Дидактические игры по теме: "Посуда" для средней группы.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
В материале представлены примеры дидактичсеких игр, физкультминуток, загадок, стихотворений, художественной литературы для чтения детям, а также план-конспект по теме "Посуда" для средней группы. Материал будет полезен воспитателям для проведения занятий в детском саду, а также родителям для развития речевой активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_inry_posuda.docx | 53.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Посуда»
Дидактические игры.
Игра «Магазин».
Дети «приходят в магазин и покупают» посуду, объясняя ее назначение.
- Я куплю кастрюлю и буду готовить в ней суп. И т. д.
Игра «Где живут продукты?».
Воспитатель объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.
Сахар живет в… (сахарнице) Соль живет в… (солонке)
Сухари живут в… (сухарнице) Масло живет в… (масленке)
Перец живет в… (перечнице) Чай живет в… (чайнике)
Кофе живет в…. (кофейнике) Селедка живет в... (селедочнице)
Конфеты живут в... (конфетнице) Салат живет в... (салатнице)
Игра «Чего не хватает?».
Воспитатель показывает картинку с изображением посуды или предмет посуды, закрывая какую-либо часть, и спрашивает: «Чего не хватает у чайника?» (У чайника не хватает носика).
Игра «Из чего сделана посуда?» (с мячом).
Проводится с перекидыванием мяча. Воспитатель называет предмет, Дети - прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан. Например:
Вилка из металла – металлическая
Ваза из хрусталя – хрустальная
Ложка из дерева – деревянная
Тарелка из пластмассы – пластмассовая
Чашка из фарфора – фарфоровая
Игра «Кто больше слов придумает?».
Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать слова-действия, относящиеся к посуде, кто из членов семьи совершает какие действия с ней.
Игра «Ложки и стаканы».
Каждому ребенку воспитатель выдает пластиковый стакан и ложку.
Воспитатель демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их:
- Я положила ложку в стакан.
- Я достала ложку из стакана. И т. д
Дети выполняют инструкции воспитателя:
- Положи ложку в стакан.
- Достань ложку из стакана.
Игра «Разбитые чашки».
Воспитатель выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображением чашек.
- Ребята, послушайте стихотворение, которое я прочту.
На завтрак Наташе
Сварили две каши.
На выбор две каши
Для нашей Наташи.
Не стала есть кашу
Каприза Наташа.
Разбила две чашки
Вертушка Наташа.
- Помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташа. Они выглядят вот так, как эта чашка на картинке.
Дети собирают разрезные картинки. Воспитатель помогает, если это необходимо.
Игра «Раздели на слоги» (с мячом).
- Теперь пришла пора поиграть в мяч. Я буду бросать мяч и называть посуду. Вы ловите мяч, произносите слово по слогам, говорите сколько слогов и возвращаете мне мяч.
Чашка ножик
тарелка вилка
блюдце чайник
ложка посуда
Упражнение «Суп кипит».
- Садитесь за стол. Пока мы с вами играли в мяч, в кастрюле закипел суп.
Воспитатель раздает детям игрушечные пластмассовые кастрюльки, наполовину наполненные водой, и короткие изогнутые соломинки для коктейля.
- Перед каждым из вас кастрюлька, опустите туда соломинку.
Подуйте в нее, не раздувая щеки, так, чтобы «суп» в кастрюльке «закипел».
Дети выполняют упражнение 3-4 раз под команду воспитателя.
Игра «Скажи наоборот» (с мячом).
- Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.
Ложка чистая – ложка грязная.
Тарелка глубокая – тарелка мелкая.
Чашка большая – чашка маленькая.
Сковорода тяжелая – сковорода легкая.
Ножик старый – ножик новый.
Физкультминутки.
Динамическая игра «Посуда».
(на развитие координации речи с движением, закрепление в речи относит. прилагательных)
Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке, Вот пластмассовый поднос, Он посуду нам принес. | (Надули животик: одна рука на поясе, другая рука изогнута, как носик) (Присели, одна рука на поясе)
(Кружатся, рисуя руками круг) (Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой) (Легли на ковер, вытянулись) |
Упражнение «Чайник».
Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот. Я чай кипячу клокочу и кричу: - Эй, люди, я с вами попить чай хочу. | (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую руку держат на поясе) (Животик надут) (Топают обеими ногами) (Делают призывные движения правой рукой) |
Загадки.
Он округлый, но не шар, | И в столовой, и на кухне, В ресторане – и везде: Если варят – то в кастрюле, Жарят – на …Сковороде |
* | * |
* | * |
* | * Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода скипела!» …Чайник |
* | * На одной широкой ножке |
* Осторожненько, смотри, | * Ем столовой суп в обед, |
* Нос пыхтит и дышит паром, | * На плите стоит горячей |
* Словно блин кругла она, | * Крутобокий и высокий, |
* Она всем очень нравится, | * И оладьи, и омлет, |
Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке – в чашку, Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску – курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, Все до крошки раздала. | Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке. Загибают по одному пальчику на левой руке. Разжимают кулачок. Сдувают «крошку» с ладошки. |
Стихи о посуде.
Деревянная ложкаСвежая картошка, | За ужиномАлеша плохо держит ложку – |
Можно двадцать тысяч раз | Я на коврике сидел |
Мыть посуду – не пустяк. | Немного об искусстве Пришла с работы мама. |
СоветПоссорились | ЧаепитиеНа часок мы зашли |
ХозяйкаВ каждый дом | Песенка точильщиковТочим, |
Чашка заболелаВот какое дело: | СахарницаСахарница, сахарница – |
Художественная литература.
ЕВГЕНИЙ ПЕРМЯК
Торопливый ножик.
Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.
- Как же это так? - спрашивает Митю отец.
- Ножик плохой, - отвечает Митя, -косо строгает.
- Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.
- А как? - спрашивает Митя.
- А вот так, - сказал отец.
Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.
Хитрый способ.
— Вот, - сказала мама, - полюбуйтесь! На что уходит отпуск? Посуда, посуда, три раза в день посуда! Утром мой чашки, а днем целая гора тарелок. Просто бедствие какое-то!
- Да, - сказал папа, - действительно это ужасно! Как жалко, что ничего не придумано в этом смысле. Что смотрят инженеры? Да, да… Бедные женщины…
Папа глубоко вздохнул и уселся на диван.
Мама увидела, как он удобно устроился, и сказала:
- Нечего тут сидеть и притворно вздыхать! Нечего все валить на инженеров! Я даю вам обоим срок. До обеда вы должны что-нибудь придумать и облегчить мне эту проклятую мойку! Кто не придумает, того я отказываюсь кормить. Пусть сидит голодный. Дениска! Это и тебя касается. Намотай себе на ус!
Я сразу сел на подоконник и начал придумывать, как быть с этим делом. Во-первых, я испугался, что мама в самом деле не будет меня кормить и я, чего доброго, помру от голода, а во-вторых, мне интересно было что-нибудь придумать, раз инженеры не сумели. И я сидел и думал, и искоса поглядывал на папу, как у него идут дела. Но папа и не думал думать. Он побрился, потом надел чистую рубашку, потом прочитал штук десять газет, а затем спокойненько включил радио и стал слушать какие-то новости за истекшую неделю.
Тогда я стал думать еще быстрее. Я сначала хотел выдумать электрическую машину, чтобы сама мыла посуду, и сама вытирала, и для этого я немножко развинтил наш электрополотер и папину электробритву «Харьков». Но у меня не получалось, куда прицепить полотенце.
Выходило, что при запуске машины бритва разрежет полотенце на тысячу кусочков. Тогда я все свинтил обратно и стал придумывать другое. И часа через два я вспомнил, что читал в газете про конвейер, и от этого я сразу придумал довольно интересную штуку. И когда наступило время обеда, и мама накрыла на стол, и мы все расселись, я сказал:
- Ну что, папа? Ты придумал?
- Насчет чего? - сказал папа.
- Насчет мойки посуды, - сказал я. - А то мама перестанет нас с тобой кормить.
— Это она пошутила, - сказал папа. - Как это она не будет кормить родного сына и горячо любимого мужа?
И он весело засмеялся.
Но мама сказала:
- Ничего я не пошутила, вы у меня узнаете! Как не стыдно! Я уже сотый раз говорю - я задыхаюсь от посуды! Это просто не по-товарищески: самим сидеть на подоконнике, и бриться, и слушать радио, в то время как я укорачиваю свой век, без конца мою ваши чашки и тарелки.
- Ладно, - сказал папа, - что-нибудь придумаем! А пока давайте же обедать! О, эти драмы из-за пустяков!
- Ах, из-за пустяков? - сказала мама и прямо вся вспыхнула. - Нечего сказать, красиво! А я вот возьму и в самом деле не дам вам обеда, тогда вы у меня не так запоете!
