«Стимулирование речи детей раннего возраста».
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
центр развития ребенка – детский сад №758
Тема: «Стимулирование речи детей раннего возраста».
Воспитатель:
Круглякова Светлана Викторовна
Москва, 2011 год
Стимулирование речи детей раннего возраста через различные виды детской деятельности.
Стимулирование речи детей раннего возраста через различные виды детской деятельности
цель:
- формирование грамматического строя речи;
- развитие монологической и диалогической речи
задачи:
- установление эмоционального контакта с ребенком;
- развивать навыки речевого общения;
- развивать слуховое, зрительное восприятие;
- развивать подвижность органов артикуляции.
Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. Именно в том возрасте наилучшем образом развиваются многие психические процессы. Тема раннего развития, и особенно проблемы развития речи очень актуальны.
В последнее время одним приоритетным направлением в моей работе воспитателя детей раннего возраста стало речевое развитие, т. к. число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается. Это отмечают не только педагоги, но и родители. Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их речь бедна и примитивна т. е. не соответствует возрастным особенностям.
Поэтому первой задачей для меня является развитие активной, коммуникативной речи. Я стараюсь постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Оказать реальную и полноценную помощь детям по развитию речи мне помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.
Разговор с самим собой
Например, когда тот или иной ребенок находится недалеко от меня, играя с игрушками или просто задумчиво сидит, я начинаю говорить о том, что вижу, слышу, чувствую. Говорю медленно ( но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребенка. Например: «Где кукла? », «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.
Параллельный разговор
Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
Провокация или искусственное непонимание ребенка
Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему … не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При возникновении можно подсказать ребенку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.
Распространение
Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.
Приговоры
Дети любят, когда в совместной деятельности с взрослыми используются потешки, игровые песенки, приговоры. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребенка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Известно, что чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками. Очень хорошо использовать этот прием в адаптационный период. Можно подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, ведь многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержания. Например: Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
(имя ребенка) - хороший!
(имя ребенка) – пригожий!
Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Дети любят, когда их гладят, прижимают к себе, берут на руки.
Выбор
Это еще один прием – предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Тебе яблоко целиком или половинку? », «Ты хочешь играть с куклой или машиной».
Замещение
Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для него звучат слова «Представь, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у ребенка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я делаю». Начинать надо с элементарных действий: причесываться, читать книжку и т. д. После того как ребенок угадал наши действия, предлагаем ему загадать для нас действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры-пантомимы и игры - имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития
Ролевая игра
Для раннего возраста доступны элементы ролевой игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный телефон, может звонить маме, папе, бабушке. Эта игра стимулирует речь, повышает коммуникацию.
Стимуляция развития речи в процессе режимных моментов
Я сообщаю детям о том, что они будут сейчас делать, т. е. комментирую действия детей;
предлагаю одному ребенку рассказать о том, что он делает, т. е. комментирует ребенок;
использую потешки, стихи для обслуживания режимных моментов.
Благодаря проведенной работе по развитию речевых способностей детей, выше изложенными методами, мы можем говорить о значительных улучшения речи детей, у них повысился активный словарь, они чаще стали оречевлять свои действия в самостоятельных играх и играх друг с другом.
Подводя итоги, следует отметить, что формирование речи детей раннего возраста – не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно – психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения с взрослыми. Работая без поддержки родителей, трудно достичь хороших результатов.
Источник:
1. Грибова О.Е. Что делать если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно. – М.: Айрис-пресс, 2004.
2. Кривцова Т. А. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет // Логопед. 2007 №6
3. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1.5-3 лет. – Изд. 7-е. – М.: Теревинф, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста
Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности....
Консультация для родителей по теме "Стимулирование речи детей раннего возраста"
Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности....
Стимулирование речи детей раннего возраста посредством народных игр
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем д...
Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста
Приемы стимулирования речи детей раннего возраста....
Стимулирование речи детей раннего возраста
Презентация на тему "Формы и методы стимулирования речи детей раннего возраста"...
Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста.
Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему ребенку помогут специальные приемы по развитию речи и стимуляции речевой активности....