Консультация для родителей на тему: "Речевые игры со стихами"
статья на тему
Родителям предлагается поиграть со своими детьми, вспомнив знакомые детские стихи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры: что это такое и как в них играть
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разных местах. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Я предлагаю вам — мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было
КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Выступая в самых разных ролях, — бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, — ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом — играть.
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальней- ' шей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке — текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике — грубоватым голосом; о мышонке — тоненько, высоким голоском; о бычке — низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и... читайте, придумывайте и играйте вместе с нами.
«Аты-баты, шли солдаты»
(модель И. Бодраченко по народной потешке)
Аты-баты, Дети маршируют.
Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове —«отдают честь».
Аты-баты, Маршируют.
На базар. Указывают левой рукой в сторону базара —«вон там базар».
Аты-баты, Маршируют.
Что купили? Разводят руки в стороны — вопросительнаяинтонация — «спросить ручками».
Аты-баты, Маршируют.
Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, рукиупирают в бедра, локти в стороны — «я самовар».
Аты-баты, Маршируют.
Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед — вопросительная интонация.
Аты-баты, Маршируют.
Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают —«много денег».
Аты-баты, Маршируют.
Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой —
пригласительный жест,ласковая интонация.
Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат передсобой — «блюдце».
Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцыправой руки — над «блюдцем» держат«чашечку».
Считалка «Мы сидели на печи»
(слова и модель И. Бодраченко)
Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра — «сидят на печке».
Ели булки, Выставляют правую руку в сторону —
«держат на ладони булку».
Калачи. Выставляют левую руку в сторону —
«держат на ладони калач».
Бабка Ежка Расставляют слегка ноги, пружинят — «сидят на помеле», прилетела, слегка сжимают правую руку в кулак перед собой — «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе — «ветерок от полета».
Все бараночки поела Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки — «бараночки», говорят с обидой в голосе — «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь Вытягивают руки перед собой —«держат длинный батон, батон», говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел, Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем
указывают на «выход».
Речевая игра «Как у бабушки Наташи»
(слова народные)
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой — делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки — «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но
с правой рукой — «тарелка», с левой — «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз — «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху — «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны — две «ложки».
Съели все до самой Попеременно то правой, то левой«ложкой» едят крошки! «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:Речевые игры для детей 5-6 лет
Описание дидактических речевых игр для родителей....
Консультация для родителей на тему: «Речевые игры по дороге в детский сад и домой».
В консультации представлены речевые игры, в которые дети и родители могут играть в любом месте....
Консультация для родителей на тему: «Речевые игры по дороге в детский сад и домой».
Консультация для родителей на тему: «Речевые игры по дороге в детский сад и домой»....

Консультация для родителей на тему: «Речевые игры для детей 4-5 лет».
Консультация для родителей на тему: «Речевые игры для детей 4-5 лет»....

Консультация для родителей на тему "Речевые игры по дороге в детский сад"
Тема: Речевые игры по дороге в детский сад...

Консультация для родителей на тему: «Речевые игры дома»
Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интерес...

Консультация для родителей на тему "Речевые игры: что это такое и как в них играть"
Консультация для родителей...