Проект «Я и моя семья» в средней группе
проект по развитию речи (средняя группа)
Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_i_moya_semya_srednyaya_gruppa.doc | 753 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Середа Олеся Юрьевна,
Сазонова Ксения Сергеевна
воспитатель
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Центр образования № 1»
Белгород 2023
Проект «Я и моя семья»
Проект «Я и моя семья» имеет следующее содержание:
- Обоснование актуальности темы проекта.
- Цель и задачи проекта.
- Ожидаемые результаты.
- План мероприятий по реализации проекта.
- Перспективы развития и распространения проекта.
- Обоснование актуальности темы проекта
Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка с раннего возраста.
Печальная статистика последних лет свидетельствует об увеличении числа неблагополучных семей, сокращении количества официальных браков, быстрого распада молодых семей, повышение возраста молодых людей, впервые вступивших в брачные отношения и т.п.
Серьезной проблемой становится дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, возникающий в силу служебной занятости взрослых членов семьи.
Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путём, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Поэтому мы решили, что нам необходимо использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями, которые дают возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности своих детей. Мы предполагаем, что наши партнёрские отношения с родителями дадут большой результат в развитии наших детей. Помогут детям более доступно и наглядно освоить понятие «Моя семья».
2. Цель и задачи проекта.
Цель: сформировать представления о семье и семейных отношениях у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• формировать у детей представление о семье;
• формировать представления о родственных отношениях;
• закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
• воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
• воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.
• привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
3. Ожидаемые результаты.
Целенаправленный образовательный процесс по формированию представлений о семье и семейных отношениях у детей дошкольного возраста:
- повышены показатели уровня сформированности представлений о семье и семейных отношениях у детей дошкольного возраста;
- педагоги ориентированы на сопровождение образовательного процесса по формированию представлений о семье и семейных отношениях у детей дошкольного возраста.
4. План мероприятий по реализации проекта
Таблица 1
Образовательная область | Мероприятия |
1 неделя | |
«Социально-коммуникативное развитие» | Ситуация общения «Мои бабушки и дедушки» |
«Познавательное развитие» | Познавательно-исследовательская деятельность «Что такое семья?» |
«Речевое развитие» | Занятие по развитию речи «Моя семья». |
«Художественно-эстетическое развитие» | аппликации «Мой портрет» |
«Физическое развитие» | Физкультминутки: «Я иду, и ты идешь «, «Ладушки у бабушки», «Посуду моет наш Антошка», «Я человек и ты человек. " |
2 неделя | |
«Социально-коммуникативное развитие» | Беседа «Что такое хорошо, а что такое плохо»» |
«Познавательное развитие» | Игровая деятельность «Мамина (папина) профессия» |
«Речевое развитие» | Составление рассказов на тему: «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома». |
«Художественно-эстетическое развитие» | Конструирование «Мой дом» |
«Физическое развитие» | Подвижная игры: «Тишина»,«Пройди – не задень» ,«Пройди – не упади» ,«Птички в гнездышках» Пальчиковая гимнастика «Семья» |
3 неделя | |
«Социально-коммуникативное развитие» | Ситуация общения ««Что делает ваша семья утром (вечером)»» |
«Познавательное развитие» | Познавательно-исследовательская деятельность ««Родовое древо, герб семьи»» |
«Речевое развитие» | ФЦКМ (ознакомление с предметным миром) «Поможем бабушке Федоре» |
«Художественно-эстетическое развитие» | Фотовыставка «Как две капли воды» |
«Физическое развитие» | Подвижная игры: «По ровненькой дорожке», «Парами на прогулку» |
4 неделя | |
«Социально-коммуникативное развитие» | Ситуация общения «Я – помощник родителей» |
«Познавательное развитие» | Познавательно-исследовательская деятельность «Я помогаю маме» |
«Речевое развитие» | Составление рассказов на тему: «Моя комната», «Мое любимое занятие» |
«Художественно-эстетическое развитие» | Лепка «Семейное хозяйство» |
«Физическое развитие» | Подвижная игры: «Найди свой домик», «Поезд», «Наседка и цыплята» |
В таблице 2 представлены формы работы с родителями воспитанников
Таблица 2
Формы работы с родителями
Неделя | Форма | Название мероприятия |
1 | Создание макета семьи | «Семейный вернисаж» |
2 | Кейс | «Кармашек с сюрпризом» |
3 | Акция | «Дерево народной мудрости» |
4 | Мастер-класс | «Мамины колыбельные» |
5 | Дискуссия | «Родитель – звучит гордо!» |
6 | Семейное развлечение | «Выходные всей семьей» |
5.Перспективы развития и распространения проекта:
- разработаны рекомендации по формированию представлений о семье и семейных отношениях у детей дошкольного возраста;
- распространен опыта по формированию представлений о семье и семейных отношениях у детей дошкольного возраста на уровне дошкольного образовательного учреждения, городских методических объединениях.
Приложение
Формы работы с родителями
Создание макета семьи «Семейный вернисаж»
Родителям вместе с детьми предлагается создать макет семьи – фотоколлаж «Семейный вернисаж», где они отмечают членов семьи, запоминающиеся события в разной форме.
