Методическое пособие «Балаболкин сундочок»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Яровая Елена Ивановна

Игровое пособие «Балоболкин сундучок» предназначено для детей младшего дошкольного возраста, может использоваться самостоятельной и организованной воспитателем деятельности по речевому развитию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balabolkin_sunduchok.docx241.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

«Балаболкин сундочок»

Автор - составитель

Яровая Елена Ивановна

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Основная часть

3. Заключение

4. Список литературы

5. Приложение

                                                                             

ВВЕДЕНИЕ

     Первые годы жизни чрезвычайно важны для развития личности ребенка. Именно в этот период создаются предпосылки гармоничной личности. Детский возраст - это период, когда в характере и поведении ребенка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент познавательной деятельности. У ребенка интенсивно формируется наглядно - образное мышление и воображение, развивается речь.

Работая над развитием речи детей раннего дошкольного возраста,

мне необходимо решать следующие задачи:

1.Создать условия в группе для приобщения детей к фольклору, а именно предметную среду для развития детей.

2.Познакомить с произведениями народного фольклора с использованием наглядного материала.

3.Формировать любовь к красоте художественного слова.

4.Разучить пальчиковые игры.

5.Побуждать детей к драматизации сказок.

6.Проводить беседы с детьми о бережном отношении к книге.

7.Необходимо наладить взаимодействие с семьями воспитанников, способствующее созданию эмоционального контакта взрослых с ребёнком.

1. Особенности ознакомления детей с различными жанрами народного      фольклора.

 Фольклор – одно из действенных ярких средств её, таящий дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость. Детский фольклор может стать средством воспитания ребенка. Взрослые на протяжении многих лет создавали его для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие  ребенка, усыпляющие его. Это поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди. Это язык эмоционального общения. Заклички, считалки, скороговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, забавные песенки, своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы. Загадками не только испытывается сообразительность ребенка – они открывают мир захватывающей поэзии.

2.Система работы по приобщению детей фольклору.

Фольклор в воспитательно-образовательной работе с детьми проходит через все формы: на занятиях в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг,  отдельные режимные моменты, прогулка). Если организована систематическая работа детям, малые формы фольклора доступны их пониманию и сознанию, использование малых форм фольклора в речевом развитии вполне оправдывает себя.

Этим летом я набрала первую младшую группу в возрасте от двух лет .

Адаптационный период самый трудный в жизни ребенка. Чтобы выполнить задачи по развитию речи, я использую в своей работе уже привычные  мне фольклорные формы.

Исходя из своего опята работы, я в первую очередь создала условия для развивающей среды, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уютно, как дома. Оформила уголки группы: это уголки-сенсорный, музыкальный , ряжения, отдыха, книжный , театральную зону, такая среда помогла детям почувствовать себя уверенными, эмоционально настроенными и уравновешенными.

На втором этапе адаптации я использовала фольклор в работе с малышами, применяя созданные мною «Уголки». Самой  любимой игрушкой стал кот, он выполнял у нас разные поручения с утра до вечера во всех режимных моментах.

Маленькие дети- удивительный народ! Они бывают и хитренькие и наивные и очень забавные. Прочитаешь потешку»Сорока –сорока, кашу варила…»каша сразу вкусной становится, а в глазах искорки светятся.  Через потешки, песенки я учу детей играть в          словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, пальчиковые  игры.

Пальчиковая игра- одна из самых любимых форм фольклора, она столько стала детям близкой, любимой, интересной. Дети знают уже мног этих игр особенно воспринята детьми » Этот пальчик дедушка…». Дети как бы встречаются со своими близкими , перебирая свои маленькие пальчики.

Воспитанию нравственности, доброты, воображению и мышлению помогают русские народные сказки, знакомя с сказками я показываю героев, имитируя их действия и обязательно своей выразительностью речи показываю детям пример, т.е. образец чтения рассказывания , показа кукольного театра.

В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное  восприятие произведений искусства, это будет побуждать в ребенке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира. Мои дети уже могут импровизировать потешки, песенки, стихи, инсценировать сказку. Результатом этого стало взаимодействие с родителями. Я предложила родителям обновить и дополнить книжный уголок, все откликнулись, стали приносить книги для чтения и рассматривания, дидактический материал с песенками и потешками и прибаутками, обновили сюжетно ролевые игры , сейчас мы продолжаем пополняя кукольный театр.

3

   Знакомство дошкольников с фольклором оживит педагогический процесс и окажет особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности, на развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного.

Поэтому в качестве нетрадиционного оборудования, способствующего интеграции задач сенсорного и речевого развития в предметно – развивающей среде, мною изготовлено и используется наглядно-игровое  методическое пособие «Балаболкин сундучок». Оно предназначено для детей раннего дошкольного возраста и направлено на всестороннее развитие детей через ознакомление с фольклором. 

Игровое пособие «Балоболкин сундучок» предназначено для детей младшего дошкольного возраста, может использоваться самостоятельной и организованной воспитателем деятельности по речевому развитию . И я поставила задачу, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, именно для развития правильной речи детей стал о это пособие «Балоболкин сундочок».

Цель данного пособия:

-Знакомство детей с народным фольклором, формировать интерес детей в чтении книг.

Задачи:

-Познакомить детей с произведениями народного фольклора с использованием наглядного материала.

-Формировать любовь к красоте художественного слова.

-Знакомить с пальчиковыми играми.

-Развивать память , мышление, внимание.

-Создавать радостное и эмоциональное настроение у детей.

Планируемые результаты:

Положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, возможность побегать, попрыгать; овладение родным языком; развитие памяти, воображения, мышления – т.е. всестороннее развитие ребенка.

Цель: развитие интереса детей к фольклору, создание условий для активного использования фольклора в различных видах деятельности.

Задачи:

Образовательные: побуждать детей слушать художественный текст и активно реагировать на его содержание.

Развивающие: развивать у детей проявление интереса к книгам, умение запоминать первые потешки путем включения в рассказ взрослого отдельных слов, эмоционально, позитивно реагировать на песенки, потешки. Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные: прививать интерес к фольклору, вызвать эмоциональный отклик на чтение потешки.

Методы и формы

- чтение и рассказывание;

- использование на и вне занятий (во время прогулок, игр, праздников и др.);

- учет возраста детей;

- знакомство и обучение осуществляется на наглядной основе с соотнесением словесного образа с натуральным образом и рассматриванием;

- знакомство с потешками, сказками, загадками сопровождается рассуждениями и доказательствами, например, показом театрализованных игрушек для развития мелкой моторики пальцев рук (иллюстраций) и проводиться в игровой форме.

Этапы реализации

1этап – подготовительный: изучение методической литературы; разработка пособия «Балаболкин сундочок»; создание картотеки потешек, песенок, прибауток; подбор художественной литературы с малыми формами фольклора; подбор иллюстраций к потешкам; подбор различных видов театров.

2 этап - основной: чтение потешек, песенок; использование настольного театра, театра Би-Ба-Бо, театра на фланелеграфе, пальчикового  театра; разучивание потешек, песенок; использование потешек в режимных моментах.

3этап – заключительный: в гостях у ребят «Балаболкин сундучок»

Кадровое обеспечение:

Воспитатель: Яровая Елена Ивановна

Дети 18 человек, возраст 2 - 3лет, 1 младшая группа

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                                                                              «Я – чудесный сундучок,

                                                                          Вам, ребята, я дружок

                                                                                Очень хочется мне знать,

                                                                             Как вы любите играть!»

     Самая близкая и доступная деятельность детей раннего возраста – игра. Между игрой и речью существует двухсторонняя связь: с одной стороны, речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой, сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Поэтому в качестве нетрадиционного оборудования, способствующего интеграции задач сенсорного и речевого развития в предметно – развивающей среде, мною изготовлено и используется наглядно – игровое пособие ««Балаболкин сундочок». Оно представляет собой деревянный сундучок с открывающейся крышкой, включающий все необходимые материалы для речевого развития детей раннего дошкольного возраста: с картотекой фольклора,  с фигурками главных персонажей фетрового театра к  потешкам, песенкам, загадкам, пестушкам, сказкам (домашние и дикие животные).

     Фольклор – это устное народное творчество.

 Что же относится к детскому фольклору?

К устному народному творчеству относятся произведения всех жанров.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров. Чаще всего это короткие стихотворные строчки, двухстишья, повторы, четырёхстишья- фольклор для самых маленьких.

Фольклор – это устное народное творчество.

Пестушки - песни, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички, считалки, скороговорки, дразнилки, прибаутки, шутки - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей, они приносят радость детям. Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков. В период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Фольклор не утратил своего воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Именно в раннем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. Поэтому я, зная какую особую значимость фольклор приобретает в первые дни малыша в детском саду, начала подбор потешек, песенок, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку - воспитателю. Правильно подобранные потешки помогают в режимных моментах. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов, привлекают внимание к предметам, людям. Звучность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи. 

      В своей педагогической деятельности я определяю главную задачу – воспитать личность ребенка, сформировать его культурные потребности.         Более конкретно можно сформулировать эту задачу так:

- прививать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, людям труда;

- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

     Это можно более успешно осуществить через приобщение детей к народной культуре. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, уважение к своему народу.

      Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых форм: потешек, прибауток, пестушек («Ладушки», «Сорока», «Заинька»), которые развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности. Эти жанры фольклора созданы специально для детей и являются средствами народной педагогики.

       Во время ознакомления с колыбельной песней дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности, с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребёнка на сон и т.п., то есть приобщаются к культуре собственного народа. Напеваем колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам и про кота - воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

     Еще одним важным жанром фольклора является игра. Детская игра – одно из величайших достижений народа. В них развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включают в себя пение. Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придает ритмическую слаженность («Гори-гори ясно», «Пирог», «Каравай»). В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе. В игре формируются его ум, чувства, способность к творчеству.

     Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. В среднем и старшем возрасте большое место отводится народным сказкам. Самое пристальное внимание уделяется формированию оценки таких нравственных понятий как: правда, ложь, смелость, трусость, честь и бесчестье, добро и зло, щедрость и жадность. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь.

     Наиболее распространённое и доступное средство - песня. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребёнка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского песенного народного творчества.        

     Интерес к детскому фольклору возрастает с каждым годом. Изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе своей работы с детьми раннего возраста по приобщению к фольклору на данный момент хочу отметить , что у детей повысился интерес к устному творчеству. Также  использование малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах послужило тому, что речь становится внятней, понятной. Дети могут составлять несложные предложения, рассказывать и заучивать четверостишия и даже  небольшие  роли .

Нельзя не оценить положительное взаимодействие с родителями.

Мамы  с удовольствием разучивают с детьми стихи, песенки, потешки  дома .

Данная методическая разработка рекомендуется для использования воспитателям дошкольных учреждений, как в образовательной деятельности с детьми, так и в игровой и  самостоятельной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

- Хрестоматия для чтения в детском саду и дома. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2014 г.

- Книга для чтения в детском саду и дома 2 – 4 года, ООО «Издательство Оникс», 2005 г.

- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. Издательство Мозаика - Синтез, Москва, 2021г.

- Библиотека детского сада «Ладушки-ладошки». Потешки – чистоговорки -песенки. Издательство Дом «Проф - пресс», Ростов на Дону, 2021 г.

- Мои первые «Потешки и стихи». Издательство «Буква -Ленд»

- В. Степанов «Стихи малышам». Издательство «Проф - Пресс», 2007 г.

- Хрестоматия для малышей, Издательство АСТ, 1996 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

C:\Users\1\Downloads\20231025_124153 (1).jpg

1. «Сундучок с потешками»

Задачи: слушать народные потешки, сопровождать чтение показом персонажем фетрового театра, договаривать слова, несложные фразы при чтении воспитателем знакомых потешек, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Материал: персонажи фетрового театра - кот, коза, петушок, деревянный                     сундучок, музыкальное сопровождение.

Ход: звучит  русская народная мелодия

- Ребята, откуда музыка? Посмотрим (идут на музыку, находят сундучок)

- Это сундучок деревянный и совсем он не простой, не открыть мне его одной (воспитатель предлагает детям помочь ей открыть сундук).

- Тут большой висит замок. Кто его открыть бы мог?

Пальчиковая игра «Замочек» (предлагает соединить пальцы рук в замок)

Мы, замочек покрутили, мы замочек повертели, постучали, покрутили и  замочек мы открыли  (звучит музыка и сундучок открывается)

- Что же там, я погляжу и ребятам покажу.

Загадка. Что за зверь со мной играет?

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки? (воспитатель достает из сундучка фетрового кота)

- Да, это кот, вот он: красивый, ласковый. Какая шубка у кота?

(мягкая, пушистая). Котик любит слушать потешки, да песенки про себя.

- Ребята, расскажем про кота потешку, а он послушает (воспитатель читает потешку, дети  проговаривают и договаривают  слова)

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы,

Зубки белые, глазки смелые.

- Ой, ребята, посмотрите, как наш котик развеселился, он наверно хочет поиграть с вами.

Игра «Мыши водят хоровод»

Мыши  водят  хоровод,  на лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите

Вот проснется Васька - кот разобьет весь хоровод.

- Ребята котик уснул, не будем его будить.

Посмотрим, кто же прячется еще в сундучке?

