Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Хорошая память — залог успешного обучения ребёнка. Мнемотехника позволяет эффективно использовать все возможности памяти, что в значительной степени повышает качество речевого развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 429.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №296
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
структурное подразделение – отделение дошкольного образования
Методическая разработка
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель коррекционной группы
Суворова Светлана Эдуардовна
г.Санкт-Петербург
2024г.
«Связная речь обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития».
Ф.Сохин
Хорошая память — залог успешного обучения ребёнка. В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника как раз и позволяет эффективно использовать все возможности памяти, что в значительной степени повышает качество речевого развития ребенка.
В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
- плохая дикция.
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами.
Ребенок с рождения воспитывается родителями, в жизни которых телевизор, компьютер, смартфон занимают далеко не последнее место. А если взрослые и дети в семье мало общаются, то и речевой опыт их ограничен, языковые средства несовершенны; разговорная речь бедна, немногословна.
Век информации освободил нас от необходимости что-то долго удерживать в памяти. Поэтому у детей развивается в основном только краткосрочная память. Следствие - ребенку трудно пересказать только что услышанную сказку или рассказ от начала и до конца, выучить стихотворение и не забыть, подобрать подходящее слово для выражения собственной мысли.
Так как же сформировать речь ребёнка, улучшить его память?
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, передо мной встала задача, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Вечный принцип наглядности. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника — это методы и приёмы, которые помогают легко и быстро запоминать и воспроизводить необходимую информацию.
Суть мнемотехники заключается в следующем на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом, мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа:
- Мнемоквадраты
- Мнемодорожка
- Мнемотаблицы
Мнемоквадрат – это структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.
Например: «лунная ночь», проиллюстрированная тёмным фоном и светлой круглой луной.
Нарисованные изображения должны быть понятны детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: солнце – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая. И необходимо «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.
Примеры мнемоквадратов:
Мнемодорожка - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений, С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать короткие стихотворения, отгадывать загадки.
Пример скороговорки: У ежа ежата, у ужа ужата.
Мнемотаблица – эта схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Первоначальные таблицы составляла я, родители. Потом к этому процессу можно подключить и ребенка. Таким образом мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенка.
Для детей старшего дошкольного возраста, подойдут мнемотаблицы с изображениями одного цвета (например, чёрно-белые), чтобы яркостью рисунка не отвлекать их внимание от смысла.
Предлагаю детям поиграть в игру «Угадай». Я загадываю любой овощ или фрукт и опираясь на схему вам про него рассказываю. А вы попробуете его отгадать. Итак. (Воспитатель по мнемотаблице описывают фрукты и овощи, а дети отгадывают).
Что это?
Цвет
Форма
Вкус
Где растёт
Каков на ощупь
Что можно приготовить
Используя опорные картинки для заучивания стихотворения, увлекает детей. С начало стихотворение нужно выразительно прочитать, затем еще раз проговорить его с опорой на мнемотаблицу. Затем нужно задать вопросы детям по содержанию стихотворения, помочь детям уяснить основную мысль. Объяснить значение непонятных слов. Читать отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет его с опорой на мнемотаблицу. Затем дети рассказывают все стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Также мнемотехника используется при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов. Вместе с детьми проводиться беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации, и отслеживается последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
Пример: Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Но подул ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы, а мы от дождя прячемся под зонтом.
Как создать мнемотаблицу самостоятельно:
Для составления таблицы вам потребуется бумага, линейка, карандаши/фломастеры/краски с кистью.
- Выберите подходящий текст. Его объём и сложность должны соответствовать возрасту ребёнка.
- Разделите текст на небольшие отрывки по смыслу (чем ребёнок младше, тем короче должны быть эти отрывки).
- Расчертите лист бумаги на квадраты. Их число должно соответствовать числу отрывков текста.
- В каждом квадрате изобразите то, о чём говорится в фрагменте либо то, с чем этот фрагмент ассоциируется.
- Дополнительно можно в квадраты перенести и текст, который нужно запомнить.
Для детей в возрасте 3-5 лет подбирайте и создавайте мнемотаблицы из 4-8 квадратов, а для детей 5-7 лет — из 8-16 клеток.
В основе вашей мнемотаблицы могут быть как стихотворения, так и небольшие рассказы на интересные темы. Например, можно запоминать особенности, которыми обладают времена года: лето, весна, зима и осень. Либо учить стихи, загадки и скороговорки.
Варианты игр с мнемотаблицами:
1. Восстановить последовательность картинок по памяти.
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.
4. Найти лишнюю картинку.
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Итак, мнемотехника:
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
Литература:
- Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
- Венгер Л. А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» // Дошкольное воспитание, 1982, №3
- Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5
- Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб. 2009.
- Омельченко Л.В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи
/ Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. Москва 2016.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 1990. №10. С.16-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста"
Родительское собрание "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...
"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...
"Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"
К.Д. Ушинский писал: "Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету"....
Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...
Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...
Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения - мнемотехники, представле...