Проект" Мультипликационные фильмы наши помощники"
проект по развитию речи
Проект для работы с детьми с ТНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов"
Проект « Мультипликационные фильмы наши помощники»
Подготовили воспитатели: Громова Е.В
Прусакова Е.Н.
Учитель-логопед:Гребенникова И.А.
Ключевые слова: средства мультипликации, методические приемы работы с мультипликационным фильмом, дети с тяжелыми нарушениями речи.
Основополагающим приобретением ребенка дошкольного возраста является овладение родным языком как средством и способом общения и познания. Формирование связной речи - приоритетная задача любого дошкольного образовательного учреждения, так как результаты и качество процесса общения напрямую зависят от уровня ее сформированности. Особое значение процесс развития речевых и коммуникативных навыков приобретает в контексте образования и воспитания дошкольников с ОВЗ.
Дети с ОВЗ, в число которых входят и воспитанники с ТНР, имеют особые образовательные потребности, которые необходимо учитывать при организации образовательной деятельности и предметно-развивающей среды в группе. Так, у данной категории дошкольников наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Речь аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена.
Формирование сенсорной, интеллектуальной, эффективно-волевой сферы у детей с ТНР также имеет свои особенности: недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; отмечаются общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией движений детей, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, особенно по словесной инструкции. Дети отстают от сверстников с нормативным развитием в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов (Л.С. Выготский, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е.М. Мастюкова и др.). Дошкольники с ТНР не могут длительно удерживать внимание во время ООД, воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции. [3, 6, 7, 11]
Вышеперечисленные особенности воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, безусловно, требуют от педагогов поиска новых, эффективных форм и методов работы, направленных на коррекцию речевой патологии с целью повышения качества учебного процесса, а также интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности.
С нашей точки зрения, инновационной технологией, позволяющей решить проблему, может стать применение мультипликационных фильмов во время ООД в качестве современного, эффективного наглядного средства.
Не секрет, что в жизни современных детей мультипликационные фильмы играют важную роль, оказывая влияние на их развитие, так как яркие, зрелищные образы воздействуют на сознание ребенка в несколько раз сильнее, чем чтение литературных произведений. В некоторых педагогических исследованиях (А.А.Гуськова, А.Ф. Лалетина и др.) отмечено, что средства мультипликации усиливают наглядность, повышая осознанность воспринимаемого материала, вызывая у детей эмоциональные переживания, благоприятно сказывающиеся на развитии познавательной деятельности. [2, 5, 8]
В то же время, в реальной жизни мы часто наблюдаем, что наши воспитанники даже при многократном просмотре мультипликационного фильма не всегда понимают сюжетную линию, не запоминают последовательности событий, не замечают существенных деталей, а если и замечают, не могут сделать из увиденного правильных выводов. Дети копируют поведение и манеру разговора мультипликационных персонажей, но стихийный просмотр зачастую приводит к тому, что ребёнок практически не пользуется активной речью, снижается качество общения. К сожалению, мультфильмы используются родителями как средство, помогающее занять детей на какое-то время, и их просмотр носит исключительно развлекательный характер. [4, 9]
Таким образом, мультипликационные фильмы становятся эффективным средством наглядности только при условии целенаправленной, системной работы педагогов (учителя-логопеда, воспитателей) и соблюдении ряда педагогических условий.
Цель проекта: повышение уровня речевого развития и познавательной активности воспитанников c ТНР средствами мультипликации.
Задачи проекта:
1. Подобрать мультипликационные фильмы для воспитанников с ТНР старшей группы (5-6 лет) в соответствии с программой обучения и лексическими темами.
2. Разработать методические приемы по их использованию в образовательном процессе.
3. Доказать эффективность средств мультипликации для коррекции речевых нарушений воспитанников с ТНР.
Для реализации проекта группа была снащена современными аудиовизуальными средствами (мультимедийный проектор, экран для проектора, ноутбук (компьютер), диски с видеозаписью мультфильмов, диски с аудио записи музыки, используемой в мультфильмах).
Изучение литературных источников и Интернет-ресурсов позволили нам определить следующие рекомендации к подбору мультипликационных фильмов (А.Ф. Лалетина и др.), которых мы придерживались в процессе реализации проекта:
Наиболее интересны с точки зрения коррекционного воздействия отечественные ленты советского периода производства киностудий «Союзмультфильм» и «Экран», 1947-82 г.в. (в том числе восстановленные и переозвученные), а также современные серии развивающих мультфильмов "Развивающие мультфильмы с Чевостиком", "В Загадкино".
Продолжительность просмотра мультипликационных фильмов составляет 8-10 минут.
Демонстрация мультипликационных фильмов и работа с ними организуется воспитателями в свободное от занятий время - перед обедом (12.00-12.20), во время коррекционного часа (15.00-16.00), после ужина (16.00-16.30), либо может быть введена в ООД учителя-логопеда, воспитателей, если сюжет и методы работы согласуются с программными задачами.
Мультипликационные фильмы должны иметь четко спланированный, доступный детям по содержанию сюжет, в котором хорошо прослеживается последовательность действий, и который направлен не только на обучение, но и на воспитание дошкольников.
Герои мультфильма должны быть озвучены профессиональными актерами. Желательно, чтобы количество главных героев было не более 3-4 начальных этапах работы, и между ними должен вестись диалог.
Работа над выбранным мультипликационным фильмом осуществляется в течение недели в соответствии с программными требованиями («Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3—7 лет» Н. В. Нищевой), т.к. каждая лексическая тема в ней также изучается в течение недели. Мультфильм может демонстрироваться несколько раз.
Демонстрация мультипликационных фильмов дошкольникам с ТНР 5-6 летнего возраста включает следующие этапы:
1. Подготовительный: подбор мультипликационного фильма в соответствии с лексической темой, подробный анализ произведения, планирование системы учебных мероприятий по его закреплению (дидактических игр, творческой деятельности, бесед, инсценировок и др.), проведение словарной работы (объяснение незнакомых детям слов);
2. Основной: демонстрация детям мультипликационного фильма, комплекс дидактических методов и приемов по закреплению изучаемого материала: дидактические игры, творческая деятельность, беседы.
3. Заключительный: итоговый просмотр мультипликационного фильма, актуализация полученных детьми знаний и коммуникативных умений. Просмотр мультфильма может быть предложен и в качестве домашнего задания для закрепления лексического материала. В этом случае для родителей разрабатывается опорный план пересказа содержания или вопросы для составления предложений.
С нашей точки зрения, для эффективного использования средств мультипликации в группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР) целесообразно использовать следующие методические приемы:
Демонстрация - просмотр мультипликационного фильма целиком или его частей с последующим его разбором и обсуждением;
Прием "Стоп-кадр" позволяет остановить показ в определенный момент и предложить детям выполнить определенные задания (составить предложение, продолжить начатую героем фразу, рассказать о том, что будет дальше по сюжету);
Презентация на основе сюжета мультипликационного фильма представляет собой кадры, подобранные таким образом, чтобы дети смогли составить по ним рассказ (опорный картинный план), расставить картинки в нужном порядке;
Авторское комментирование - еще одна форма работы с мультипликационным фильмом, когда детям предлагается рассказать своим товарищам, что происходит на экране;
Прием коммуникации - предполагает организацию диалога между двумя детьми, озвучивающими героев мультфильма. Конечно, для этого дети должны хорошо знать сюжет и помнить, о чем говорят герои в данный момент;
Беседы - проводятся непосредственно перед просмотром мультипликационного фильма или его части (детям дается установка, что именно будут смотреть, на что обратить внимание, что нужно запомнить) либо после просмотра, когда анализируется сюжет, систематизируются полученные детьми знания и впечатления, проводится воспитательная работа;
Прием "Разыгрывание сценок" - предлагает детям самостоятельно разыграть сценку из мультфильма;
Дидактические игры - позволяют в игровой форме закрепить знания и умения, полученные детьми ходе просмотра мультипликационного фильма:
"Доскажи словечко" - предлагается закончить начатую фразу из мультфильма;
"Назови ласково" - предлагается назвать ласково предметы или героев мультфильма;
"Один-много" - игра, направленная на образование множественного числа имен существительных (гвоздь-гвозди);
"Посчитай до 10" - согласование существительного с числительным (одна ромашка, две ромашки, три...);
"Подбери признаки", "Подбери действия" - предлагается подобрать прилагательные или глаголы к существительному из мультфильма;
"Кого не хватает?" - дети должны вспомнить, какого из героев не хватает на картинках;
"Кто так говорит?" - воспитатель зачитывает фразу из мультфильма, дети отгадывают, какому герою она принадлежит;
"Узнай песенку" - дети должны выбрать из нескольких предложенных именно ту, которая исполнялась героями мультипликационного фильма. [1, 5]
Использование средств мультипликации в логопедической работе оказывает положительное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети быстро запоминают образные слова и словосочетания, учатся самостоятельно составлять рассказы, участвовать в диалоге. Значительно повышается мотивация к процессу обучения, уровень усвоения лексического материала в соответствии с программными требованиями.
Средства мультипликации как современная инновационная ИКТ позволяют педагогическому коллективу обеспечить качественное разнообразие средств и методов педагогического воздействия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Рекомендуемая литература:
Бучилова И. А., Миронова А. А. Использование мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2876–2880. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53580.htm.
Варшавская М.Л. Диапозитивные фильмы и их применение в работе по родному языку с детьми дошкольного возраста: Дис. .канд. пед. наук. -М.,1953. –192 с.
Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Дефектология.-1986 -No 6.-С.27-32.