И она сжала пальцами виски и встала из-за стола. И стояла у стола долго-долго и все смотрела на папу. А папа сложил руки на груди и раскачивался на стуле и тоже смотрел на маму. И они молчали. И не было никакого обеда. И я ужасно хотел есть. Я сказал:
- Мама! Это только один папа ничего не придумал. А я придумал! Все в порядке, ты не беспокойся. Давайте обедать.
Мама сказала:
- Что же ты придумал?
Я сказал:
- Я придумал, мама, один хитрый способ!
Она сказала:
- Ну-ка, ну-ка…
Я спросил:
- А ты сколько моешь приборов после каждого обеда? А, мама?
Она ответила:
- Три.
- Тогда кричи «ура», - сказал я, - теперь ты будешь мыть только один! Я придумал хитрый способ!
- Выкладывай, - сказал папа.
- Давайте сначала обедать, - сказал я. - Я во время обеда расскажу, а то ужасно есть хочется.
- Ну что ж, - вздохнула мама, - давайте обедать.
И мы стали есть.
- Ну? - сказал папа.
— Это очень просто, - сказал я. - Ты только послушай, мама, как все складно получается! Смотри: вот обед готов. Ты сразу ставишь один прибор. Ставишь ты, значит, единственный прибор, наливаешь в тарелку супу, садишься за стол, начинаешь есть и говоришь папе: «Обед готов!»
Папа, конечно, идет мыть руки, и, пока он их моет, ты, мама, уже съедаешь суп и наливаешь ему нового, в свою же тарелку.
Вот папа возвращается в комнату и тотчас говорит мне:
«Дениска, обедать! Ступай руки мыть!»
Я иду. Ты же в это время ешь из мелкой тарелки котлеты. А папа ест суп. А я мою руки. И когда я их вымою, я иду к вам, а у вас папа уже поел супу, а ты съела котлеты. И когда я вошел, папа наливает супу в свою свободную глубокую тарелку, а ты кладешь папе котлеты в свою пустую мелкую. Я ем суп, папа - котлеты, а ты спокойно пьешь компот из стакана.
Когда папа съел второе, я как раз покончил с супом. Тогда он наполняет свою мелкую тарелку котлетами, а ты в это время уже выпила компот и наливаешь папе в этот же стакан. Я отодвигаю пустую тарелку из-под супа, принимаюсь за второе, папа пьет компот, а ты, оказывается, уже пообедала, поэтому ты берешь глубокую тарелку и идешь на кухню мыть!
А пока ты моешь, я уже проглотил котлеты, а папа - компот. Тут он живенько наливает в стакан компоту для меня и относит свободную мелкую тарелку к тебе, а я залпом выдуваю компот и сам несу на кухню стакан! Все очень просто! И вместо трех приборов тебе придется мыть только один. Ура?
- Ура, - сказала мама. - Ура-то ура, только негигиенично!
- Ерунда, - сказал я, - ведь мы все свои. Я, например, нисколько не брезгую есть после папы. Я его люблю. Чего там… И тебя тоже люблю.
- Уж очень хитрый способ, - сказал папа. - И потом, что ни говори, а все-таки гораздо веселее есть всем вместе, а не трехступенчатым потоком.
- Ну, - сказал я, - зато маме легче! Посуды-то в три раза меньше уходит.
- Понимаешь, - задумчиво сказал папа, - мне кажется, я тоже придумал один способ. Правда, он не такой хитрый, но все-таки…
- Выкладывай, - сказал я.
- Ну-ка, ну-ка… - сказала мама.
Папа поднялся, засучил рукава и собрал со стола всю посуду.
- Иди за мной, - сказал он, - я сейчас покажу тебе свой нехитрый способ. Он состоит в том, что теперь мы с тобой будем сами мыть всю посуду!
И он пошел.
А я побежал за ним. И мы вымыли всю посуду. Правда, только два прибора. Потому что третий я разбил. Это получилось у меня случайно, я все время думал, какой простой способ придумал папа.
И как это я сам не догадался?
СЕРГЕЙ ШЕПЕЛЬ
Притча о еде и посуде.
Рассказывают, что в далёкие времена жили- были муж и жена у которых было несколько прекрасных маленьких детей. Однажды они должны были уехать не надолго, но у них не было возможности взять с собой детей. Они не хотели оставлять их с чужими людьми и поэтому решили пригласить погостить к себе сестру жены, которая жила далеко и уже давно не была у них. они написали ей приглашение, и она с радостью согласилась, ведь ей так хотелось увидеть сестру и познакомиться со своими племянниками.
