и солнышко
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.
***
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
***
Дождик, дождик, посильней –
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.
***
Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
***
Ах, капля – мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
***
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти –
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***
Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по плошке,
А на Бабу Ягу –
Лей по целому ведру!
***
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
***
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
***
Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Ещё малых ребят.
***
Умываемся с потешкой
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!
***
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Таня умывается,
Солнцу улыбается!
***
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
***
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку.
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Детка умывайся веселей!
***
Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
Ах, какие ладошки!
Чистые ладошки!
***
Водичка-водичка,
Умой Ирино личико,
Ира кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Ирино личико.
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
***
Щечки? Мыли.
Носик? Мыли?
А глазки? Забыли.
Водичка серебристая
Струится из-под крана.
И мыло есть душистое,
Совсем как в нашей ванной.
«Водичка серебристая,
Ты как сюда попала?»
«Через луга росистые
Я в детский сад бежала»
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб все вы были чистыми,
Чтоб все вокруг сверкало»
***
***
В ручейке вода струится
В речке плещется вода.
Мы под краном будем мыться,
Без воды мы никуда.
Моем руки, моем лица
Мылом, щеткой и водой.
Если ты не любишь мыться,
Эту песенку не пой.
***
Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут плещется вода.
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошки,
По-нем-нож-ку,
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей.
****
Лейся, чистая водичка,
Ты умой мне чисто личико,
Шейку, ручки умывай,
Ничего не забывай!
Мылом, мылом чисто мойся,
Ни о чем не беспокойся.
Мыло не кусается, просто умывается.
Причесывание
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
***
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
***
ПРИ ОДЕВАНИИ НА ПРОГУЛКУ
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
***
Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
***
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Топ-топ по земле,
Ведь земля-то наша.
И для нас на ней растут
Пироги да каша!
Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым
***
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплёту,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
«Ты расти, расти, коса —
Всему городу краса».
***
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
***
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
***
ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ
Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет.
Все потом ложились спать.
Начинай считать опять.
***
Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет - кашкою,
Другой - простоквашкою,
Третий скажет - молочком
И румяным пирожком.
***
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку,
Мышка - за корку,
Детки - за молоко.
***
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
***
Дубы, дубочки,
Пеку блиночки,
Блиночки горячи,
Не хотят сидеть в печи.
Блиночки румяные
С маслицем, сметаною.
***
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
***
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Пей, дружок, томатный сок,
Будешь строен и высок.
***
Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.
***
Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке — гляди!
***
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
***
Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил — так убери.
***
Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас, пождет,
И ждет, кто же первым придет?
***
Каша вкусная дымится,
Надя кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножку.
Кто у нас любимый самый?
– Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
– Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
– За веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку – за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
***
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».
***
ПОТЕШКИ «НА СОН ГРЯДУЩИЙ»
Спи, усни, детка Андрюшенька.
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Андрюшеньке
Спать велят.
***
Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
***
Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
***
Утка-утёнка,
Кошка – котёнка,
Мышка – мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты ещё нет?
Где ложечка?
Ешь на здоровьице!
Ване спать не дает
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать - не гулять,
Только глазки закрывать.
***
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди –
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше.
***
Малиночка сладенькая,
Спи, дочка маленькая.
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
***
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки - на муравушке,
Детки все по люлечкам...
Спят-поспят, всему миру спать велят.
***
Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Песни громко поет,
***
Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши
***
Ходит Сон
Близ Окон.
Бродит Дрема
Возле Дома.
И глядят:
Все ли спят.
Ай, качи, качи, качи,
Улетели в лес грачи.
Не летают гули –
Все давно уснули.
Не скребутся паучки –
Влезли в норки у печи.
Только наша Оленька
Спать ложится поздненько.
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А сониха под окном –
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.
Баю, баю, баюшок,
Кладу Машу на пушок –
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.
