Игры в стихи
статья по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ИГРЫ В СТИХИ
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» – слова педагога В.А. Сухомлинского.
Если рассмотреть игру в разрезе федеральных государственных требований к реализации образовательных областей, то можно заметить, что она-игра соответствует каждой образовательной области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. С помощью игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, то в детском саду игру можно использовать в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшими в гости приятелями, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми.
Я предлагаю вам педагоги поиграть вместе с ними в ИГРЫ В СТИХИ. Цель этих игр: развитие речи, памяти, мышления, воображения.
Кроме этого игры помогут:
– снять усталость и напряжение;
– внести эмоциональный заряд;
– совершенствовать общую моторику;
– вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Поверьте, что играть в эти игры детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает её полезной и желанной. Что же это за игра? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Любые ли стихи могут стать игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые пошли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин») и т.д. особенно нравятся стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры. Где же взять такие стихи? Вы их найдёте на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты. А в чём же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребёнка. Кроме того, придумывая вместе с ребёнком движения, мы помогаем развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки.
Выступая в самых разных ролях, – бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги,- ребёнок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом – играть. Как играть в эти игры и с чего начинать? Принцип игры прост: о чём говорю, то и показываю.
Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причём желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с играми придумайте жестами название, например «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки». Ещё кое-что об играх. Часто в играх используется приём подражения. Если в тексте речь идёт о бабушке – текст произносится по-старушачьи, шепеляво; о мяснике – грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голоском; о бычке – низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми! А теперь пришло время познакомить вас с предложенными играми.
«Аты-баты, шли солдаты»
(по народной потешке)
Аты-баты, – дети маршируют.
Шли солдаты. – прикладывают правую руку к голове – «отдают честь».
Аты-баты, – маршируют.
На базар. – указывают левой рукой в сторону базара – «вон там базар».
Аты-баты, – маршируют.
Что купили? – разводят руки в стороны – вопросительная интонация – «спросить ручками».
Аты-баты, – маршируют.
Самовар. – расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бёдра, локти в стороны – «я самовар».
Аты-баты, – маршируют.
Сколько стоит? – правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперёд – вопросительная интонация.
Аты-баты, – маршируют.
Сто рублей! – поднимают руки, пальцы растопыривают – «много денег».
Аты-баты, – маршируют.
Заходите, – слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой – пригласительный жест, ласковая интонация.
Выпьем чаю. – раскрытую ладонь левой руки держат перед собой – «блюдце».
Поскорей! – соединяют большой и указательный пальцы правой руки – «над блюдцем» держат «чашечку».
Считалка «Мы сидели на печи»
«Мы сидели на печи» – слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бёдра – «сидят на печи».
«Ели булки» – выставляют правую руку в сторону – «держат на ладони булку».
«Калачи» – выставляют левую руку в сторону – «держат калач».
«Бабка Ёжка прилетела», – расставляют слегка ноги, пружинят – «сидят на помеле», слегка сжимают руку в кулак перед собой – «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе – «ветерок».
«Все бараночки поела» – соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки – «бараночки».
«Забрали наши «бараночки» – говорят с обидой в голосе.
«Нам остался лишь батон» – вытягивают руки перед собой – «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе.
«Кто не съел» – кладут обе руки на живот.
«Тот вышел вон!» – выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход».
Игра «Как у бабушки Наташи».
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
«Ели вкусную мы кашу» – соединяют ладони перед собой – делают «тарелку», показывая её всем, стоящим справа и слева.
«Каша пшённая с дымком» – над раскрытой ладонью левой руки – «тарелкой», указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносится нараспев.
«Каша пшённая с дымком» – повторяют те же движения, но с правой рукой – «тарелка», с левой – «дымок».
«С хлебом» – выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз – «ломоть хлеба».
«С маслом» – левую ладонь кладут на правую сверху – «слой масла».
«С молоком» – соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук – «кружка».
«Взяли мы большие ложки» – сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны – две «ложки».
«Съели всё до самой крошки!» – попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.
«Вот какая каша» – снова делают «Тарелку» и показывают её всем, стоящим справа и слева.
«У бабушки Наташи!» – снова берутся за воображаемые концы платка, говорят по- старушечьи.
Игра «Барабек»
(«Как дразнить обжору» из английского фольклора, пер. К. Чуковского)
«Робин Бобин Барабек» – ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.
«Скушал сорок человек» – взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивлённой интонацией.
«И корову» – приставляют указательные к голове – «рога», говорят низким голосом.
«И быка» – Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, - «упрямый бык».
«И кривого мясника» – медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо – «кривой мясник».
«И телегу» – слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны – «сидят на телеге».
«И дугу» – стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, – «дуга».
«И метлу» – правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла».
«И кочергу» – двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперёд, ноги слегка расставляют и чуть сгибают – «кочерга в печи».
«Скушал церковь» – Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют – «это свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнося текст серьёзно и негромко – «мы в церкви».
«Скушал дом» – поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом – «крыша дома».
«Скушал кузню с кузнецом» – двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений.
«А потом и говорит:» – разводят в руки в стороны.
«– У меня живот болит!!!» – берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.
Наверное, всем без исключения, как педагогам, так и родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, полным энергии и в то же время готовым прийти на помощь другому человеку. Но не всегда это получается, и наша задача – помочь ребенку через игру понять окружающий его мир, разобраться в нем, в сложных взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, упражнения, стихи, загадки для формирования временных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Формирование представлений о времени у дошкольников с ЗПР должно осуществляться в процессе предметно-практической деятельности и с опорой на наглядные пособия, дидактические игры и упражнения....
Семинар-практикум для воспитателей "Как играть в стихи"
Представленный материал поможет рассказать воспитателямо значении поэтического слова в развитии детей, познакомит с программой Е. М. Кузьменковой "Воспитатние будущего читателя"....
консультация для родителей детей младшего возраста "Игры со стихами"
Научите ребёнка показывать то, что происходит в стихотворении....
Консультация для родителей на тему: "Речевые игры со стихами"
Родителям предлагается поиграть со своими детьми, вспомнив знакомые детские стихи....
пальчиковые и жестовые игры в стихах
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальц...
Подвижные игры в стихах.
Трудно переоценить пользу подвижных игр для детей. Они активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме.Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакци...
Как играть в стихи? (Выступление на пед. совете детского сада)
Приобщение дошколят к чтению....