развитие речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ситникова Елена Владимировна

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие речи28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»

Цель: учить детей рассказывать, ориентируясь на план.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;
продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения;
5. Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени.
Оборудование:
- картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)
- сюжетные картинки для составления рассказов
- мяч
- осенние листья

Ход занятия

Приветствие с движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, небо! (руки вверх)
Здравствуй, солнце! (руки над головой, описать большой круг)
Здравствуй, земля! (плавно опустить руки на пол)
Здравствуй, планета Земля! (описать большой круг над головой)
Здравствуй, наша большая семья! (все ребята берутся за руки и поднимают их в верх).

Предложить детям отгадать загадки.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)

-Ребята, о каком времени года загадки? (Об осени).
- Назовите месяца осени. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, а чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным, обозначим план рассказа.

Сначала расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Трава пожелтела, птицы стали улетать.
- А кто еще знает признаки наступления осени?
Осенью часто идут дожди.
Бывают первые заморозки.
Листья желтеют.

- А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать».

Игра с мячом
Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
- Листья осенью (что делают?) –
Листья осенью желтеют и опадают.
- Дождь осенью (что делает?) –
Дождь осенью моросит, идет.
-Урожай осенью (что делают?) –
Урожай осенью убирают.
- Птицы осенью (что делают?) —
Птицы осенью улетают.
- Деревья осенью (что делают?) —
Деревья осенью роняют листья.
- Звери осенью (что делают?)
Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Физкультминутка «Осенние листья»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (присесть)

А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю вам поиграть в игру:
Релаксация «В осеннем лесу»
Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в волшебном осеннем лесу. Вы оглядываетесь вокруг. Под ногами шуршат листья. Вы вдыхаете свежий воздух и аромат природы. Деревья, словно в праздничном наряде из разноцветных листьев. Вы собираете осенний букет.

- Какие чувства вызывала у вас «прогулка» по осеннему лесу?
Радость.
- Почему?
Потому что ранней осенью в лесу красиво.
- А еще, ребята осенью бывает такое явление как листопад. Устроим листопад?
Да.

Дыхательная гимнастика «Листопад»
Раздать детям осенние листья и объяснить, что такое листопад. Предложить детям подуть на листья так, чтобы они полетели. Получился листопад. Повторить несколько раз.

- Скажите, ребята, о каком времени года мы говорили?
Мы говорили об осени.
А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы?
Да
Тучки солнце закрывают?
Да
Холодный ветер прилетает?
Да
Ну а птицы гнезда вьют?
Нет
А букашки прилетают?
Нет
Звери норки закрывают?
Да
Урожай все собирают?
Да
Птичьи стаи улетают?
Да
Часто-часто льют дожди?
Да
Достаем ли сапоги?
Да
Солнце светит очень жарко?
Нет
Можно детям загорать?
Нет
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Да

Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...