Консультация для педагогов "Особенности диалогической речи у детей с ОВЗ"
консультация по развитию речи
Владение диалогом - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Диалогическая речь выступает как основная форма речевой коммуникации, на основе которой зарождается связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dialog._rech.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги! Свое выступление хочу начать с небольшой игры.
Слайд №1.
- Хочу я с вами поиграть:
Сейчас начну стихи читать,
Хором дайте мне ответ
Или ДА, или НЕТ!
- Рано утром я проснусь и сделаю зарядку. (Да!)
- А! Я завтракать пойду, даже не умоюсь. (Нет!)
- Сначала в ванную пойду себя в порядок приведу. (Да!)
- А на завтрак у меня вкусные конфеты. (Нет!)
- Тогда кашку я сварила, вкусный чай я заварила. (Да!)
- Я всё съем и убегу, за собой не приберу. (Нет!)
- На работу я приду, заниматься там начну. (Да)!
-Вот и славно поиграли.
Вы все верно отвечали.
Знали правильный ответ,
Когда ДА, а когда НЕТ.!
- Было очень приятно вести с вами диалог.
Тема моего выступления : «Особенности диалогической речи у детей с ОВЗ»
Слайд №2.
Что же такое диалог? Диалог – это непроизвольный и реактивный , (быстро осмысливаемый) процесс двухстороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Диалог – это двухсторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них ребенок.
Слайд №3.
Диалогическая речь - это речь, обусловленная ситуацией и смыслом предыдущего высказывания. Владение диалогом - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Диалогическая речь выступает как основная форма речевой коммуникации, на основе которой зарождается связная речь.
Слайд №4
Диалогическая речь это вид связной речи, характеризующийся ситуативностью, обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности. Диалогическая речь выступает как основная форма общения, которая характеризуется несогласованной спонтанной речевой активностью. В диалогической речи не преследуется задача обмена сложной интеллектуальной информацией, а удовлетворяется потребность в установлении социального контакта и эмоциональной связи с партнером по общению.
Диалогическая речь состоит из реплик, цепи речевых реакций, реализуясь либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, добавлений, пояснений, возражений, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников, говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слов
Слайд №5.
Для детей дошкольного возраста диалогическая речь необходима для полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Ее содержательной стороной выступает диалог между двумя и более людьми, умение отвечать на вопросы, поддерживать, начинать и завершать разговор, использовать различные формулы речевого этикета.
Слайд №6.
На важность диалогической речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ указывают в своих исследованиях Анна Михайловна Леушина, Елизавета Ивановна Тихеева. В работах вышеназванных авторов акцентируется внимание на том, что недостаточно развитая диалогическая речь может стать источником трудностей во взаимоотношениях с другими детьми, отрицательно влиять на эмоциональное состояние, характер ребенка, препятствуя конструктивному взаимодействию с социумом.
Слайд №7.
В исследованиях Александры Абрамовны Катаевой и Елены Антоновны Стребелевой отмечается, что дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ испытывают особую сложность в овладении диалогической речью. Замедленный и нарушенный темп развития всех психических процессов проявляется в пассивном отношении к сверстникам, окружающим взрослым. У детей отмечается ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности - с другой.
Слайд №8
Поэтому в жизни, часто, наблюдая за игровой деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья, можно отметить, что они овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками. У детей нет навыков рассуждения и аргументации. У них наблюдается лишь интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, так как каждый ребёнок говорит о своём, не слышит партнёра, и не отвечает на его высказывания.
Слайд №9
Отсутствие диалогической речи и затруднение в построении диалога у детей с ОВЗ отрицательно влияет и препятствует полноценному всестороннему формированию личности ребенка, приводит к проблемам во взаимодействии с окружающими, препятствует социализации.
Полноценное развитие речи возможно при условии возникновения планирующей или регулирующей функций речи. Исследования Александра Романовича Лурия и Алексея Алексеевича Леонтьева свидетельствуют о том, что дети дошкольного возраста способны самостоятельно овладеть навыками планирования и построения связных высказываний. Но эти же навыки оказываются недоступными для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд №10.