Вскоре она приехала, и как раз вовремя. Супруги должны были уезжать этим же вечером. И осталась тётя одна со своими маленькими племянниками. Дети сразу же полюбили свою тётю, ведь она была доброй и ласковой, а она в свою очередь не могла налюбоваться на таких маленьких, красивых и милых детей. Настал вечер, и тётя приготовила на ужин плов. Она поставила тарелки с пловом на стол и позвала детей ужинать. Они прибежали, сели на свои места, но почему-то не начинали есть. «В чём дело? Почему вы не едите?»- спросила тётя. «Это не правильный плов»- сказали дети. Оказалось, что каждый ребёнок считал еду правильной лишь в том случае, если она была насыпана в тарелку с его любимым рисунком. У одного на тарелке был нарисован крестик, у другого - сидящий человек в оранжевых одеждах с полу прикрытыми глазами, у третьего - четырехрукий человек с диском, булавой, ракушкой и лотосом в одной из рук и т.д. Сначала она подумала, что дети, таким образом, решили подшутить над ней, но, взглянув на серьёзное выражение их лиц, поняла, что дело тут серьёзное. Она принялась объяснять им, что еда во всех тарелках одинакова, но они не хотели ничего слушать. Долго она пыталась уговорить их, но дети упрямо сопротивлялись, и даже начали плакать. Тогда тётя просто переставила тарелки, чтобы перед каждым ребёнком стояла привычная для него тарелка, ведь она любила детей и решила, что лучше уступить им, чем оставить их голодными. Она никак не могла понять, почему дети считали еду неправильной, когда она была насыпана не в привычной для них тарелке, ведь она знала, что еда одинаковая, ибо она сама готовила её. Но, может они не знают об этом, подумала она.
На следующий день она попыталась объяснить детям, что еда у всех одна и та же, и что её вкус не зависит от тарелки, в которой она подана. Но дети стояли на своём. День за днём тётя повторяла свои попытки вразумить это детям, но у неё ничего не выходило. И вот однажды она придумала, как это сделать.
В один прекрасный день, когда на улице шёл дождь и детям было скучно сидеть дома, она позвала детей на кухню и, сославшись на недомогание, попросила детей помочь ей приготовить обед. Дети были рады помочь любимой тёте и с удовольствием согласились. Тётя придумала готовить еду в игровой форме. «Я буду командиром, а вы моими верными солдатами»- сказала она. Она командовала ими как настоящий командир, а дети исправно исполняли все её команды. Они были в восторге от такой игры. И вот обед был готов, а стол накрыт. «А теперь пусть каждый подходит со своей тарелкой, а я буду вам всем насыпать»- скомандовала тётя. Они весело выстроились в очередь и, получив еду, с огромным удовольствием принялись есть. После обеда тётя сказала: «Вот теперь вы знаете, что вся еда, которую вы получаете одинаковая, что её не готовят каждому в отдельности по разным рецептам». Дети поняли, что она хотела сказать, и согласились с ней, ибо они сами готовили себе пищу одну для всех. С тех пор они всё меньше и меньше обращали внимание на свои тарелки, а вскоре рисунки на тарелках перестали их интересовать, т.к. тарелки стали общими.
Г.Х.АНДЕРСЕН
«Чайник»- сказка.
Жил-был гордый чайник. Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою - всем-всем, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена - об этом он не говорил, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие. Весь чайный сервиз - чашки, сливочник, сахарница охотнее говорили о хилости чайника, чем о его добротной ручке и великолепном носике. Чайнику это было известно.
"Знаю я их! - рассуждал он про себя. - Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом - мое смирение и скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы - крышка, а у меня и то и другое, да и еще кое-что, чего у них никогда не будет, - носик. Благодаря ему я - король всего чайного стола. Сахарнице и сливочнице тоже выпало на долю услаждать вкус, но только я истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества: во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток".
Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности. Но вот однажды стоит он на столе, чай разливает чья-то тонкая изящная рука. Неловка оказалась рука: чайник выскользнул из нее, упал - и носика как не, бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, о ней сказано уже достаточно. Чайник лежал без чувств на полу, из него бежал кипяток. Ему был нанесен тяжелый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукой, а над ним самим.
