Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ № 78 г. Энгельса
Тучина Валентина Анатольевна
Дыхание-основа всего живого!
«Дыхание - это жизнь». Действительно, если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего лишь несколько минут.
Дыхание – основа процесса образования речи. Основной метод развития дыхания - дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика очень широко используется в коррекционной логопедической работе, потому что без правильного дыхания невозможна и хорошо звучащая речь.
Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое.
При неречевом (физиологическом) дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. Это процесс, происходящий автоматически, рефлекторно.
Речевое дыхание является произвольным, т.е. управляемым. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе.
Дыхательная гимнастика:
- улучшает носовое дыхание;
- ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей;
- улучшает состояние сердечно-сосудистой системы;
- улучшает зрение, память;
- ликвидирует различные неврозы;
- улучшает работу органов пищеварения;
- укрепляет сосуды на ногах;
- улучшает звучание голоса.
Тренировку речевого дыхания, как и артикуляционную гимнастику, можно проводить в любое время и при разных ситуациях. Например: когда читаем детям сказки, стихотворения. Если, к примеру, в тексте упоминается ветер - дуем в воздух со звуком, просим детей повторить. Малышей также можно учить дуть на горячее (вдыхать нужно носом, а выдыхать – ртом), также можно научить согревать дыханием поднесенные к губам замерзшие ручки.
Требования к проведению дыхательной гимнастики
- не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;
- одежда не должна стеснять движений;
- не заниматься сразу после приёма пищи;
- не заниматься, если у ребёнка заболевание органов дыхания;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
- после выдоха сделать остановку на 2-3 секунды;
- не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди;
- плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие. Несоблюдение этого правила может привести к головокружению.
Далее представлены несколько весёлых логопедических упражнений, которые научат детей правильно дышать.
Упражнение «Играем в собачку»
Покажем, как дышит собачка, если ей жарко: высуните язык, дышите шумно, быстро. А затем покажите – как она может обнюхивать носиком – учащенно дыша носом.
«Пьем сок» Вдох через губы «трубочкой», выдох носом.
«Паровоз» Длительный вдох через нос, выдох делим на короткие части, произнося резко «па-ро- возззззззз» - тянем до конца.
«Испугались» Делаем резкий вдох носом, медленный выдох через рот.
«Едем по кочкам и ямам»
1. Делаем длительный вдох через нос, на выдохе бьем ладонью в грудь, произнося «ИИИИИИИИИИИИИ»
2. Делаем длительный вдох через нос, на выдохе бьем кулаком в грудь, произнося «ААААААА».
«Охотник идет по болотам»
(распределение воздушной струи по бокам).
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.
«Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи).
Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
«Надуем шарики, сдуваем шарики»
Надуем маленький шарик – короткие вдохи и выдохи. Спускаем шарик. «Как воздух выходит из шарика: с-с-с-с».
Надуем большой шарик – длинные вдохи и выдохи. Спускаем шарик. «Как воздух выходит из большого шарика: ш-ш-ш-ш».
«Лес шумит» Поднять руки вверх и покачивая ими имитировать шум ветра ш-ш-ш.
Также можно:
- сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
- дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;
- дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами дуть на всевозможные вертушки и прочее;
- надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;
- поддувать вверх пушинку, ватку и так далее.
Систематическое проведение дыхательной гимнастики обеспечивает: нормальное функционирование голосового аппарата; способствует сохранению плавности речи; способствует правильному использованию интонационных средств выразительности; способствует правильному соблюдению пауз. Кроме того, за счёт постановки правильного дыхания быстро и эффективно исправляются речевые нарушения, сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более чёткой и внятной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.Тренированн...
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возрастаДыхательная гимнастика - это составная часть лечебной физкультуры, целью которой является тренировка дыхательного аппарата и повышение эффективност...
"Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста"
Подборка дыхательной гимнастики для использования с детьми в дошкольных учреждениях....
Картотека "Дыхательная гимнастика" для детей дошкольного возраста
В картотеку собраны дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста, направленные на развитие физиологического дыхания; профилактические упражнения для верхних дыхательных путей, для восстановле...
"Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста"
В данном пособии представлен материал по проведению дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста....
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
Дыхательная гимнастика для детей дошкольноговозраста1. «ЧАСИКИ»Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.2...