Глушкова Е.К. О просмотре телевизионных передач детьми. //Дошкольное воспитание. -1960. -No10. -С.88-91.
Гуськова А.А.Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5 –7 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2010. –176 с.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. –Екатеринбург: АРД ЛДК, 1998. –320 с.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. –Ростов н/ Д.: "Феникс", СПб: "Союз", 2004, 224 с.
Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов// Журнал «Начальная школа плюс До и После» № 8, 2010 г.
Спирина А.В. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста: автореферат дисс. на соискание канд. пс.н. –Н.Новгород, 2009.–26 с.
Тидикиене З.А. Особенности восприятия учебного фильма и его роль в развитии представлений у детей 5-7 лет (на материале ознакомления с общественной жизнью): Дис. канд. пед. наук. -Ленинград, 1972. –210 с.
Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология.-2001.-No4.-С.69-76.
Календарный план по включению мультипликационных фильмов
в ООД воспитателей, учителя-логопеда
(1-й триместр - сентябрь, октябрь, ноябрь)
Месяц: сентябрь | ||||
Лексическая тема | Название мультфильма | Этапы работы / методические приемы | ||
Предварительный | Основной | Заключительный | ||
1-я неделя | Мультики для детей - Чуня | О том как свинка была воспитанной (Союзмультфильм) | 1. Беседа "Как правильно себя вести?" Установка для детей: -запомнить, сколько было главных героев; -запомнить, как вела себя главная героиня - свинка; 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главного героя: подобрать слова признаки, слова-действия; 4. Авторское комментирование части мультфильма с выключенным звуком; 5. Рисование картинки по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Какого человека можно назвать воспитанным?" 3. Инсценировка мультфильма (3-5 детей) |
2-я неделя | "Колобок" (Гора Самоцветов, реж. М. Карпова) | 1. Беседа "Как правильно вести себя с незнакомыми?" Установка для детей: -запомнить главных героев мультфильма; -запомнить последовательность событий в мультфильме. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. "Стоп-кадр" - составление предложений по опорным картинкам. 4. Игра "Посчитай до 10" (колобок, бабушка, дедушка, волк, заяц, леса, медведь). 5. Рисование картинки / лепка по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Пересказ сказки по опорным картинкам (кадрам из фильма). 3. Авторское комментирование с выключенным звуком. 4. Инсценировка сказки с помощью пальчикового театра. |
3-я неделя | "Осторожно, обезьянки!" Сборник мультфильмов для малышей | 1. Беседа "Нужно ли слушаться взрослых?" Установка для детей: -запомнить, как себя ведут главные герои мультфильма; -запомнить, в какие неприятные ситуации они попадают. 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главных героев: подобрать слова признаки (непослушные, маленькие, веселые); подобрать слова-действия (бегают, прыгают, играют). 4. Игра "Назови ласково главных героев" (обезьяна, тигр). 5. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Как правильно вести себя дома и на улице?" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). |
4-я неделя | "Маша больше не лентяйка" (Союзмультфильм) | 1. Беседа "Что такое лень и как с ней бороться?" Установка для детей: -запомнить, как себя ведет в мультфильме главная героиня; -запомнить, в какие ситуации она попадает. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Игра "Что не правильно?" - обсуждение поступков Маши, выводы. 5. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Как можно помочь родителям (бабушке, друзьям)?" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). |
Месяц: октябрь | ||||
Лексическая тема | Название мультфильма | Этапы работы / методические приемы | ||
Предварительный | Основной | Заключительный | ||
1-я неделя "Осень. Признаки осени. Деревья осенью" | Мудрые сказки тётушки Совы. "Осенние заботы" | 1. Беседа "Признаки осени" Установка для детей: -запомнить, сколько было главных героев; -запомнить, какие признаки осени будут показаны в мультфильме; 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главного героя: подобрать слова признаки, слова-действия; 4. Авторское комментирование части мультфильма с выключенным звуком; 5. Рисование картинки по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Важно ли помогать другим?" 3. Инсценировка мультфильма (3-5 детей) 4. Презентация - составление рассказа по кадрам из фильма. |
2-я неделя "Огород, овощи" | "Веселый огород" (Союзмультфильм, 1947) | 1. Беседа "Труд людей в огороде" Установка для детей: -запомнить главных героев мультфильма; -запомнить, как работали дети, какие трудности им встретились; -запомнить, какие овощи будут показаны в мультфильме. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. "Стоп-кадр" - составление предложений по опорным картинкам. 4. Игра "Посчитай до 10", "Назови ласково", "Один-много" (морковь, горох, картошка, репа, капуста). 5. Рисование картинки / лепка по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Пересказ мультфильма по опорным картинкам (кадрам из фильма). 3. Авторское комментирование с выключенным звуком. 4. Инсценировка сказки с помощью пальчикового театра. |
3-я неделя "Сад, фрукты" | Сказки Сутеева - "Мешок яблок" (Союзмультфильм) | 1. Беседа "Какие фрукты вы знаете?" Установка для детей: -запомнить, как себя ведут главные герои мультфильма; -запомнить, в какие неприятные ситуации они попадают; -запомнить, какие фрукты будут показаны в мультфильме. 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главных героев: подобрать слова признаки; подобрать слова-действия. 4. Игра "Назови ласково главных героев" (заяц, волк, коза, белка). 5. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Нужно ли делиться с другими?" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). 4. Инсценировка мультфильма с помощью пальчикового театра. |
4-я неделя "Лес. Грибы, ягоды" | "Фунтик и огурцы" (Союзмультфильм) | 1. Беседа "Можно ли брать чужое?" Установка для детей: -запомнить, как себя ведет в мультфильме главный герой; -запомнить, в какие ситуации он попадает; -запомнить, какие грибы встретились мальчику в лесу. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Игра "Что не правильно?" - обсуждение поступков Фунтика, выводы. 5. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Как можно помочь родителям (бабушке, друзьям)?" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). |
Месяц: ноябрь | ||||
Лексическая тема | Название мультфильма | Этапы работы / методические приемы | ||
Предварительный | Основной | Заключительный | ||
1-я неделя "Одежда" | "Ситцевая улица" (Союзмультфильм) | 1. Беседа "Какую одежду вы знаете? Виды одежды" Установка для детей: -запомнить, сколько было главных героев; -запомнить, как вела себя главная героиня - девочка; -запомнить, какая одежда была у девочки. 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главного героя: подобрать слова признаки, слова-действия; 4. Авторское комментирование части мультфильма с выключенным звуком; 5. Рисование картинки по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Как правильно ухаживать за одеждой?" 3. Составление по опорным картинкам - кадрам из фильма рассказа о том, как изготавливают одежду. |
2-я неделя "Обувь" | "Черевички" (Союзмультфильм) | 1. Беседа "Какую обувь вы знаете?" Установка для детей: -запомнить главных героев мультфильма; -запомнить последовательность событий в мультфильме. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. "Стоп-кадр" - составление предложений по опорным картинкам. 4. Игра "Посчитай до 10" (туфелька, ботинок, сапог, черевичка). 5. Рисование картинки / лепка по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. Беседа "Как правильно ухаживать за обувью?" 2. Пересказ сказки по опорным картинкам (кадрам из фильма). 3. Авторское комментирование с выключенным звуком. |
3-я неделя "Игрушки" | "Тайна Игрушек" (Экран, 1987) https://www.youtube.com/watch?v=wQlJ9AoJgEk | 1. Беседа "Зачем детям нужны игрушки?" Установка для детей: -запомнить, как себя ведет главная героиня мультфильма - девочка; -запомнить, какие игрушки показаны в мультфильме. 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главных героев (девочки, игрушек): подобрать слова признаки; подобрать слова-действия (бегают, прыгают, играют). 4. Игра "Назови ласково главных героев" (кукла, девочка, матрешка). 5. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Как бережно относиться к игрушкам" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). |
4-я неделя "Посуда" | "Железные друзья" (Союзмультфильм) | 1. Беседа "Из чего изготавливают посуду?" Установка для детей: -запомнить, какая посуда встретится в мультфильме; -запомнить, каким образом посуда из старой превращается в новую. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 4. Игра "Посчитай до 10", "Назови ласково", "Один-много". 5. "Почини посуду" - дорисовывание детьми недостающих деталей посуды. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Как бережно обращаться с посудой?" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). |
Календарный план по включению мультипликационных фильмов
в ООД воспитателей, учителя-логопеда
(2-й триместр - декабрь, январь, февраль)
Месяц: декабрь | ||||||||
Лексическая тема | Название мультфильма | Этапы работы / методические приемы | ||||||
Предварительный | Основной | Заключительный | ||||||
1-я неделя "Зима" | "Мороз-Иванович" (Союзмультфильм) | 1. Беседа "Признаки зимы" Установка для детей: -запомнить, сколько было главных героев; -запомнить, как вели себя главные герои; -запомнить. какие сложности встретились главным героям и как они их проеодолели. 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главных героев: подобрать слова признаки (добрая-злая, работящая-ленивая); 4. Игра "Посчитай до 10" (снежок, сосулька, снеговик, снежинка, сугроб). 5. Рисование картинки по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Какого человека можно назвать работящим?" 3. Пересказ мультфильма по опорным картинкам - кадрам из фильма. | ||||
2-я неделя "Зимующие птицы" | "Серая шейка" (Союзмультфильм, 1948) https://www.youtube.com/watch?v=mlXacKuZhg8 "Оранжевое горлышко" (Союзмультфильм, 1954) https://www.youtube.com/watch?v=9lseylPPoOo | 1. Беседа "Перелетные и зимующие птицы" Установка для детей: -запомнить, какие признаки наступающей зимы будут показаны в мультфильме; -запомнить, какие птицы, животные встретятся в мультфильме. 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. "Стоп-кадр" - составление предложений по опорным картинкам о признаках весны. 4. Игра "Посчитай до 10" (утка, дятел, ворона, снегирь, синица, воробей). 5. Рисование картинки по сюжету мультфильма (любой признак весны). | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Составление рассказа-описания о любой птице из мультфильма по опорным картинкам (кадрам из фильма). 3. Беседа "Почему перелетные птицы осенью улетают в теплые страны?" 4. Сочетание прилагательного "осенний" с существительными (дождь, солнце, листья, цветы, небо, погода, одежда). | ||||
3-я неделя "Домашние животные зимой" | "Снеговик-почтовик" (Союзмультфильм, 1955) | 1. Беседа "Как важно выполнять порученное задание" Установка для детей: -запомнить, какие животные, птицы, встретятся в мультфильме; -запомнить последовательность событий; -обратить внимание на то, выполнил ли снеговик свое поручение, какие трудности ему встретились на пути, кто ему помогал. 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главных героев: подобрать слова признаки (храбрые, добрые, заботливые и др.); подобрать слова-действия (бегают, прыгают, играют). 4. Игра "Назови ласково главных героев" (снеговик, щенок, дети, белка, заяц, медведь, волк, лиса, сорока) 5. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Как важно помогать друг другу" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). | ||||
4-я неделя "Дикие животные зимой" | "Девочка и зайцы (Союзмультфильм) https://www.youtube.com/watch?v=fGMzOKpmntA | 1. Беседа "Каких диких животных вы знаете? Как они готовятся к зиме?" Установка для детей: -запомнить, какие дикие животные встретятся в мультфильме; -запомнить, как девочка помогала животным. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра (вспомнить, о каких животных шла речь в мультфильме). 3. Характеристика главной героини - девочки: подобрать слова признаки (храбрая, добрая, заботливая и др.); подобрать слова-действия (бегает, прыгает, играет, кормит, одевает). 4. Игра "Назови ласково" (девочка, заяц, лиса). 5. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма . | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Как помочь диким животным зимой?" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). | ||||
5-я неделя "Новогодний праздник" | "Новогоднее путешествие" (Союзмультфильм) https://www.youtube.com/watch?v=5YD4XToLRtc | 1. Беседа "Новогодний праздник" Установка для детей: -запомнить главных героев, которые будут показаны в мультфильме; -запомнить, в какие ситуации попадает главный герой и кто ему помогает; 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главного героя: подобрать слова признаки, слова-действия. 4. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 5. Презентация - составление рассказа по опорным картинкам - кадрам из фильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма . | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Как важно заботиться о родных людях" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). | ||||
Месяц: январь | ||||||||
Лексическая тема | Название мультфильма | Этапы работы / методические приемы | ||||||
Предварительный | Основной | Заключительный | ||||||
2-я неделя "Мебель" | "В Загадкино Пропавшая мебель" (Союз) | 1. Беседа "Для чего людям нужна мебель?" Установка для детей: -запомнить, какая мебель будет показана в мультфильме; -запомнить, какие загадки загадывали главным героям; 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра (какая мебель была показана в мультфильме). 3. "Отгадай загадки" - детям предлагается самостоятельно отгадать загадки из мультфильма, объяснить, по каким признакам они нашли отгадку. 4. Игра "Посчитай до 10" (стол, стул, кровать, табурет, шкаф). 5. Игра "Назови ласково", "Один-много" на лексическом материале мультфильма. 5. Рисование картинки по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Составление рассказа-описания о предметах мебели по опорной схеме. 3. Самостоятельное составление детьми загадок-описаний о мебели, например: "У этого предмета есть сиденье и ножки, но нет спинки. Он может стоять на кухне" | ||||
3-я неделя "Грузовой и пассажирский транспорт" | Познавательный мультфильм с Чевостиком "Городской транспорт" (Серия 6) | 1. Беседа "Что такое транспорт? Какой он бывает? Для чего нужен людям?" Установка для детей: -запомнить, какой транспорт показан в мультфильме; -запомнить, что нужно для работы разного транспорта (бензин электричество и т.д.); 2. Словарная работа (личный, общественный, стоянка, маршрут). | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра (какой транспорт увидели дети в мультфильме, что такое общественный и личный транспорт, чем отличаются автобус, троллейбус и трамвай). 3. Игра "Посчитай до 10" (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, поезд). 4. Игра "Назови ласково", "Один-много" на лексическом материале мультфильма. 5. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Как правильно себя вести в общественном транспорте" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). | ||||