"Этого мне никогда не забыть! - говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. - Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала. И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой цели - внутренней и внешней. Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь... Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землею - для чайника это все равно что быть закопанным, - а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.
Я любовался им, я держал его в своих объятиях, я забывал себя ради его красоты. Какое блаженство забывать себя ради других! А цветок даже не сказал мне спасибо, он и не думал обо мне, - им все восхищались, и если я был рад этому, то как же должен был радоваться он сам! Но вот однажды я услышал: "Такой цветок достоин лучшего горшка!" Меня разбили, было ужасно больно... Цветок пересадили в лучший горшок, а меня выбросили на двор, и теперь я валяюсь там, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!"
Сказка о бдюдцах.
Когда-то давным-давно, в одном старом-престаром буфете, жили блюдца.
Буфет был очень большим и уважаемым среди разных кухонь того города. Царивший в нем порядок часто ставили в пример маленьким, непослушным чашкам:
- Посмотрите, как вы ведете себя?! Разве так ведут хорошо воспитанные китайские пиалы? Вот если бы вы жили в том Уважаемом Буфете, вас бы быстро научили чистоте и порядку!
Маленькие Восточные Чашки испуганно щурили узкие глазки, с испугом вглядываясь в темноту кухни, где стоял Буфет. Тщательно смывали с себя чайный налет и аромат терпкого мятного напитка, послушно становились на полку.
Хозяйка всегда гордилась своим буфетом. Роли в нем были строго распределены! Наверху, под самым потолком, восседал самый важный столовый прибор - Заварной Чайник. В этом доме очень любили гостей и Чайник часто ездил «за границу», на убранный в Столовой праздничный стол.
Возвращаясь домой из дальних странствий, он всегда рассказывал соседям с верхних полок сплетни и небылицы, подслушанные во время чаепития:
- Вы слышали, в город приехал новый кондитер, и теперь к столу подают заварные пирожные.
А маленькие столовые ложечки охотно кивали:
- Да-да, и мы там были. Новый кондитер просто волшебник!
Суповые блюда занимали почетные средние полки. К обеду обычно не приходили интересные гости, но и просто возможность поразмять косточки, постояв час-другой на столе, считалась почетной.
Меж тем, жившие в Буфете на нижних полках Блюдца считали свою жизнь скучной.
Они были куплены для прислуги, но та предпочитала пить чай во дворе, под липами. Собирая посуду из маленького летнего домика.
И сюда, в Важный Буфет, залетала лишь легкая кухонная пыль да шепот соседей с ближайшей кухни. Соседи никак не могли решить, кто должен кормить собаку, их ссоры и ругань часто доносились из-за массивной кирпичной стены, от чего любопытные блюдца весело позвякивали.
А случалось, что кто-нибудь из жителей Буфета скоропостижно умирал, упав на твердый-претвердый кухонный пол. В такие моменты среди строгих рядов тарелок пробегал еле слышный тревожный шепот-перезвон:
- Вы слышали?
- Слышали что?
- Большое обеденное блюдо разбилось!
- То самое, синее?!
- Да-да, я сама видела. Мыльным оно выскользнуло из рук хозяйки и упало прямо на пол, а кухарка уже смела осколки.
- Какой ужас! Бедное блюдо...
И вот одним темным-темным зимним вечером... в доме появился новый гость - Большой Черный Кот.
Накануне, хозяйка долго спорила со своим мужем, стоит ли им завести кота, ибо мыши в кладовке уже давно портят припасы. Хозяин басовито возражал, что кошки в наше время совсем от лап отбились и лучше один мешок подпорченной крупы, чем изодранный когтями диван.
Но вчера мыши погрызли запас любимого хозяйского табака. Целое утро хозяин ходил мрачнее надвигающейся непогоды. Вы же знаете, без выкуренной ароматной трубки в Наше Время, ни один дом не может быть уважаемым...
В далекой юности кот жил на улице и видел Лето, Осень, Звезды и Снег.
А ведь кроме пирожных, в буфете ни о чем раньше не слышали!
Потерявший свой важный статус Заварной Чайник и Суповые Блюда невзлюбили кота и презрительно замолкали, лишь его мягкие лапы переступали порог кухни.
Новый житель быстро подружился лишь с любопытными блюдцами.
- Уважаемый кот - наперебой все переспрашивали они - Вы ведь были за стенами нашего дома? И видели Мир? А на что похожи звезды?
Кот важно вытягивал спину и начинал свой мурлыкающий рассказ:
- Звезды... Они похожи на тысячи Новогодних Свечей, что зажигает хозяйка к обеду. Они светят, но не греют. И ими нельзя обжечься. Но вот Луна...
-Луна? Дорогой кот, расскажите, на что похожа Луна?
-Луна похожа на большой Швейцарский сыр. Вначале она круглая, но потом ее кто-то съедает.
- Съедает? Какой ужас. И никто больше не видит Луны?
- Я слышал от соседского кота, у которого его старший брат плавал на корабле, что Луна была испорченным сыром, который подали на стол Королю. Король был разгневан и проклял Луну.
Теперь она с неба напоминает нам о том званном обеде.
- Дорогой кот, мы бы так хотели увидеть Луну и Солнце, но мы не можем покинуть Буфет. Нас даже не вынимают к обеду.
Взмахнув кончиком пушистого хвоста, кот задумался.
-Кажется, блюдца умеют кататься! Я это видел в далеком детстве и когда дом уйдет ко сну...
Тут он цепко поддел ближайшее лапой, так что оно покатилось по полке.
Утром удивленный садовник нашел на крыльце аккуратно стоящие блюдца... Долго крутил их в руках, смотрел на них своими старыми подслеповатыми глазами, а затем кликнул кухаре, чтобы та забрала их в Буфет.
План-конспект по теме: «Посуда». Средняя группа.
Цель: формировать у детей представление и знания о посуде, её назначении, закреплять названия предметов посуды; накапливать словарь по теме;
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения образовывать существительные с суффиксами -ниц-, -онк- с опорой на игру «Где живут продукты»;
- упражнять в подборе слов-антонимов с опорой на игру «Скажи наоборот»;
- формировать умение правильно употреблять глаголы жарить, варить, печь, кипятить, тушить, различать их лексическое значение с опорой на игру «Повар»;
Развивающие:
- развивать физиологическое дыхание; моторику артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук;
- развивать память, зрительное внимание, мышление с опорой на дидактические игры;
Воспитательные:
- воспитывать бережное и аккуратное отношение к посуде с опорой на игру «Разложи посуду»;
- воспитывать последовательность и целеустремленность при выполнении заданий через слово педагога.
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением предметов посуды; картинки-нелепицы; иллюстрации для проведения артикуляционной гимнастики.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Покажите ваше настроение. (детям раздаются смайлики с различным настроением, они выбирают смайлик, соответствующий их настроению, и показывают своё настроение мимикой.
2. Дыхательная гимнастика «Чай»
- Но чай горячий. Давайте его остудим (вдох через носик, а выдох через рот, губы вытянув вперед).
II. Основной этап
1. Дидактическая игра «Для чего нужна посуда» (накопление словаря по теме, формирование понятия посуда)
- Сегодня к нам в гости пришёл Поваренок. Ему почтальон принёс много писем, давайте их прочитаем.
- Открывайте конверты и читайте письмо (в конвертах лежат картинки с изображением предметов посуды. Дети по очереди открывают конверты)
- Что лежит в ваших конвертах?
1. Нож, вилка, ложка.
- Для чего нужна вилка? (вилкой едят макароны, рыбу, картошку)
- Для чего нужна ложка? (ложкой едят суп, кашу)
- Для чего нужен нож? (ножом режут хлеб)
Нож, вилка, ложка – столовые приборы.
2. Тарелка (мелкая, глубокая).
- Для чего нужна тарелка? (Из глубокой тарелки едят суп. Из мелкой тарелки едят второе – кашу.)
2. Стакан.
- Для чего нужен стакан? (из стакана пьют воду, молоко, компот)
4. Супница, салатница.
- Для чего нужна супница? (В супницу наливают суп, а потом из супницы в тарелки разливают суп)
- Для чего нужна салатница? (В салатницу кладут салат)
5. Солонка, перечница.
- Для чего нужна солонка? (чтобы солить еду)
- Для чего нужна перечница? (чтобы перчить еду)
Тарелка, стакан, супница, салатница, солонка, перечница – столовая посуда, посуда из которой кушают, которую ставят на стол.
6. Кастрюля, сковорода.
- Для чего нужна кастрюля? (в кастрюле варят суп, кашу, компот)
- Для чего нужна сковорода? (в сковороде жарят котлеты, картошку, рыбу)
7. Чайник, половник.