Примеры ниже:
Кейс «Кармашек с сюрпризом»
Обмен записками, письмами, подарками между родителями, детьми и педагогом.
Акция «Дерево народной мудрости»
Предложить родителям сделать подборку пословиц о семье для использования в образовательной деятельности с детьми.
Мастер-класс «Мамины колыбельные»
Цель: приобщить родителей (мам) к проблеме использования колыбельных песен в повседневной жизни, показать их значение для ребенка.
Педагог-мастер: В современном мире все расписано по часам. Детство ребёнка наполнено разнообразием игрушек, играми, а мамы очень заняты и устают, часто, перед сном ребенка, не придают особого значения колыбельным песенкам. Но ведь колыбельная песня - это способ общения с ребенком, который имеет большое влияние на его развитие и дальнейшее формирование, как личности. Не зря же колыбельную песню называют еще Маминой песней. Главное в ней - внимание, забота и любовь мамы. При этом совершенно не важно, какими певческими способностями Вы наделены
Многие из нас, на протяжении всей жизни, помнят песни, которые напевала мамочка у колыбели. Хотя считается, что младенцы не в состоянии что-либо запомнить, но факты говорят об огромной пользе колыбельных.
Безусловно, с ребенком с самого раннего возраста необходимо как можно больше разговаривать и петь.
Создайте «традицию» пения ребенку перед сном, в любом возрасте. В эти минуты ребенок будет слышать спокойный родной голос своего самого дорогого человека – мамы. И верить, что все у них хорошо.
Колыбельные песни удивительный дар прошлого. Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие. Изменился мир, темп, но человек остался человеком. Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе.
Колыбельная песня расслабляет, тем самым благоприятно влияет не только на сам процесс засыпания, но и помогает обрести спокойные безмятежные сновидения.Второе весомое значение колыбельной заключается в получаемой ребенком информации из песни, поскольку бессмысленных колыбельных не существует.
Врачи, педагоги, психологи давно уверенны в том, что чем больше мама разговаривает с ребенком, поет ему, тем быстрее развивается у него речь, мышление, память. Каждое слово, адресованное ребенку в течение дня, принесет со временем свой результат для умственного развития малыша, а пение колыбельной в тесном контакте между мамой и ребенком, однозначно еще большую пользу.
Конечно, подходя к выбору из огромного ассортимента как народных, так и современных колыбельных, никто не сможет вам посоветовать, какой отдать свое предпочтение. Поскольку лучше мамы ребенка не может знать никто, и только мамино сердце никогда не обманет.
Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. На Востоке, о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен.». Мамы, пойте своим детям колыбельные песни! Колыбельная – это ниточка любви, связывающая мать и дитя.
Дорогие мамы, вспомните колыбельные, которые вам пели в детстве ваши мамы, а если не вспомните, то воспользуйтесь текстами колыбельных, которые мы предлагаем вам.
Люли, люли, люленьки!
Прилетели гуленьки.
Стали гули ворковать
Нашу деточку качать.
Бай-бай- баю-бай.
Поскорее засыпай.
Бай-бай- баю-бай
Спи, малыш мой, засыпай
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни,
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
Когда наши предки пели колыбельную, они обязательно проговаривали вслух в тексте счастливое будущее ребенка, защищая его от бед. Родитель в песне передает доброе пожелание ребенку на будущее.
А баиньки-баиньки, | Сладко спи, ребенок мой, |
Колыбельные песни развивают интеллект, чувство языка, музыкальный слух. Во время пения у ребенка начинает развиваться речь, память, ведь он слышит и запоминает интонации. Также колыбельная сопровождается покачиванием ребенка, поэтому в ней очень важен ритм.
Уж ты, котенька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мою детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока,
Да кусок пирога.
С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах, природных явлениях и другом.
Спи, сыночек мой, усни. Люли, люшеньки, люли Скоро ноченька пройдет, Красно солнышко взойдет. Свежи росушки падут, | В поле цветушки взрастут, Сад весенний расцветет, Вольна пташка запоет. Люли, люшеньки, люли, Ты, сыночек, крепко спи. |
В наше время в качестве колыбельной используют тексты из мультфильмов: «Колыбельная медведицы» («Умка»), (показать мультфильм отрывок) из песен телепередач «Спят усталые игрушки», «Спи, моя радость, усни!» Интересны авторские колыбельные Н.Пикулевой, И.Гуриной, Е.Железновой и др.
Ходит сказка по домам,
По высоким теремам,
Жди ее, глаза закрой.
Спи, глазок,
Спи, другой.
Сказка добрая придет,
Сердце доброе найдет,
Жди ее, глаза закрой.
Спи, глазок,
Спи, другой.
(Н. Пикулева)
Таким образом, колыбельные могут стать важной частью вечернего ритуала засыпания ребенка, помощником в воспитании и доброй традицией Вашей семьи.
Сейчас я вам предлагаю поучаствовать в изготовлении куклы -закрутки, первой куклы для малыша в давние времена. Таких кукол изготавливали для безопасности малыша, а когда он подрастал, то лет с пяти уже мог и сам мастерить таких кукол.