***
Ходит сон по лавочке
В красненькой рубашечке,
А Сониха - по другой-
Сарафанец голубой.
Они вместе идут,
Дрему Катеньке несут.
***
Как у нашей бабушки семеро внучат.
Семеро-семеро с вечера не спят.
К каждому-то бабушка
С вечера приди.
К каждому-то бабушка
Песню заведи:
Про утенка, про котенка,
Про лисенка, про гусенка,
Байку про лебедушку,
Байку про зайчат.
Баюкает бабушка семерых внучат.
***
Спи-ка, Маша – солнышко,
Спи-ка, житно зернышко,
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.
Баю, баю, спать пора.
Гости едут со двора,
Со двора едут домой
На лошадке вороной.
***
Баю-баю, баю-бай.
Поскорее засыпай.
Баю-баю, спи-усни,
Угомон тебя возьми.
***
Лю-ли, лю-ли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Они сели ворковать,
Куда деточку девать.
***
Баю-баю-баиньки,
Купим детке валенки.
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет детонька ходить,
Будет валенки носить.
***
Ах, ты котик серенький,
Хвостик у тебя беленький,
Брысь, котик, не ходи!
Мою детку не буди.
***
Ходит сон по горе.
Носит дрему в рукаве,
Всем детишкам продает, нашей Тане так дает
.***
Люли, люли, баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Насте спать велят.
***
Люли, люли, люли, бай
Поскорее засыпай.
Уж я по воду пойду,
Заек чаем напою.
***
Ходит сон у окон,
Ходит к Дреме на поклон.
Ты входи-ка, Дрема, в дом,
Напусти нам угомон.
***
Байки-побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать,
Стали в дудку играть,
Начал Миша засыпать.
***
Бай-бай, бай-бай,
Ты, собаченька, не лай,
Петушок, не кричи
И Ванюшу не буди.
Мой Ванюша будет спать,
Да большой вырастать.
***
Ой люленьки, люленьки,
К нам летели гуленьки.
К нам они летели,
Мы на них глядели.
Летели, летели,
На березку сели.
А березка скрип, скрип,
А мой Вася спит, спит.
***
Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
***
***
Байки-побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать.
Стали в дудки играть,
Начал Миша засыпать
***
ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА
На кота потягушки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в ножки ходушки,
А в роток говорунок,
А в голову разу мок!
***
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
***
Ночь прошла,
Темноту увела,
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька,
Открыла ставенку.
«Здравствуй, солнышко-колоколнышко!»
***
Мы спокойно отдыхали,
сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
***
Потягушечки, потягушечки
Поперек толстушечки,
А в ручки хватушечки,
А в ножки ходушечки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все давно уж спать должны,
Наши дети тоже.
***
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
(Ребятки, просыпайтесь!
Глазки открывайтесь!
Ножки потянитесь, ручки поднимитесь.
***
Просыпайтесь, потянитесь, на бочок перевернитесь.
Слегка приподнимитесь, а потом - садитесь.
А теперь вставайте, движенье друг за другом начинайте.
По кругу мы шагаем и руки поднимаем..
Затем трусцой передвиженье, и дальше- легкое круженье.
***
Потягуни — потягушечки
(Тянемся пальчиками вверх как можно выше)
Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем, Растем! Растем,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы
Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....
Картотека артикуляционной гимнастики для первой младшей группы
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи выр...
Картотека артикуляционной гимнастики для первой младшей группы на тему "Зоопарк"
упражнения из картотеки могут использоваться на разных занятиях либо режимных моментах на подходящую тематику...
Картотека артикуляционной гимнастики во второй младшей группе
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движе...
Картотека артикуляционной гимнастики во второй младшей группе
Картотека артикуляционной гимнастики во второй младшей группе...
Картотека артикуляционной гимнастики для второй младшей группы
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.Артикуляционная гимнастика для дошкольников необх...
Картотека Артикуляционная гимнастика для второй младшей группы
Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь дет...