- Для чего нужен чайник? (в чайнике кипятят воду)
- Для чего нужен половник? (наливать суп, компот)
Кастрюля, сковорода, чайник, половник – кухонная посуда, в которой готовят еду, жарят, варят, кипятят.
2. Дидактическая игра «Где живут продукты» (образование существительных с суффиксами –ниц-, -онк-)
- Ребята, Поваренок не знает, где живут продукты. Давайте ему поможем.
Где живет суп? Суп «живет» в … супнице.
Соль … в солонке.
Перец … в перечнице.
Чай … в чайнике.
Салат … в салатнице.
3. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики по одному к ладони
Будем маме помогать. Прыгают.
Быстро чашки мы помыли, Трут ладошки.
Про тарелки не забыли. Трут ладошки.
Всю посуду мы убрали. Поднимают руки вверх и потягиваются.
Очень сильно мы устали. Устало опускают руки вниз.
4. Упражнение «Части посуды»
- Ребята, Поваренок просит, чтобы мы ему помогли разобраться из чего же состоит посуда.
- Посмотрите внимательно на чайник. Что есть у чайника? (ручка, донышко, носик, крышка). Покажи, где крышка, где носик, где донышко, где ручка?
5. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов)
- Поваренок хочет с нами поиграть в одну игру «Скажи наоборот». Я вам буду называть слово, а вы будете называть его, наоборот.
Мелкая тарелка – глубокая тарелка
Тяжелая кастрюля – лёгкая кастрюля
Горячий чайник – холодный чайник
Чистый стакан – грязный стакан
Новый кофейник – старый кофейник
Острый нож – тупой нож
Мокрая ложка – сухая ложка
6. Дидактическая игра «Повар» (употребление глаголов жарить, варить, печь, кипятить, тушить, различение их лексических значений)
- Ребята, Поваренок говорит, что суп варят в сковороде. Это правильно? В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле).
- Поваренок говорит, что котлеты жарят в кастрюле. Это правильно? В чем жарят котлеты? (Котлеты жарят в сковороде)
- Поваренок говорит, что суп едят вилкой. Это правильно? Чем едят суп? (суп едят ложкой).
- Поваренок говорит, что рыбу едят ножом. Это правильно? Чем едят рыбу? (рыбу едят вилкой
- Поваренок говорит, что хлеб режут ложкой. Это правильно? Чем режут хлеб? (хлеб режут ножом)
- Поваренок говорит, что молоко пьют из тарелки. Это правильно? Из чего пьют молоко? (молоко пьют из стакана)
7. Дидактическая игра «Разложи посуду по полкам» (развитие мелкой моторики, внимания)
- Поваренок просит нас помочь разложить посуду по полочкам. Поможем ему?
- на верхнюю полку столовые приборы; (соединить линиями)
- на вторую полку – столовую посуду;
- на нижнюю полку – кухонную посуду.
III. Заключительный момент, подведение итогов занятия
- Молодцы, ребята, Поваренок говорит вам спасибо за помощь. И дарит всем подарок.
- Но сначала, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили? Как называется посуда, из которой кушают? Как называют посуду, в которой готовят кушать? С помощью чего кушают?
- Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали и получаете от Поваренка за работу солнышки и фишки (выставление солнышек и фишек на доске успеха).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по ФЭМП в средней группе
Рекомендации по подбору и проведению дидактических игр в средней группе...
Методическая разработка. Конспект проведения подвижно-дидактической игры "Потеряшки" для детей средней группы ДОУ.
Предлагаемый конспект проведения подвижно-дидактической игры "Потеряшки" вариативен в использовании. Адресован воспитателям детских садов, а так же родителям для занятий с детьми....
Конспект дидактической игры "Одень кукол красиво" - средняя группа (Формирование зрительного анализа цветовых сочетаний )
Формирование зрительного анализа цветовых сочетаний для детей средней группы «Одень кукол красиво» Задачи: Учить детей составлять сочетания из 2-3 цветов, закрепить умение подбирать пре...
Дидактическая игра по УМК в средней группе "Веселый паровоз"
Дидактичекие игры для усвоения программного материала, дать возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддержать интерес к языку....
Макет для дидактической игры по ПДД для средней группы
Данная игра создана для закрепления навыков безопасного поведения на дороге для детей младшего дошкольного возраста....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 4-5 лет (средняя группа) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ4-5 лет (средняя группа)ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 4-5 лет (средняя группа) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ4-5 лет (средняя группа) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ...