Стимулирование речи детей раннего возраста.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Конобевцева Юлия Валерьевна

В ФГОС ДО «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stimulirovanie_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Стимулирование речи детей раннего возраста.
(из опыта работы)

Выполнила воспитатель группы раннего возраста Конобевцева Ю.В.

2 слайд.

Актуальность развития речи детей раннего возраста.

В ФГОС ДО «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

- На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения.  

Все это связано

  • с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения,
  • из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми.

3 слайд. 

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей раннего возраста. Важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Задача по обогащению словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно, пронизывать все режимные моменты.

Развитие речи как средство познания окружающего следует осуществлять в комплексе с решением других общих задач, связанных с ведущими линиями развития ребенка (ознакомление с окружающим, сенсорное развитие, развитие движений, активизация мелкой моторики руки в предметной деятельности и пр.)

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка.

Поэтому первой задачей для меня является развитие активной, коммуникативной речи. Я стараюсь постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.

4 слайд.

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности малышей.

Формой организации детей являются как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии детей раннего возраста главным является стимулирование  активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Выделяются три группы методов:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические.

5 слайд.

Наглядные методы:

  • наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.;
  • наблюдения в природе;
  • экскурсии на участок, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.;
  • рассматривание игрушек, предметов и картин;
  • изобразительная наглядность.

6 слайд.

 Практические методы: 

  • дидактические игры;
  • дидактические упражнения;
  • хороводные игры;
  • игры – драматизации; инсценировки;
  • игры – сюрпризы;
  • игры с правилами

7 слайд.

Словесные методы:

•        чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;

•        чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

8 слайд.

Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

Для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, мы прибегаем к потешкам. Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Марку личико» или «Водичка, водичка».  Во время укладывания спать (особенно в адаптационный период) «Баю, баюшки, баю». Во время игры напеваем: например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”.

 Многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержания. Я использую этот прием в адаптационный период. Можно подобрать, выразительно рассказать потешку,  которая  помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции.

 Например: Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

(имя ребенка) - хороший!

(имя ребенка) – пригожий!

Познакомьтесь, дети, это наш новый друг.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми.

9 слайд.

Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей.

В процессе игр и совместной деятельности с детьми осуществляю: проговаривание звуков во время игры «Дочки-матери» предлагаю убаюкать куклу: «а-а-а», послушать на прогулке и повторить песенку ветра: «у-у-у», во время мытья рук услышать и спеть песенку водички: «с-с-с»; произнесение несложных звукосочетаний «му-у», «пи-пи-пи», «ав-ав», «ме-е» в дидактической игре «Кто как кричит?», повторить песенку птички «чик-чирик», «кар-кар», песенку молоточка: «тук-тук» в процессе строительных игр и т.д.

10 слайд.

Один из самых действенных способов речевого развития ребенка, который обогащает словарный запас малыша, развивает его слуховое восприятие и стимулирует речевую активность — это чтение детских книг. При чтении произведений используются все средства выразительности речи: мимика, жесты, сила голоса, тембр, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

 Используем прием инсценирования произведения с помощью картинок,  игрушек,  ширмы. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания. Малыши, видя последовательную цепь событий, описываемых в тексте, улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста.

 Используем прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Предлагаем детям позвать, например, петушка, киску, напоить киску молочком.  Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.

Показываем сказки-драматизации, настольные, кукольные театры. Дети начинают подражать персонажам из сказок, включаются в рассказывание.

11 слайд.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Проводим пальчиковые игры  такие как «Ладушки, ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие. Пальчиковые игры стимулируют развитие речи детей, развивают кисти рук.

12 слайд.

Пескотерапия - это игра с песком , очень близка детям, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Также игры с песком создают благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

13 слайд. (Индивидуальная работа)

Большую роль в развитии речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагается в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре. Это позволяет обогащать словарный запас детей, развивать их память, расширять представления детей об окружающем мире.

14 слайд.

Основным условием для правильной организации работы по развитию речи малышей является создание развивающей среды. Развивающая среда обеспечит разные виды активности младшего дошкольника (речевой, умственной, физической и игровой) и будет успешно формировать его самостоятельную речевую деятельность. Поэтому, в нашей группе, она разнообразна, легко трансформируема и доступна и, что способствует полноценному, всестороннему развитию детей, побуждая их к речевой активности.

В группе совместно с родителями созданы все условия для максимального раскрытия и удовлетворения интересов и желаний каждого малыша: это сюжетно-игровые центры «Центр сенсорного развития» «Спортивный центр», «Музыкальный центр», «Центр театрализованной деятельности», «Центр речевого развития», «Центр конструирования».

15 слайд.

Вывод:

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Я стараюсь направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности. Поощряю двигательную и познавательную активность малышей, разговариваем, поем с ними в процессе игры. Результатом работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

16 слайд.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности....

Консультация для родителей по теме "Стимулирование речи детей раннего возраста"

Оказать реальную и полноценную  помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности....

Стимулирование речи детей раннего возраста посредством народных игр

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем д...

Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста

Приемы стимулирования речи детей раннего возраста....

Стимулирование речи детей раннего возраста

Презентация на тему "Формы и методы стимулирования речи детей раннего возраста"...

Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему ребенку помогут специальные приемы по развитию речи и стимуляции речевой активности....