Конспект занятия по речевому развитию "Звук Н" для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Воспитатель: Пустовойтенко Татьяна Владимировна МБОУ Мисайловская СОШ №1, д. Мисайлово, Московская область
Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Звук [Н]» старший дошкольный возраст
Цель: Ознакомление детей с новым согласным звуком [Н].
Задачи:
1. Учить выделять звук [Н] в ряду других звуков, слогах, словах.
2. Совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа.
3. Развивать слуховое внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении результата.
Материал: звук [Н], звуковые кубики, кукла, предметные картинки.
Ход занятия
Отгадайте загадку:
Он живет в долине жаркой,
Толстокожий и большой.
Носит он огромный рог,
Кто же это? (носорог).
- Какой первый звук в слове носорог? (В слове носорог первый звук [Н]).
- Сегодня к нам на занятие пришел звук [Н]. Он хочет с вами поиграть, но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки.
- «Заборчик»
Улыбнитесь, покажите зубки, удерживайте губы в улыбке.
Наши губки улыбнулись,
прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «иииии» скажи,
свой заборчик покажи.
- Любопытный язычок
Язычок очень любопытный — ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните, посмотрите, как язык протискивается наружу между зубами.
- «Птенчик»
Ребята, вы будете птенчики, а я птичка-мама, сейчас я буду вас кормить. Откройте широко рот (покажите, как это делать) и останьтесь так, пока я вас не покормлю.
Ротик шире открывай —
Кушай, птенчик, не зевай!
- Упражнение «Пропеллер»
Улыбнитесь, сильно подуйте и, двигая пальцем перед губами, как пропеллер постарайтесь услышать его звук.
Посмотрите, как правильно произносить звук [Н] - рот закрыт, губы не пускают воздух, и язычок поднят вверх, он тоже не хочет пропускать воздух. Но воздух нашел путь: он идет через нос. Нос сердится и «гудит».
Произносим все вместе, по отдельности.
Звук [Н] хочет, чтобы вы сами попробовали определить гласный звук [Н], или согласный.
- Произнесите звук [Н]. Его можно петь? (Нет).
- Что мешает его петь? (Язык и зубы).
- Язык упирается в верхние зубы и не дает его пропеть.
- Звонкий звук [Н], или глухой? (Звук [Н] – звонкий).
- Как вы узнали, что звук [Н] – звонкий? (При его произношении в горле звенит колокольчик).
- В какой рубашке придет звук [Н]? (В синей, потому что звук [Н] – твердый).
- Звук Н очень рад, что вы правильно о нем рассказали (показывает мальчика – звук [Н]).
- Расскажите еще раз все о звуке [Н] (Звук [Н] – согласный, звонкий, твердый).
А теперь я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [Н]: [м-л-н-с-п-б-м-т-н-г].
Следующее задание – я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком [Н]: [НО-СО-НА-МУ-ЛА-РУ-НИ-УМ-НУ].
Пальчиковая игра «Карандаш»
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
«Топни ногой»
А теперь я буду произносить слова со звуком [Н], а вы топните ногой, когда услышите слова со звуком [Н]: ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, нога, мыло, бант.
Игра «Хлопай, не зевай»
— Хлопните в ладоши, тогда, когда я произнесу правильно
Баман — банан — банам — панам
Милон — лиман — лимон — нимол
Дивам — тиван — видан — диван
Игра «Наоборот»
— Верхний, а наоборот как будет? — Нижний.
высушить—… намочить
веселый—… грустный
короткий—… длинный
налево—… направо
снять—… надеть
высоко—… низко
под—… над
Игра «Какой картинки не стало»:
- Я покажу картинки, в названии которых есть звук [Н]: ножницы, ноты, носки, батон, бант (педагог убирает одну из картинок).
- Чего не стало? (Не стало носков).
- Нос, ножи, наперсток, нарцисс, носорог
- Не стало? (Носорога).
Ребята, Вы любите петь? А давайте вместе с вами попоем, повторяйте за мной!
Ан-ан-ан — шёл домой баран.
На-на-на — кошка у окна.
Ин-ин-ин — сколько здесь картин!
Ни-ни-ни — в книжку загляни.
Он-он-он — важно ходит слон.
Но-но-но-но — попугай клевал пшено.
Ын-ын-ын — В огороде тын!
Ен-ен-ен — в доме много стен!
Ун-ун-ун — лошадей табун.
Ну-ну-ну — саночки тяну.
Ани-ани-ани — расписные сани.
«Доскажи словечко»
= маши..., сте..., карти..., мали..., обезья..., корзи...
Итог занятия:
- Расскажите все о звуке [Н] (Звук [Н] – согласный, звонкий, твердый).
- Подарим Наде слова со звуком [Н].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_n.docx | 450.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Звук [Н]» старший дошкольный возраст
Цель: Ознакомление детей с новым согласным звуком [Н].
Задачи:
1. Учить выделять звук [Н] в ряду других звуков, слогах, словах.
2. Совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа.
3. Развивать слуховое внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении результата.
Материал: звук [Н], звуковые кубики, кукла, предметные картинки.
Ход занятия
Отгадайте загадку:
Он живет в долине жаркой,
Толстокожий и большой.
Носит он огромный рог,
Кто же это? (носорог).
- Какой первый звук в слове носорог? (В слове носорог первый звук [Н]).
- Сегодня к нам на занятие пришел звук [Н]. Он хочет с вами поиграть, но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки.
- «Заборчик»
Улыбнитесь, покажите зубки, удерживайте губы в улыбке.
Наши губки улыбнулись,
прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «иииии» скажи,
свой заборчик покажи.
- Любопытный язычок
Язычок очень любопытный — ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните, посмотрите, как язык протискивается наружу между зубами.
- «Птенчик»
Ребята, вы будете птенчики, а я птичка-мама, сейчас я буду вас кормить. Откройте широко рот (покажите, как это делать) и останьтесь так, пока я вас не покормлю.
Ротик шире открывай —
Кушай, птенчик, не зевай!
- Упражнение «Пропеллер»
Улыбнитесь, сильно подуйте и, двигая пальцем перед губами, как пропеллер постарайтесь услышать его звук.
Посмотрите, как правильно произносить звук [Н] - рот закрыт, губы не пускают воздух, и язычок поднят вверх, он тоже не хочет пропускать воздух. Но воздух нашел путь: он идет через нос. Нос сердится и «гудит».
Произносим все вместе, по отдельности.
Звук [Н] хочет, чтобы вы сами попробовали определить гласный звук [Н], или согласный.
- Произнесите звук [Н]. Его можно петь? (Нет).
- Что мешает его петь? (Язык и зубы).
- Язык упирается в верхние зубы и не дает его пропеть.
- Звонкий звук [Н], или глухой? (Звук [Н] – звонкий).
- Как вы узнали, что звук [Н] – звонкий? (При его произношении в горле звенит колокольчик).
- В какой рубашке придет звук [Н]? (В синей, потому что звук [Н] – твердый).
- Звук Н очень рад, что вы правильно о нем рассказали (показывает мальчика – звук [Н]).
- Расскажите еще раз все о звуке [Н] (Звук [Н] – согласный, звонкий, твердый).
А теперь я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [Н]: [м-л-н-с-п-б-м-т-н-г].
Следующее задание – я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком [Н]: [НО-СО-НА-МУ-ЛА-РУ-НИ-УМ-НУ].
Пальчиковая игра «Карандаш»
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
«Топни ногой»
А теперь я буду произносить слова со звуком [Н], а вы топните ногой, когда услышите слова со звуком [Н]: ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, нога, мыло, бант.
Игра «Хлопай, не зевай»
— Хлопните в ладоши, тогда, когда я произнесу правильно
Баман — банан — банам — панам
Милон — лиман — лимон — нимол
Дивам — тиван — видан — диван
Игра «Наоборот»
— Верхний, а наоборот как будет? — Нижний.
высушить—… намочить
веселый—… грустный
короткий—… длинный
налево—… направо
снять—… надеть
высоко—… низко
под—… над
Игра «Какой картинки не стало»:
- Я покажу картинки, в названии которых есть звук [Н]: ножницы, ноты, носки, батон, бант (педагог убирает одну из картинок).
- Чего не стало? (Не стало носков).
- Нос, ножи, наперсток, нарцисс, носорог
- Не стало? (Носорога).
- Кто такой носорог? (Носорог – дикое животное жарких стран).
Ребята, Вы любите петь? А давайте вместе с вами попоем, повторяйте за мной!
Ан-ан-ан — шёл домой баран.
На-на-на — кошка у окна.
Ин-ин-ин — сколько здесь картин!
Ни-ни-ни — в книжку загляни.
Он-он-он — важно ходит слон.
Но-но-но-но — попугай клевал пшено.
Ын-ын-ын — В огороде тын!
Ен-ен-ен — в доме много стен!
Ун-ун-ун — лошадей табун.
Ну-ну-ну — саночки тяну.
Ани-ани-ани — расписные сани.
«Доскажи словечко»
= маши..., сте..., карти..., мали..., обезья..., корзи...
Итог занятия:
- Расскажите все о звуке [Н] (Звук [Н] – согласный, звонкий, твердый).
- Подарим Наде слова со звуком [Н].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"
В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....
Рабочая программа факультативных занятий по речевому развитию для старшего дошкольного возраста «ЛОГОЗАВРИЯ»
Дети с дизартрией с трудом овладевают звуковым анализом. Постановка нарушенных звуков часто затруднена, поставленные звуки долго не автоматизируются в самостоятельной речи ребенка. Специфика речевого ...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»
Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данно...
Конспект занятия по речевому общению для старшего дошкольного возраста. Тема: «Синонимы и антонимы».
Конспект занятия по речевому общению для старшего дошкольного возраста. Тема: «Синонимы и антонимы»....
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Хитрый Лис и Умная Уточка"
Занятие по речевому развитию детей 5-6 лет направлено на совершенствование умения пересказывать литературное произведение от лица героя близко к тексту, передавая отношение к событию разными средствам...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие по весеннему лесу".
Конспект содержит методические разработки по реалиизации модуля речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР....
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Приметы осени"
Конспект занятия с детьми выстроен с учетом принципа интеграции образовательных областей:1.Познавательное развитие2.Речевое развитие3.Социально- коммуникативное развитиеВ ходе мероприятия используются...