- В сундучок я загляну

Что же там я погляжу

Да ребятам покажу (звучит музыка, открываю сундучок и предлагаю детям отгадать  загадку)

 «М-е-е!» -Ребяток кто зовет?

Бородою кто трясет?

У кого витые рожки

И как ягодки глаза?

Это к деткам по дорожке

Приближается….

- Ребята, кто это?

Дети: Коза (достаю из сундучка козу)

- Ребята, а как коза кричит? (М-е-е)

- Расскажем про козу потешку?

«Идет коза рогатая, идет коза бодатая,

Ножками топ - топ, глазками хлоп - хлоп,

Кто кашу не ест, молоко не пьет,

Забодает, забодает, забодает» (имитируют движения пальчиками рук из текста потешки).

- В сундучок я загляну, кто же там, я погляжу, да ребятам покажу.

- Отгадайте загадку:

«Ку – ка – ре - ку кричит он звонко, звонко.

Хлопает крыльями громко – громко.

Курочек верный пастух, как его зовут?» (достаю фетрового петушка, предлагаю вспомнить потешку про петушка?

«Петушок, петушок, золотой гребешок.

Масляна головушка, шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь, голосисто поешь?

Деткам спать не даешь?»

- Когда петушок спать не дает, как он кричит?  (Ку-ка-ре-ку)

- В сундучок я загляну,

Что же там, я погляжу.

Да ребятам покажу (читаю потешку)

« Ай, качи – качи - качи, глянь баранки, калачи.

С пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.

Налетели тут грачи, подхватили калачи

Нам остались БА – РА – НО - ЧКИ!» (угощаю детей баранками из сундучка).

2. «Наши уточки с утра»

Задачи: познакомить с русской народной потешкой «Наши уточки с утра», учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке, учить рассказывать потешку с помощью воспитателя, активизировать словарь за счет звукоподражаний: «га – га - га, кря – кря - кря, бал – бал - бал» и т. д.; прививать интерес к русскому фольклору, вызвать эмоциональный отклик на чтение потешки.

Материал: сундучок с фетровым театром.

Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть   на фланелеграфе   «солнышко» и  «уточек».

- Выглянуло солнышко, проснулись уточки, проснулись и закрякали: «Кря-кря – кря!»

- Как закрякали? (хоровой ответ) Воспитатель повторяет фразу, побуждая детей договаривать слова. Проснулись гуси и пошли на пруд идут и кричат: «Га – га - га». Как кричат гуси? Проснулся индюк ходит сам с собой разговаривает: «Бал-бал-бал». Как кричит индюк?

Чтение потешки «Наши уточки с утра»

Дидактическое упражнение «Кто пришел»

3. «Сундучок со сказками»

Задачи: обогащать словарь  детей,  совершенствовать диалогическую речь, формировать практические навыки творческой деятельности, развивать выразительность речи, способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, прививать любовь к родной культуре, эмоциональную отзывчивость.

Материал: фетровый театр: «Теремок», шапочный театр: «Репка», настольный театр: «Колобок»

Ход: воспитатель предлагает отгадать загадку и назвать сказку

«Где - то в поле он стоит, из трубы дымок летит.

Заяц, мышь, лиса, лягушка, волк и косолапый мишка

Дружно, весело живут, хором песенки поют.

Отвечай скорей, дружок, это сказка? (Колобок)»

(предлагаю детям обыграть сказку «Теремок» с фетровым театром у фланелеграфа)

2. Загадка

«Что за сказка: кошка, внучка,

Мышка и собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали…(Репка)

Предлагает детям обыграть сказку «Репка» с шапочным театром.

3. На сметанке мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился ….(Колобок) (предлагаю детям обыграть сказку «Колобок»)

4. «Сундучок с потешками»

Задачи: развивать речевую активность путем использования малых фольклорных     форм, формировать умение эмоционально реагировать на юмор в народных потешках, вызвать у детей интерес к пальчиковым и подвижным играм, активизировать словарь детей.

Материал: сундучок с игрушками

Ход (воспитатель знакомит детей с потешкой)

 «Здравствуйте, мои деточки дорогие,

Маленькие да золотые».

Пальчиковая игра: «Кула – кула - кулачок»

(выполнение движений пальцев рук согласно тексту игры)

2. Воспитатель обращает внимание детей на сундучок.

- Сундучок он не простой, а с потешками (достает кота)

(предлагаю детям вспомнить и рассказать потешку «Как у нашего кота»)

Игра «Кот и мыши»  

(предлагаю послушать потешку  «Ладушки», повторять за воспитателем, проговаривая слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...