Изготовление куклы-закрутки. Показываю и объясняю последовательность изготовления куклы закрутки из тряпочек.
Спасибо за внимание и участие. Любите своих детей, и пойте колыбельные.
Дискуссия «Родитель – звучит гордо!»
Цель: оптимизация детско-родительских отношений.
Воспитатель: Счастье-это мягкие теплые ладошки,
За диваном фантики, на диване крошки.
Что такое счастье - проще не ответить.
Счастье есть у каждого, у кого есть дети!
Спасибо большое вам, обладателям счастья! Вы отложили все дела и пришли на нашу встречу, чтобы обменяться с другими родителями своим опытом воспитания детей. Разделимся на две команды.
Задание 1(командное)
Ответить на вопрос: в чём состоит родительская забота о ребенке? ( Команды отвечают по очереди.)
Как хорошо, что вы не забыли упомянуть о воспитании и развитии. А что в воспитании детей вы считаете наиболее важным? Какие качества хотите в ваших детях воспитать обязательно?
Задание 2 (индивидуальное)
Каждому родителю предлагается взять лист бумаги и фломастеры, нарисовать своего ребенка (можно схематично или ассоциативно). Затем написать его имя, на каждую букву имени подобрать хорошее качество ребенка, начинающееся на эту же букву, или ласковое слово, адресованное ему.
Для отчета времени выполнения используются водяные часы. Звучит мелодичная музыка. Затем родители показывают свои рисунки и зачитывают слова.
Задание 3 (обсуждение)
Ведущий. Несмотря на то, что дети – это счастье и радость, наверняка каждый родитель сталкивался с таким поведением ребенка, которое огорчало. Давайте обсудим пути выхода из наиболее часто встречающихся проблемных ситуаций. Поделитесь, пожалуйста, с другими родителями своим позитивным опытом: каким образом вы справлялись с данными ситуациями.
Ребенок бьет других детей.
Ваш сын грубит взрослым.
Девочка устраивает истерики в магазине с требованием что-то купить.
Ребенок не хочет ложиться спать
Дочка не убирает за собой игрушки.
Задание 4 (для каждого родителя)
Рассказать о любимых совместных занятиях с ребенком: что предпочитают делать вместе, как проводят свободное время; какие семейные ритуалы и традиции есть в семье, в которых принимает участие ребенок.
Задание 5 (командное)
Вы совершенно справедливо выделили как составляющую заботы о ребенке его развитие. Следующее (последнее) задание для вас будет творческим. У ваших детей, конечно, много игрушек и развивающих пособий, к которым они, к сожалению, быстро теряют интерес. Вас это огорчает, ведь на все это потрачены деньги, зачастую немалые. Так? Поэтому возможная альтернатива – делать некоторые игрушки и развивающие пособия для своих детей самим или вместе с ними из подручных средств и бросового материала. Такая игрушка, в которую вы вложили свои силы, душу и творческие способности, возможно, станет любимой для вашего ребенка.
Я предлагаю потренироваться – придумать, что интересного можно сделать: одной команде – из морских камешков; другой команде – из цветных крышек от бутылок.
(раздает участникам предметы в баночках, для отчета времени используются водяные часы, звучит аудиозапись бодрой мелодии, команды выполняют задание, после чего подводятся итоги)
Семейное развлечение «Выходные всей семьей»
Цель: привлечение родителей к совместному досугу с детьми посредством выхода в детский мини-город профессий «Мастерславль».
«Мастерславль» - детский мини-город профессий в Белгороде, парк аттракционов в уникальном формате. Во время посещения парка дети могут не только открыть для себя множество интересных профессий, но и с успехом их освоить – для этого «Мастерславль» оборудован многочисленными мастерскими. В Мастерславле порядка 40 мастерских. Каждая имеет окно или прозрачные двери, чтобы родители могли видеть, что происходит внутри. Занятия длятся 25 минут. Из них 10-12 минут отводится на теорию, а остальное – практика. За час можно посетить две локации. В каждой мастерской есть свой наставник. Каждый ребенок в «Мастерславле» может выбрать профессию по своим интересам. Например, врач-стоматолог, художник, налоговый инспектор или парикмахер в салоне красоты. У каждой профессии есть определенные критерии, которым должен соответствовать кандидат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Моя семья" в средней группе
Цель проекта: создать педагогические условия, направленные на формирование у детей образа семьи.Задачи:- расширение кругозора детей и формирование представлений о семье, о родственных отношениях,-повы...
Проект на тему "Моя семья" в средней группе компенсирующей направленности
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий шко...
Проект «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» в средней группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
Проект«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»в средней группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки»)...
Проект "Я и моя семья" в средней группе
Проект "Я и моя семья"...
Краткосрочный проект на тему: «Моя семья» в средней группе
Краткосрочный проект на тему: «Моя семья» в средней группе....
Проект «Генеалогическое древо моей семьи» в средней группе 2024г.
laquo;Генеалогическое древо моей семьи»...
Краткосрочный проект на тему: «Моя семья» в средней группе.
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения. Семья греет нас своей добротой и бескорыстностью,...