Речь у детей с ОВЗ односложная, состоит из простых предложений. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, отмечается бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Слайд №11.
Исследования Валентины Ивановны Нодельман свидетельствуют о том, что у ребенка с ОВЗ практика речевого общения значительно короче и беднее, разговорно-бытовая речь слабо развита. Грубыми и стойкими оказываются нарушения смыслового уровня. Определенную роль играет сниженная мотивация к речевой деятельности, нарушения волевой сферы, неустойчивость внимания, значительные отклонения в понимании того, о чем говорит собеседник . Особую трудность представляют выполнение поручений и заданий. Правильно поняв инструкцию, дети очень часто действуют не по ней, а обычно спонтанно прибегают к речи для того, чтобы выразить свои эмоции, просьбы, желания, но не для того, чтобы информировать слушателя о каких-либо событиях и фактах.
Слайд №12.
В тех случаях, когда диалог между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. По мнению Константина Васильевича Комарова, это связано с тем, что для детей с ОВЗ характерна быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению диалога, отсутствие сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию реплицирования, непонимание собеседника. Дети не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.
Слайд №13.
Диалогическая речь чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а связана с потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности. Наиболее доступна для детей беседа, тема которой связана с выполнением практической деятельности, подготовка к ней.
Слайд №14.
Дети избегают быть инициатором диалога и с трудом могут вступить в беседу. Свойственная им недостаточность мыслительной деятельности затрудняет понимание услышанного, инертность психических процессов не позволяет достаточно быстро реагировать на услышанное. Затруднения связаны с тем, что во время диалога нужен быстрый переход с позиции говорящего на позицию слушающего или наоборот. Эти переходы затруднены и замедленны у детей с ОВЗ.
Слайд №15.
Следует отметить также недостаточно развитое умение слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога у детей дошкольного возраста с ОВЗ, преобладание эгоцентрического типа отношений партнеров по общению, неумение выражать свои эмоции в интонации, мимике, жестах.
Поэтому у детей дошкольного возраста с ОВЗ развитие диалогической речи характеризуется рядом особенностей. Диалогическая речь у детей возникает не ради непосредственно самого разговора, а связана с потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности.
Слайд №16.
Снижено желание вступать в контакт с окружающими. Дети не знают элементарных норм и правил общения, не умеют вступать, поддерживать, завершать диалог, использовать вербальные и невербальные средства общения в диалоге, не умеют слушать собеседника, проявлять интерес. Дети с ОВЗ способны отвечать на различные типы вопросов, но сами вести расспрос отказываются, испытывают затруднения в ходе самостоятельного запроса информации, не умеют правильно формулировать вопросы, соблюдать логическую последовательность в их постановке, что влияет на конечный результат.
Слайд №17.
Выделены особенности диалогической речи детей дошкольного возраста с ОВЗ:
недостаточность мотивации, низкая познавательная активность, появление в речи аграмматизмов, нарушение порядка слов, а также их связь в предложении, обедненный словарный запас. снижена потребность в общении, побуждение к речи быстро исчерпывается, неумение вступать в диалог, поддерживать его и заканчивать; неумение запрашивать информацию, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них; низкий объем формул речевого этикета и их использование во время диалога (приветствовать, обращаться, знакомиться, просить, отказывать, извиняться, прощаться, делать комплименты).
Слайд №18.
Таким образом, у дошкольников с ОВЗ развитие диалогической формы речи находится на низком уровне. А несформированность диалогической речи отрицательно влияет на способность детей к обучению, а также полноценной социальной адаптации.
Слайд №19.
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Презентация по проведенному исследованию и работе над формированием диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».
Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования. В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детст...
Консультация для родителей "Формирование навыков диалогической речи у детей старшего возраста"
рекомендации для родителей...
Консультация для воспитателей: " Формирование диалогической речи у детей с ОНР"
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать в процессе целеноправленного ...
Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
Принято считать, что после трех лет речь ребенка практически сформирована. Ребенок полностью овладел обиходным словарем, без труда общается с окружающими. Речь становится орудием мышления и осно...
Консультация для родителей "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети ...