ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по теме
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать, у него возникает одышка из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и дыхание у них быстро успокаивается даже после длительной физической направленности.
Статья освещает вопросы оздоровления детей дошкольного возраста и профилактики простудных заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_dyhatelnoy_gimnastiki.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать, у него возникает одышка из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и дыхание у них быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Диафрагма — мышечно-сухо-жильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция — создавать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:
- нижнее, или «брюшное», «диафрагмальное» (вдыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного — средняя);
- среднее, или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается);
- верхнее, или ключичное (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного — их средняя часть);
- смешанное, или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть — зависит от типа дыхания.
Насколько легкие наполнились воздухом, определяет глубина вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком — помимо дыхательного используются дополнительный объем и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.
Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, а также регуляции температуры тела. Кроме того, они принимают участие в выработке физиологически активных веществ, играющих определенную роль в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно подходить к решению этой задачи обдуманно и ответственно.
При разработке комплексов дыхательной гимнастики учитываются:
- эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
- доступность упражнений для детей разного возраста;
- степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей и т. д.
В целях систематического использования дыхательных упражнений они включены в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.
Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 1
Послушаем свое дыхание
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять его тип, глубину, частоту и по этим признакам — состояние организма.
И. п. — стоя, сидя, лежа (так, как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
- куда попадает воздушная струя воздуха и откуда она выходит;
- какая часть тела (живот, грудная клетка, плечи или все части — волнообразно) приходит в движение при вдохе и выдохе воздуха;
- какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
- какова частота дыхания: вдох-выдох происходят часто или спокойно с определенным интервалом (автоматическая пауза);
- тихое, неслышное дыхание или шумное.
Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем свое внимание в целях контроля за расслаблением своего организма и психики.
И. п. — стоя, сидя, лежа в зависимости от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5—10 раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Подыши одной ноздрей
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И. п. — сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
- Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
- Как только вдох будет закончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
Повторить 3—6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6—10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного дыхания и переходить на глубокое.
Воздушный шар (дышим животом. — нижнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
Подыши одной ноздрей
Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.
Ежик
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный («как ежик»), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
Повторить 4—8 раз.
Губы «трубкой»
- Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
- Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
- Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
- Паузу в течение 2—3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Повторить 4—6 раз.
Ушки
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 4—5 раз.
Пускаем мыльные пузыри
- При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
- Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
- Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
4. Выдох спокойный, через нос, с опущенной головой. Повторить 3—5 раз.
Язык «трубкой»
- Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
- Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову, так, чтобы подбородок коснулся груди. Выдержать паузу в 3—5 с.
4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4—8 раз.
Насос
- Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
- Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5—7 пружинистых наклонов и вдохов).
3. Выдох произвольный. Повторить 3—б раз.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение. Повторить упражнение 3 раза, затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
Повторить 3—5 раз.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.
Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 2
Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.
Ветер на планете
Повторить упражнение «Насос» из комплекса № 1.
Планета «Сат-Нам» — отзовись! (Йоговское дыхание)
Цель: Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.
И. п. — сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.
После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь ♦ Сат-Нам».
Повторить 3—5 раз.
Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу — это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота, — это небольшой вдох.
Цикл дыхания: выдох «сат» — пауза — вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; с произнесением «нам» всё расслабляется.
Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8—10 раз произнесут «Сат-Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»
На планете дышится тихо, спокойно и плавно
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.
Инопланетяне
Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат-Нам» — отзовись!»
Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.
И. п.: 3—4 раза из положения лежа на спине, 3—4 раза стоя.
Упражнение выполняется под музыку или словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д.
- Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая живот, грудную клетку.
- Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
- Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая)».
- Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.
Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 3
Проводится в игровой форме.
И. п. — лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
- Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий — живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
- Медленный, плавный выдох — живот медленно втягивается.
Повторить 4—10 раз.
Воздушный шар в грудной клетке
(среднее, реберное дыхание)
Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.
И. п. — лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.
Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
- Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
- На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.
Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.
Повторить б—10 раз.
Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких при разных исходных положениях.
И. п. — лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.
Повторить 4—8 раз.
Ветер (очистительное, полное дыхание)
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. И. п. — лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
- Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
- Задержать дыхание на 3—4 с.
- Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3—4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
Радуга, обними меня
Цель: та же.
И. п. — стоя или в движении.
- Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
- Задержать дыхание на 3—4 с.
- Растягивая губы в улыбке, произносить звук [с], выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет подмышку, другая на плечо.
Повторить 3—4 раза.
Повторить 3—5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».
Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики
1. Все три комплекса связаны между собой степенью увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и техникой выполнения.
В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания — успокаивающе-восстановливающему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).
Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.
Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.
Комплексы необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т. е. каждый проводить по 2—3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличивать.)
Можно варьировать комплексы. Например, использовать весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или проводить по 3—4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировок.
Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрошенной форме с постепенным усложнением.
- Отдельные упражнения включены в оздоровительную гимнастику. Можно также использовать данные комплексы в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.
- Комплексы можно использовать в работе с детьми разного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения и строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.
4. Дыхательные упражнения «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Ветер», «Радуга, обними меня» полезны для восстановления организма и дыхания после любой физической нагрузки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста
В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, расте...
ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.Тренированн...
Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста
Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста...
«Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»
laquo;Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей: "Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста"
quot;Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста"...
Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста
В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля...
Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста
Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста...