Конспект НОД по развитию речи "Лучики"
план-конспект занятия по развитию речи

Непосрендственно-образовательная деятельность развитие речи 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_luchiki.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка».

        

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Развитие речи»

в старшей  группе «Кораблики»

по теме «День рождения»

Воспитатель:

Чуклина Виктория Викторовна

г. Советский

 2019 год

Образовательные области: речевое развитие.

Интеграция видов деятельности: Познавательное развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое, музыкальное.

Лексическая тема: «Весна».

Вид занятия: занятие-путешествие.

Цель: выявление знаний у детей по речевому развитию.

Образовательные: 

- Закрепить представления о весне и ее приметах.

- Уточнить, расширить и активизировать  словарь по теме «Весна».

- Совершенствовать грамматический строй речи:  согласование числительных с существительными; образование существительных в родительном падеже; образование однокоренных слов.

 - Совершенствовать навыка составления описательного рассказа.

  - Совершенствовать навыки математических представлений.

Развивающие: 

 - Развивать умение логически излагать свою мысль.

 - Развивать память, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, речевую активность и общую моторику.

Воспитательные: 

 - Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь друг другу.

 - Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней.

 - Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца..

Словарная работа: Актуализация словаря.        

Планируемый результат:

 - Активно и выразительно отвечать на вопросы; образовывать существительные в родительном падеже, составлять рассказ по картинам.

Подготовительная работа:

       - Наблюдение на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, деревья, птицы, лёд).

       - Опытно – экспериментальная деятельность: таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно – следственной связи: где быстрее тает.

       -  Рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников.

       -  Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

       -  Отгадывание загадок, музыкальные произведения, приметы, беседы.

       -  Разучивание: дидактической игры, развивающие игры, подвижные игры.

       -  Художественное творчество: рисование на тему весна, раскраски.

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный материал:   Письмо, пригласительные билеты, сундучок, карта – схема для составления рассказа о весне.

Раздаточный материал: карточки с изображением воды, травы, цветов, колпачки для дня рождения, карточки для разбора слова на звуки, цветные карандаши, ватман с цветами.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро! Давайте  поприветствуем друг друга и гостей:

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг

Воспитатель:  А сейчас давайте поздороваемся с солнышком:

(пальчиковая гимнастика)

Смотрит солнышко в окошко  (дети делают хлопок, кулачок)
Смотрит в нашу комнатку.     (сжимают и  разжимают кулачки)
Мы захлопаем в ладошки,     (хлопают в ладоши)
Очень рады солнышку!          (показывают ладошки )

В: Ой!

                   Кто-то бросил мне в оконце,

                   Посмотрите письмецо.

                   Может это лучик солнца

                   Что щекочет мне лицо.

( Обращает внимание детей на конверт с письмом, открывают и читают)

«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду. Заяц».

Воспитатель: Интересно, пригласить-то пригласил, а пригласительных открыток нет.

(Обращает внимание на еще одну записку) 
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться. А задания я вам приготовила на солнечных лучиках и разбросала их.

Воспитатель: 

Ребята, больше всех у нас трудится  язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала
Ло-ло-ло – у сосны дупло
Лу-лу-лу – дайте нам пилу
ля-ля-ля – вот моя земля
ли-ли-ли – мы козу пасли
лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Молодцы! Да с такими успехами мы всё преодолеем.

Воспитатель:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Твёрдый - мягкий
Ночь - день
Продавать - покупать
Говорить - молчать
Сильный - слабый         
Больной - здоровый
Друг - враг
Много - мало
Старый - молодой
Узкий - широкий
Грязный - чистый

Короткий - длинный
Брат – сестра

Воспитатель: Какие же вы молодцы, я думаю, мы с вами быстро найдем свои пригласительные. Давайте посмотрим, какое же следующее задания у нас.

Воспитатель: Игра  «Подскажи словечко. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Весной снег (тает, исчезает)

Весной солнце… (греет, припекает, светит)

Весной сосульки. (тают, капают)

Весной деревья… (оживают, просыпаются)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают, поют песни, строят гнёзда)

Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт)

Весной травка… (зеленеет, пробивается, растёт)

Весной медведь (просыпается, выходит из берлоги, греется на солнышке).

Воспитатель: Молодцы. Справились и с этим заданием.

 Ох, на этом лучике очень интересное задание. Есть такая пословица. «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами», объясните, что это значит?

Дети: (в марте тает снег, в апреле появляется первая травка, в мае зацветает первоцвет). Воспитатель: Правильно, а сейчас скажите какой весенний месяц идёт?

Дети: Апрель.

Воспитатель: Солнечный лучик предлагает вам поделить слова из пословицы на слоги: во-да, март, цве-ты.

- (Имя), раздели слово вода на слоги.

В слове вода два слога.

- (Имя), а ты раздели на слоги март.

В слове март один слог.

- (Имя), а ты цветы.

В слове цветы два слога.

Воспитатель: Молодцы! Берем следующий лучик.

Сейчас я прочитаю вам рассказ о Весне, а вы внимательно слушаете и придумываете свой рассказ, не похожий на мой, а помогут вам с этим схемы (обращает внимание на доску, схему).

Наступила весна, ярко светит солнце. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Расцветают первые весенние цветы. Просыпаются насекомые. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы и вьют гнёзда. Люди радуются наступившей весне.

Воспитатель: И так, кто  хочет составить рассказ? (2- 3 детей составляют рассказ, дети оценивают рассказ товарищей).

Воспитатель: Молодцы, вы немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) 
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) 
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) 
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) 
Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Воспитатель: Берём следующий лучик. Лучик предлагает поиграть в игру, которая

называется «Звуки». Сначала давайте вспомним, какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Дети: Гласные звуки можно пропеть, проговорить, прокричать. А согласные встречают препятствия при произношении.

Воспитатель: Я сейчас  буду называть звуки – если вы услышите гласный звук, то хлопните, если услышите согласный звук, то топните. (о, р, м, ы, а, з, к, у, ш, э, п).

 Молодцы справились с заданием.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какое слово спряталось»

(На карточках нарисован дом).

- Ребята, как вы думаете какое слово, здесь спряталось?

Дети: Дом.

Воспитатель: Разберём слово дом на звуки.

ети за столом на карточках разбирают слово)

Воспитатель: (Имя), а ты пойди и сделай звуковой анализ слова на доске.

- (Имя), сколько всего звуков в слове дом?

Всего три звука.

- (Имя), Какой первый звук в слове дом?

- Первый звук в слове дом – Д он согласный твёрдый, синяя фишка.

- (Имя), какой второй звук

Второй звук – О он гласный, красная фишка.

- (Имя), Какой последний звук в слове дом?

Последний звук – М он согласный твердый, синяя фишка.

Воспитатель: Сколько в слове дом гласных звуков?

Дети: Гласный звук один.

Воспитатель: Какой?

Дети: О.

Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове дом?

Дети: В слове дом два согласных звука

Воспитатель: Какие? Назовите?

Дети: Это Д и М.

Воспитатель: Проверьте  глазками  у вашего соседа.

Умницы! Вот и справились вы со всеми заданиями.

Давайте подарим солнышку вместо лучиков цветочки. Если вам понравилось занятие – подарите красный цветок, а если вам было немного  трудно – синий.

 Воспитатель: Ой, посмотрите, а что это у нас там на столике в домике? (обращает внимание на сундучок, который стоит на столе). Дети подходят, открывают сундучок и достают пригласительные билеты.  Надевайте колпачки, мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями Зайчику. Но на день рождения принято дарить подарки.

Давайте подарим зайчику картину из цветов. Но картина у нас с вами черно- белая, поэтому я предлагаю вам раскрасить её красочно. (Дети уходят в свободную деятельность, раскрашивают картину по номерам).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...