4-я неделя "Профессии на транспорте" | "Шесть Иванов -шесть капитанов" 1967 - советские мультфильмы (Союзмультфильм) | 1. Беседа "Какие качества нужны людям, работающим на транспорте (летчику, водителю, капитану)?" Установка для детей: -запомнить, как будут вести себя капитаны в трудной ситуации; -запомнить, какие герои встретятся в мультфильме. 2. Словарная работа | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра (вспомнить последовательность сюжета). 3. Характеристика главных героев: подобрать слова признаки (храбрые, добрые, заботливые и др.); подобрать слова-действия (бегают, работают, помогают). 4. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 5. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Какими качествами должен обладать капитан?" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). 4. Игра "Продолжи рассказ" - придумывание детьми окончания рассказа к заданному предложению, например: "Если бы я был капитаном и на меня напала огромная акула, я бы..." |
Месяц: февраль | ||||
Лексическая тема | Название мультфильма | Этапы работы / методические приемы | ||
Предварительный | Основной | Заключительный | ||
1-я неделя "Детский сад Профессии" | В Загадкино. Различные профессии (Союз) | 1. Беседа "Какие мы знаем профессии? Чем каждая профессия важна для людей?" Установка для детей: -запомнить, какие профессии называли в мультфильме; -запомнить, что мальчики подарили маме?; -запомнить. какие загадки загадывали главным героям. 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. "Отгадай загадки" - детям предлагается самостоятельно отгадать прозвучавшие в мультфильме загадки и объяснить, о какой профессии идет речь. Характеристика профессий: составить рассказ по опорному плану; 4. Игра "Посчитай до 10" (булочник, пожарный, дворник, воспитатель, учитель). 5. Рисование картинки по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Кем я хочу быть?" 3. Инсценировка действий профессий пожарного, водителя, дворника, учителя, воспитателя и др. |
2-я неделя "Ателье" | Заяц-портной (Союзмультфильм, 1937) | 1. Беседа "Профессии в ателье - швея (портной), закройщица, приемщица" Установка для детей: -запомнить, какие профессии будут показаны в мультфильме; -запомнить, как работал главный герой - хорошо или плохо - и почему; 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главного героя - портного (почему он не смог хорошо выполнить свою работу), подобрать слова-признаки (беззаботный, ленивый) 4. Вспомнить, какие главные герои делали зайцу заказ, какую одежду они заказали. 5. Вспомнить, в какой последовательности заяц шил одежду (измерял, раскраивал, сшивал). 6. "Стоп-кадр" - составление предложений по опорным картинкам. 7. Рисование картинки по сюжету мультфильма (что я закажу в ателье). | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа- объяснение смысла пословицы "Делу - время, потехе-час" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). |
3-я неделя "Профессии на стройке" | Как котёнку построили дом (Союзмультфильм) | 1. Беседа "Зачем людям и животным нужен дом?" Установка для детей: -запомнить, какие главные герои встретятся в мультфильме; -подумать, люди каких профессий строили новый дом; 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главных героев: подобрать слова признаки (котенок - маленький, беззащитный, пушистый); подобрать слова-действия (бегает, прыгает, грустит). 4. Игра "Назови ласково главных героев" (котенок-котеночек и т.д.). 5. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Как важно заботиться о животных" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). |
4-я неделя "День Защитника Отечества" | "Сказка о Мальчише - Кибальчише". Мультфильмы СССР (1958 г) | 1. Беседа "Защитники Отечества" Установка для детей: -запомнить, какие главные герои встретятся мультфильме, хорошие они или плохие; -запомнить, какие поступки говорят о храбрости главного героя. 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра (вспомнить, о каких героях шла речь в мультфильме). 3. 3. Характеристика главных героев: подобрать слова признаки; 4. Презентация - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Какими качествами должны обладать военные?" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). 4. Объяснение смыла пословицы "Мир строит, а война разрушает" |
Календарный план по включению мультипликационных фильмов
в ООД воспитателей, учителя-логопеда
(3-й триместр - март, апрель, май)
Месяц: март | ||||
Лексическая тема | Название мультфильма | Этапы работы / методические приемы | ||
Предварительный | Основной | Заключительный | ||
1-я неделя "Мамин праздник" | "Ничуть не страшно" (Союзмультфильм, 1981) Мультфильм о двух храбрых мальчиках, которые, переборов страх, сделали подарок маме. | 1. Беседа "Что можно подарить маме (бабушке) на 8 марта?" Установка для детей: -запомнить, сколько было главных героев; -запомнить, что мальчики подарили маме?; -запомнить. какие сложности встретились мальчикам по дороге за подарком. 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главных героев: подобрать слова признаки (храбрые, добрые, заботливые и др.); 4. Игра "Посчитай до 10" (цветок, мак, ваза, ребенок). 5. Рисование картинки по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Что делать, если я боюсь?" 3. Инсценировка мультфильма (3-5 детей) |
2-я неделя "Весна. Приметы весны" | "Весенние мелодии" (Союзмультфильм, 1946) | 1. Беседа "Признаки наступающей весны" Установка для детей: -запомнить, какие признаки весны будут показаны в мультфильме; -запомнить, какие животные, птицы, насекомые встретятся в мультфильме; 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. "Стоп-кадр" - составление предложений по опорным картинкам о признаках весны. 4. Игра "Посчитай до 10" (птица, гнездо, птенец, солнце, снеговик). 5. Рисование картинки по сюжету мультфильма (любой признак весны). | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Составление рассказа-описания о весне по опорным картинкам (кадрам из фильма). 3. Составление предложений по образцу: "У меня весной хорошее,, радостное настроение, потому что...(ярко светит солнце, распускаются цветы и т.д." 4. Сочетание прилагательного "весенний" с существительными (дождь, солнце, снег, листья, цветы, небо, капель, погода, ручьи, одежда). |
3-я неделя "Комнатные растения" | "Ночной цветок" (Союзмультфильм) | 1. Беседа "Какую пользу приносят растения?" Установка для детей: -запомнить, какие растения будут показаны в мультфильме; -запомнить, какие животные, птицы, насекомые встретятся в мультфильме; 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главных героев: подобрать слова признаки (храбрые, добрые, заботливые и др.); подобрать слова-действия (бегают, прыгают, играют). 4. Игра "Назови ласково главных героев" (котенок-котеночек и т.д.). 5. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма "Волшебный цветок". | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Как важно заботиться о других" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). |
4-я неделя "Пресноводные и аквариумные рыбы" | Познавательный мультфильм с Чевостиком "Кто живет в реке" (Серия 5) Сайт издательства "Елена" www.1elena.ru | 1. Беседа "Река, озеро, пруд. Какие растения там растут? Какие животные встречаются?" Установка для детей: -запомнить, какие водные растения будут показаны в мультфильме; -запомнить, какие животные, рыбы встретятся в мультфильме. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра (вспомнить, о каких растениях и животных шла речь в мультфильме). 3. Игра "Что это за растение?", "Чего не хватает" по картинкам; 4. Игра "Поймай рыбку", "Назови ласково" (картинки с изображением пресноводных рыб). 5. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма "Рыбки". | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Какие приспособления есть у рыб и водных животных, чтобы жить в воде?" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). 4. Игра "На рыбалке" - составление детьми предложений по образцу: "Я был на рыбалке и поймал сома и щуку" (с опорой на картинки) |
5-я неделя "Наш город Ступино" | Познавательный мультфильм с Чевостиком "В парке аттракционов" (Серия 8) Сайт издательства "Елена" www.1elena.ru | 1. Беседа "Места для отдыха в нашем городе" (городской парк, скверы, стадион, парк развлечений около кинотеатра "Юность") Установка для детей: -запомнить, какие аттракционы будут показаны в мультфильме; -запомнить, какие забавы и развлечения для детей и взрослых будут показаны в мультфильме; 2. Словарная работа (аттракцион, колесо обозрения). | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика аттракционов, которые встретились в мультфильме - описание. 4. Забавы и развлечения в парке для детей - назвать, составить предложения. 5. Забавы и развлечения в парке для взрослых- составить предложения. 4. Игра "Посчитай до 10" (мальчик, девочка, мужчина, женщина, самокат, велосипед, вагончик и т.д.). 5. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма . | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Техника безопасности в парке, на аттракционах" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). 4. Составление рассказа по опорному плану. |
Месяц: апрель | ||||
Лексическая тема | Название мультфильма | Этапы работы / методические приемы | ||
Предварительный | Основной | Заключительный | ||
1-я неделя "Весенние работы на селе" | "Замечательные Профессии - Комбайнёр и Тракторист" - Мультик для детей https://www.youtube.com/watch?v=wGn3krNo1dk | 1. Беседа "Все профессии важны" Установка для детей: -запомнить, о каких профессиях будут рассказывать в мультфильме; -запомнить, что делают люди разных профессий; -обратить внимание на работу тракториста и комбайнера - в чем заключается их работа, почему она важна. 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика профессий тракториста и комбайнера, составление расказа-описания; 4. Игра "Посчитай до 10" (водитель, комбайнер, тракторист). 5. Рисование картинки по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Как важно хорошо выполнять свою работу" 3. Игра "Закончи предложение" - "Если бы я был трактористом, я бы...(подобрать слова-действия)" |
2-я неделя "Космос" | "Полет на Луну" (Союзмультфильм, 1953) https://www.youtube.com/watch?v=JbtFT0sepP0 | 1. Беседа "Полеты в космос" Установка для детей: -запомнить, какие главные герои будут показаны в мультфильме -запомнить, как они совершили полет на луну, какие трудности им встретились, как они их преодолели. 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. "Стоп-кадр" - составление предложений по опорным картинкам. 4. Игра "Посчитай до 10" (ракета, звезда, космонавт, скафандр, луна). 5. Рисование картинки по сюжету мультфильма ("Космонавты на Луне"). | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Составление рассказа-описания о полете на Луну по опорным картинкам (кадрам из фильма). 4. Сочетание прилагательного "космический" с существительными (скафандр, корабль, пространство, расстояние, полет). |
3-я неделя "Откуда хлеб пришел?" | "Золотые колосья" (Союзмультфильм) https://www.youtube.com/watch?v=HZF0Rj3bYQE | 1. Беседа "Откуда берется хлеб?" Установка для детей: -запомнить, какие растения будут показаны в мультфильме; -запомнить, какие главные герои - люди, животные, птицы, встретятся в мультфильме; -запомнить, с какими трудностями встретятся герои мультфильма и как их преодолеют. 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главных героев: подобрать слова признаки, слова-действия. 4. Игра "Назови ласково главных героев" 5. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "К хлебу надо относиться бережно" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). 4. Объяснение смысла пословицы "Хлеб - всему голова". |
4-я неделя "Почта" | Почта (Союзмультфильм) | 1. Беседа "Как работает почта?" Установка для детей: -запомнить, на каком транспорте будет путешествовать письмо; -запомнить главных героев мультфильма, их приключения. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра (вспомнить, какой путь проделало письмо). 3. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Путешествие писем и посылок" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). |
Месяц: май | ||||
Лексическая тема | Название мультфильма | Этапы работы / методические приемы | ||
Предварительный | Основной | Заключительный | ||
1-я неделя "Правила дорожного движения" | Робокар Поли - Правила дорожного движения - "Перебегать дорогу - опасно!" (серия 1) https://www.youtube.com/watch?v=Hw3Z6F1CqXE | 1. Беседа "Техника безопасности на дороге" Установка для детей: -запомнить, сколько было главных героев; -запомнить, соблюдали ли герои правила дорожного движения; 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика поступков детей - как нарушались правила и как правильно нужно было поступать; 4. Игра "Посчитай до 10" (переход, светофор, перекресток, дорожный знак). 5. Рисование картинки по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Почему важно соблюдать правила дорожного движения" 3. Инсценировка безопасного движения пешеходов на дороге. |
2-я неделя "Лето. Насекомые" | Муха-Цокотуха (Союзмультфильм) https://www.youtube.com/watch?v=BQJzHMPChXk | 1. Беседа "Каких насекомых вы знаете?" Установка для детей: -запомнить, какие насекомые будут показаны в мультфильме; -запомнить последовательность событий в мультфильме. 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. "Стоп-кадр" - составление предложений по опорным картинкам о насекомых. 4. Игра "Посчитай до 10", "Назови ласково", "Один-много" (муха, бабочка, пчела, жук, мотылек, кузнечик). 5. Рисование картинки по сюжету мультфильма. | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Составление рассказа-описания о насекомых по опорным картинкам (кадрам из фильма). 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). |
3-я неделя "Лето. Цветы" | "Цветик - семицветик" (Союзмультфильм, 1948) | 1. Беседа "Какие цветы вы знаете?" Установка для детей: -запомнить, какие цветы будут показаны в мультфильме; -запомнить главных героев мультфильма, последовательность событий, в какие сложные ситуации попадает девочка и как она справляется с трудностями; 2. Словарная работа. | 1. Демонстрация мультфильма. 2. Беседа по результатам просмотра. 3. Характеристика главной героини - какая она была вначале и как меняется ее характер: подобрать слова признаки, слова-действия. 4. Игра "Посчитай лепестки". 5. Прием "Стоп-кадр" - составление предложений детьми по кадрам мультфильма. 6. Лепка (рисование) по сюжету мультфильма "Волшебный цветок". | 1. Повторный просмотр мультфильма. 2. Беседа "Как важно заботиться о других" 3. Комментирование части мультфильма детьми (звук выключается). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"
Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...
Выпускной вечер в детском саду «Фильм нашего детства»
Сценарий выпускного вечера в детском саду «Фильм нашего детства»...
Конспект занятия на тему "Наши помощники электроприборы" к презентации "Наши помощники электроприборы"
Занятие по ОБЖ с детьми старшей группы...
«Фильм нашего детства». Сценарий выпускного бала в подготовительной группе.
Внимание!!! В студии шуметь строго запрещается!!! Съемки кинофильма начинаются!!! И сейчас вы увидите самые интересные кадры из нашего фильма. Ребенок (хлопает кино-хлопушкой).Итак, кадр пе...
"Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов" Проект "Мультипликационные фильмы наши помощники!"
quot;Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов"Ключевые слова: средства мультипликации, методические ...
Наши родители - наши помощники.
Взаимодействие воспитателя с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с по...