"Хаврошечка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_havroshichka.docx | 22.71 КБ |
havroshechka.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе по развитию речи
Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"
Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Ход:
Проблемная ситуация (или мотивация)
Какое радостное, доброе утро. Возьмитедруга за руку, передайте тепло своих рук и хорошее настроение другу улыбнитесь. Присаживайтесь на стульчики.
- Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки? (авторские, народные). Что значит авторские сказки? (Это сказки, которые сочинил один человек, автор).
Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).
Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
есть волшебство, то. (волшебная);
есть добро, то… (добрая);
есть радость, то… (радостная);
есть загадки, то. (загадочная);
есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных.
К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.
Отгадайте загадку:
Гуляет летом по полям
И молоко дает всем вам,
Громко «му» кричит хозяйке
Сена мне побольше дайте. (коровушка)
А коровушка, она какая? (добрая, большая, домашняя, пёстрая). А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Чёрного и белого, как у нашей коровушки.
Коровушка принесла с собой книгу. Это русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее.
Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.
Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.
пуд - старинная русская мера веса. Пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.
прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.
Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках.
ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.
А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.
А ещё встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее).
Дыхательное упражнение (включить телевизор)
А сейчас давайте с вами подготовимся к слушанию сказки.
Встаньте на ножки, глубоко вдохните носиком и выдохните ротиком. Показ воспитателя, затем вместе с детьми два раза.
Молодцы! Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно. Посмотрите на экран. Своё чтение я буду сопровождать иллюстрациями.
А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Кто является главными героями сказки? (Хаврошечка и коровушка)
-У кого жила Хаврошечка? (У хозяйки, трёх дочерей:
-Как звали дочерей хозяйки (Одноглазка,Двуглазка,Триглазка) Почему им дали такие имена?
Вам понравились эти девочки? (нет) Какими были эти девочки
А Хаврошечка была какая? (добрая)
- А что делала Хаврошечка? Она на них работала. Значит она была какая? (работящая). А дочери хозяйки? (ленивые)
- Кто же помогал Хаврошечке в сказке? Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.
- Что она при этом говорила? Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово.
Физкультминутка.
Коровушка предлагает нам отдохнуть
Коров пастух привёл на луг (шагаем на месте)
Стадо мычит, спасибо говорит (голову тянем и говорим протяжное му,
Вытянули губки трубочкой)
Очень вкусная трава (давайте покажем, как жуёт коровушка: посмотрите на меня)
Идёт кругом голова. (вращение головой в одну и другую сторону)
Бегают коровки по лужочку ловко (бег на месте).
А сейчас садитесь на место и вернёмся к нашей сказке.
Коровушка помогала Хаврошечке. Девочка влезала в одно ушко, вылезала из другого и работа была сделана.
- А была ли довольна хозяйка работой девочки?
- А как она узнала о том, кто помогает Хаврошечке?
- Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке? (нет).
- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули? Она говорила: спи глазок, спи другой.
Давайте покажем, как засыпали девочки, когда Хаврошечка убаюкивала их?
- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? Триглазка всё увидела
-Что выросло на этом месте?
- Чем закончилась сказка?
-Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать» Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.
Заключительная часть. Рефлексия занятия.
С какой сказкой мы познакомились сегодня?
- Чему нас учит эта сказка? Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.
Молодцы ребята.
А, эта книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашем центре книги. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу.
Обращаться с книгой нужно очень бережно. Спасибо вам за хорошую работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алексей Николаевич Толстой
Пуд - старинная русская мера веса
Прясть
Холст
Т кать
Дыхательное упражнение
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Хаврошечка . Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткёт, она и прядет, она и прибирает, она и за всё отвечает.
А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка , а меньшая – Тригразка . Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.
Выйдет , бывало, Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать. - Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
А Коровушка ей в ответ: -Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано. Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано. Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Хаврошечке ещё больше работы задаст. Хаврошечка опять придёт к коровушке, обнимет её, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт, принесёт хозяйке.
Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей: - Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткёт, и прядет, и в трубы катает?
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает: - Спи, глазок, спи, глазок! Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку . - Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с Хаврошечкой , забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась , на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает: - Спи глазок, спи другой! Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка всё спала.
Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку , а сироте ещё больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт: -Спи глазок, спи другой! А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Тригалзки заснули, а третий глядит и всё видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала.
Старуха обрадовалась, на другой же день пришла в мужу: - Режь рябую корову! Старик и так и сяк: - Что ты, старуха, в уме ли! Корова молодая, хорошая! - Режь, да и только! Делать нечего. Стал точить старик ножик.
Хаврошечка про это спознала , в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: - Коровушка-матушка! Тебя резать хотят! А коровушка ей отвечает: - А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай. Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мясо её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала.
И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядываются. Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек: - Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдет. Три сестры и бросились одна перед другой к яблоке. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами. Сёстры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Крошечки - хаврошечки"
Развлечение посвящённое мамам, цель музыкального занятия -развлечения взаимосвязь родителей с детским садом, создавать желание родителей учавствовать в совместных праздниках, т...
НОД чтение народной сказки "Хаврошечка"
Непосредственно образовательная деятельность на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка» предназначена для детей старшего возраста. На ней дети знакомятся со сказкой. Узнают новые слова,...
Конспект непосредственной образовательной деятельности.Область "Коммуникация"Тема: "Русская народная сказка "Хаврошечка".
Ознакомление детей с русской народной сказкой "Хаврошечка" с использованием элементов сказкотерапии....
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Развитие связной речи по сказке "Крошечка - Хаврошечка".
Из опыта работы с детьми логопедической группы детского сада. Интеграция в работе специалистов ГБДОУ. С использованием ЭОР....
РНС "Крошечка-Хаврошечка"
Презентация содержит РНС "Крошечка-хаврошечка". Работа выполнена по материалам студии "Диафильм" Госкино СССР 1963 г. Работа может быть использована в подготовительном классе школы или на уроках обуче...
Конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Конспект НОД в старшей группе«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»...
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и чтением художественной литературы на основе материалов музея и русской народной сказки «Хаврошечка»
Цели: 1. Познакомить детей с искусством прядения и ткачества, опираясь на наглядный материал музея. 2. Вызвать уважение к нелегкому труду ткачихи....