Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи

Валентина Анатольевна Тучина

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Дыхательная гимнастика  для детей дошкольного возраста»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ № 78 г. Энгельса
Тучина Валентина Анатольевна

Дыхание-основа всего живого!
«Дыхание - это жизнь». Действительно, если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего лишь несколько минут.

Дыхание – основа процесса образования речи. Основной метод развития дыхания - дыхательная гимнастика. Дыхательная  гимнастика очень широко используется в коррекционной логопедической работе, потому что без правильного дыхания невозможна  и хорошо звучащая речь.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое.
При неречевом (физиологическом) дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. Это процесс, происходящий автоматически, рефлекторно.
Речевое дыхание является произвольным, т.е. управляемым. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.

Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе.
Дыхательная гимнастика:

  • улучшает носовое дыхание;
  • ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей;
  • улучшает состояние сердечно-сосудистой системы;
  • улучшает зрение, память;
  • ликвидирует различные неврозы;
  • улучшает работу органов пищеварения;
  • укрепляет сосуды на ногах;
  • улучшает звучание голоса.

Тренировку речевого дыхания, как и артикуляционную гимнастику, можно проводить в любое время и при разных ситуациях. Например: когда читаем детям сказки, стихотворения. Если, к примеру, в тексте упоминается ветер - дуем в воздух со звуком, просим детей повторить. Малышей также можно учить дуть на горячее (вдыхать нужно носом, а выдыхать – ртом), также можно научить согревать дыханием поднесенные к губам замерзшие ручки.

Требования к проведению дыхательной гимнастики

  • не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приёма пищи;
  • не заниматься, если у ребёнка заболевание органов дыхания;
  • дозировать количество и темп проведения упражнений;
  • выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут;
  • вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
  • вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
  • после выдоха сделать остановку на 2-3 секунды;
  • не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди;
  •  плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие. Несоблюдение этого правила может привести к головокружению.

Далее представлены несколько весёлых логопедических упражнений, которые научат детей правильно дышать.

Упражнение «Играем в собачку»
Покажем, как дышит собачка, если ей жарко: высуните язык, дышите шумно, быстро. А затем покажите – как она может обнюхивать носиком – учащенно дыша носом.

«Пьем сок» Вдох через губы «трубочкой», выдох носом.

«Паровоз» Длительный вдох через нос, выдох делим на короткие части, произнося резко «па-ро- возззззззз» - тянем до конца.

«Испугались» Делаем резкий вдох носом, медленный выдох через рот.

«Едем по кочкам и ямам»
1. Делаем длительный вдох через нос, на выдохе бьем ладонью в грудь, произнося «ИИИИИИИИИИИИИ»
2. Делаем длительный вдох через нос, на выдохе бьем кулаком в грудь, произнося «ААААААА».

«Охотник идет по болотам»
(распределение воздушной струи по бокам).
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

«Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи).
Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

«Надуем шарики, сдуваем шарики»
Надуем маленький шарик – короткие вдохи и выдохи. Спускаем шарик. «Как воздух выходит из шарика: с-с-с-с».
Надуем большой шарик – длинные вдохи и выдохи. Спускаем шарик. «Как воздух выходит из большого шарика: ш-ш-ш-ш».

«Лес шумит» Поднять руки вверх и покачивая ими имитировать шум ветра ш-ш-ш.

Также можно:
- сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
- дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;
- дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами дуть на всевозможные вертушки и прочее;
- надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;
- поддувать вверх пушинку, ватку и так далее.

Систематическое проведение дыхательной гимнастики обеспечивает: нормальное функционирование голосового аппарата; способствует сохранению плавности речи; способствует правильному использованию интонационных средств выразительности; способствует правильному соблюдению пауз. Кроме того, за счёт постановки правильного дыхания быстро и эффективно исправляются речевые нарушения, сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более чёткой и внятной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.Тренированн...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возрастаДыхательная гимнастика - это составная часть лечебной физкультуры, целью которой является тренировка дыхательного аппарата и повышение эффективност...

"Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста"

Подборка дыхательной гимнастики для использования с детьми в дошкольных учреждениях....

Картотека "Дыхательная гимнастика" для детей дошкольного возраста

В картотеку собраны дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста, направленные на развитие физиологического дыхания; профилактические упражнения для верхних дыхательных путей, для восстановле...

"Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста"

В данном пособии представлен материал по проведению дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста....

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика для детей дошкольноговозраста1.  «ЧАСИКИ»Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.2...