Словесные игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
материал по развитию речи (старшая группа)

Советова Татьяна Михайловна

Буклет для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_po_razvitiyu_rechi.docx577.59 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Мяч – мячик, дом-домик, стол-столик, мама-мамочка, слон-слоник и т.д.

  1. «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Один мяч, два мяча, пять мячей; одно яблоко, два яблока, пять яблок и т.д.

  1. «Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Кукла (какая?) - …, апельсин (какой?) - …  .

  1. «Какой»

Цель: упражнять в образовании признака от предмета.

Игрушка-игрушечный, кукла-кукольный, суп из овощей-овощной, суп из рыбы-рыбный, суп из мяса-мясной, салат из моркови – морковный и т.д

  1. «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные загадки.

Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку, например, о фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон). Так же с другими предметами.

  1. «Четвертый (пятый) лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Лето, зима, суббота, осень; корова, собака, лиса, свинья, баран; капуста, кабачок, огурец, горох, банан; стол, диван, полка, пень, комод и т.д.

  1. «Назови детенышей животных»

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования.

У коровы-теленок, у льва-львенок, у индюка-индюшонок, у овцы-ягненок, у кролика-крольчонок, у верблюда-верблюжонок, у ежа-ежонок, у волка-волчонок и т.д.

  1. «Назови одним словом»

Цель: закреплять обобщающие понятия.

Корова, собака, кролик-домашние животные; тарелка, кастрюля, чайник-посуда; машина, самолет, корабль-транспорт; кепка, панама, платок- головные уборы; клен, дуб, сосна-деревья и т.д.

  1. «Один-много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Стол-столы, нос-носы, гора-горы, мост-мосты, дом-дома, луг-луга, город-города, гнездо-гнезда, день-дни, пень-пни, утенок-утята, гусенок-гусята, перо-перья, ухо-уши, тигренок-тигрята и т.д.

  1. «Утро, день, вечер, ночь»

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером?                                             Варианты. 1. «Назови «соседей» утра».                     2. «Сначала вечер, а потом?»                                    3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем - ...)

  1. «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Холодный - горячий, веселый - грустный, утро-вечер, осень-весна, длинный-короткий, ясный-пасмурный, умный-глупый, легкий-тяжелый, светлый-темный и т.д.

  1. «Повтори за мной слоги и определи, какой слог лишний»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Па-ба-па, ма-ма-мя, да-та-та, ва-ва-фа, на-на-па, аи-зи-си, шу-шу-жу и т.д.

  1. «Разложи предметы»

Мыло-мыльница, перец-перечница, салат-салатница, масло-масленка, хлеб-хлебница, сахар-сахарница, суп-супница, соус-соусница, соль-солонка и т.д.

  1. «Кто где живет?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных и птиц.

Собака-в будке, пчелы-в улье, ласточки-в гнезде, лошади-в конюшне, коровы-в коровнике, куры-в курятнике, волк-в логове, козы-в хлеву, свиньи-в свинарнике, овцы-в сарае и т.д.

  1. «Что животные умеют?»

Цель: активизация глагольного словаря.

Собака-стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка-мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается; Мышка-шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает; Утка-летает, плавает, ныряет, крякает и т.д.

  1. «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

 Сапоги из кожи-кожаные; рукавички из меха-меховые; тазик из меди-медный; медвежонок из плюша-плюшевый; носки из шерсти-шерстяные; стакан из стекла-стеклянный; сок из черники-черничный; ствол березы-березовый; сок из моркови-морковный; сок абрикоса-абрикосовый; варенье из вишни-вишневое и т.д.

Словесные игры по

развитию речи

для детей старшего

дошкольного возраста

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1712630/pub_5e413ae5c5354652dd8b851a_5e427f0d10b5c24e9f79c0fd/scale_1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Игры направлены на развитие грамматического строя речи, помогают ребенку в активизации речи, обогащению словаря. Формируют познавательные и речевые способности, навык составления описательных рассказо...

Развивающие игры (по развитию речи) для детей старшего дошкольного возраста с нарушением функций опорно - двигательного аппарата

При помощи данного  материала учить детей слушать и слышать звуки, развивать внимание...

"Игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

В материале представлены игры для развития речи у старших дошкольников...

Словесные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В материале представлены словесные дидактические игры, котрые помогут сформировать у детей интерес и желание творить....

дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

краткое содержание дидактических игр по развитию речи для старшего дошкольного возраста...

Сборник дидактического материала «Игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речиИгры на совершенствование звукового анализа слова....

Игры на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста...