Методика ознакомления с художественной литературой
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Дерунова Елена Александровна

Методика художественного чтения и рассказывания детям.

Разные виды занятия по ознакомлению с художественной литературой.

Принципы отбора литературных произведений для детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_oznakomleniya_s_hudozhestvennoy_literaturoy.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ И РАССКАЗЫВАНИЯ ДЕТЯМ

Основными методами ознакомления с художественной литературой являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным  произведением.
4. Заучивание наизусть.  Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

  • чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
  • чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

  • чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
  • настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
  • кукольный и теневой театр, фланелеграф;
  • диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

  • оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
  • чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

  • обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
  • определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;
  • подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего, подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым «предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями». С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Вместе с тем, анализируя текст, надо помнить, что не все слова требуют толкования. Так, читая сказки А. С. Пушкина, нет необходимости объяснять понятия «столбовая дворянка», «соболья душегрейка», «пряник печатный», так как они не мешают пониманию основного содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тексте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответ в доступной ребенку форме.

ПРИНЦИПЫ  ОТБОРА  ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

 Открытию перед детьми мира «словесного искусства» помогает правильный отбор литературных произведений, в основе которого лежат педагогические принципы, разработанные Р. И.Жуковской, О.И.Соловьевой, Н.С.Карпинской, М.М. Кониной, JI.M. Гурович и др.:

  1. литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;
  2. необходимо учитывать возрастные особенности детей. По мнению С.Я.Маршака, возрастная специфика должна выражаться не в упрощенчестве, сюсюканье, а в учете особенностей психики ребенка, в частности конкретности мышления, впечатлительности, ранимости;
  3. книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом;
  4. в книге должна быть четко выражена позиция автора. С.Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке;
  5. книги должны отличаться композиционной облегченностью, г. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут. По мнению А.С.Макаренко, художественная книга должна идти впереди возрастного комплекса психики ребенка, быть немного «навырост».

Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят:

  • произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
  • произведения русской и зарубежной классики (А. С. Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);
  • произведения современной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.ЧаРушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.).

В круг детского чтения включаются произведения разных жанров - рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки, разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы), народов других стран.

Каждый год издаются новые книги для детей. Воспитатели должны следить за выходящей литературой и пополнять круг детского чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ДЕТЬМИ Тема «Ознакомление с художественной литературой».

ВИКТОРИНА СОДЕРЖИТ ИГРЫ С ПЕДАГОГАМИ, ИНСЦЕНИРОВКИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ИНТЕРЕСНЫЕ  И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРУ В КОМАНДАХ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕДАГОГАМ , ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, НАЙТИ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ....

Методика развития речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста.Методика развития речи детей в процессе ознакомления  с художественной литературой....

Консультация для педагогов "Методика организации занятий по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе"

Консультация для педагогов "Методика организации занятий  по ознакомлению  с художественной литературой"Организация занятия.Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого.По...

Ознакомление с художественной литературой в разных возрастных группах. Методика работы с книжными иллюстрациями

Традиционная литература используется в целях умственного. нравственного и эстетичекого воспитания дошкольников...

Ознакомление с художественной литературой в разных возрастных группах. Методика работы с книжными иллюстрациями

Традиционная литература используется в целях умственного. нравственного и эстетичекого воспитания дошкольников...

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Задачи работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.

Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художест...