Словесные игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
материал по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
- «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Мяч – мячик, дом-домик, стол-столик, мама-мамочка, слон-слоник и т.д.
- «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Один мяч, два мяча, пять мячей; одно яблоко, два яблока, пять яблок и т.д.
- «Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Кукла (какая?) - …, апельсин (какой?) - … .
- «Какой»
Цель: упражнять в образовании признака от предмета.
Игрушка-игрушечный, кукла-кукольный, суп из овощей-овощной, суп из рыбы-рыбный, суп из мяса-мясной, салат из моркови – морковный и т.д
- «Узнай по описанию»
Цель: учить составлять описательные загадки.
Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку, например, о фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон). Так же с другими предметами.
- «Четвертый (пятый) лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Лето, зима, суббота, осень; корова, собака, лиса, свинья, баран; капуста, кабачок, огурец, горох, банан; стол, диван, полка, пень, комод и т.д.
- «Назови детенышей животных»
Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования.
У коровы-теленок, у льва-львенок, у индюка-индюшонок, у овцы-ягненок, у кролика-крольчонок, у верблюда-верблюжонок, у ежа-ежонок, у волка-волчонок и т.д.
- «Назови одним словом»
Цель: закреплять обобщающие понятия.
Корова, собака, кролик-домашние животные; тарелка, кастрюля, чайник-посуда; машина, самолет, корабль-транспорт; кепка, панама, платок- головные уборы; клен, дуб, сосна-деревья и т.д.
- «Один-много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Стол-столы, нос-носы, гора-горы, мост-мосты, дом-дома, луг-луга, город-города, гнездо-гнезда, день-дни, пень-пни, утенок-утята, гусенок-гусята, перо-перья, ухо-уши, тигренок-тигрята и т.д.
- «Утро, день, вечер, ночь»
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером? Варианты. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом?» 3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем - ...)
- «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Холодный - горячий, веселый - грустный, утро-вечер, осень-весна, длинный-короткий, ясный-пасмурный, умный-глупый, легкий-тяжелый, светлый-темный и т.д.
- «Повтори за мной слоги и определи, какой слог лишний»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Па-ба-па, ма-ма-мя, да-та-та, ва-ва-фа, на-на-па, аи-зи-си, шу-шу-жу и т.д.
- «Разложи предметы»
Мыло-мыльница, перец-перечница, салат-салатница, масло-масленка, хлеб-хлебница, сахар-сахарница, суп-супница, соус-соусница, соль-солонка и т.д.
- «Кто где живет?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных и птиц.
Собака-в будке, пчелы-в улье, ласточки-в гнезде, лошади-в конюшне, коровы-в коровнике, куры-в курятнике, волк-в логове, козы-в хлеву, свиньи-в свинарнике, овцы-в сарае и т.д.
- «Что животные умеют?»
Цель: активизация глагольного словаря.
Собака-стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка-мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается; Мышка-шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает; Утка-летает, плавает, ныряет, крякает и т.д.
- «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Сапоги из кожи-кожаные; рукавички из меха-меховые; тазик из меди-медный; медвежонок из плюша-плюшевый; носки из шерсти-шерстяные; стакан из стекла-стеклянный; сок из черники-черничный; ствол березы-березовый; сок из моркови-морковный; сок абрикоса-абрикосовый; варенье из вишни-вишневое и т.д.
Словесные игры по
развитию речи
для детей старшего
дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Игры направлены на развитие грамматического строя речи, помогают ребенку в активизации речи, обогащению словаря. Формируют познавательные и речевые способности, навык составления описательных рассказо...
Развивающие игры (по развитию речи) для детей старшего дошкольного возраста с нарушением функций опорно - двигательного аппарата
При помощи данного материала учить детей слушать и слышать звуки, развивать внимание...
"Игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
В материале представлены игры для развития речи у старших дошкольников...
Словесные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В материале представлены словесные дидактические игры, котрые помогут сформировать у детей интерес и желание творить....
дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
краткое содержание дидактических игр по развитию речи для старшего дошкольного возраста...
Сборник дидактического материала «Игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речиИгры на совершенствование звукового анализа слова....
Игры на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста
Игры на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста...