картотека игр на коммуникацию
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
предложена картотека игр на общение детей дошкольного возраста между собой. Подобраны интересные игры для разных возрастов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kartoteka_igr_na_kommunikatsiyu.docx | 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр на развитие коммуникативной направленности
- Передай мяч
Цель. Снять излишнюю двигательную активность.
Возраст: 4-5 лет.
Материалы и оборудование: мяч.
Ход:
В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину.
Примечание: Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
- Зевака
Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.
Возраст: 3-5 лет.
Ход: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.
- АУ!
Авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева.
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек. Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Примечание: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
- Раздувайся пузырь
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания. Возраст детей: 3-5 лет.
Ход игры:
дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
- Ласковое имя
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. Возраст детей: 5-6 лет
Ход игры:
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Примечание: Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
- Кто к нам в гости пришел?
Цель игры: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.
Возраст: от 3 лет
Ход игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.
- Проверка знаний.
Цель: знакомить детей с повадками домашнего животного, учить чувствовать его потребности, сопереживать ему.
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры:
Ведущий спрашивает ребенка, что делает кошка, если она довольна (мурлычет), и что, если недовольна (выгибает спину, шипит). Ведущий рассказывает про кошку. Задача ребенка - догадаться, в какие моменты кошка будет радоваться (мурлыкать), а в какие - сердиться (выгибать спину и шипеть). Жила-была кошка Мурка. Она очень любила умываться язычком (дети изображают "добрую кошечку") и пить молоко из блюдечка ("добрая кошечка"). Однажды кошка Мурка вышла из дома, чтобы погулять. День был солнечный, и Мурке захотелось поваляться на травке ("добрая кошечка"). И вдруг начался сильный дождь, и Мурка намокла ("сердитая кошечка"). Мурка побежала домой, но дождь лил все сильнее и сильнее, и кошка вбежала в небольшой домик, стоящий во дворе. А в этом домике жил пес Шарик, он стал лаять на Мурку. Как вы думаете, что сделала Мурка ("сердитая кошечка")? Мурка испугалась и бросилась бежать. Добежав до своего дома, Мурка поцарапалась в дверь, и ее тут же впустили ("добрая кошечка"). Мурка согрелась и попила молока из блюдца. Как вы думаете, что сделала Мурка? Покажите ("добрая кошечка").
- Сосны, елочки, пенечки
Цель игры: развивать внимательность, умение управлять своим поведением.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры:
дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается.
- Тропинка
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Ход:
Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу; «Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз; «Копна» — дети поднимают руки над головой; «Кочки!» — все приседают. Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?
- Небоскреб
Автор — К. Фопель
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Материал и оборудование: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Ход:
Количество играющих: 5-6 человек. Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
- КРОКОДИЛ
Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.
Возраст детей: 5-7 лет
Ход игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».
Примечание: в роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувствовать на себе смену ролевых ощущений.
- КОМПЛИМЕНТ
Цель: развитие коммуникации, умение принимать себя.
Возраст детей: 5-7 лет.
Ход игры:
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.
- Рисунок на спине
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
возраст детей: 5-7 лет.
Ход игры:
Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
- Ручеёк
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Возраст детей: 5-7 лет.
Ход игры:
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.
- «Ветер дует на...»
Цель : развитие у детей внимательности, умение слышать.
Возраст детей: для детей от 5 лет.
Ход:
Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д. Примечание: Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
- Рукавички
Цель: умение ориентироваться в пространстве, взаимодействовать друг с другом.
Возраст детей: с 5 лет.
Материалы и оборудование: рукавички из бумаги (пары с одинаковым орнаментом) Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Примечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
- Испорченный телефон
Цель: развитие слухового внимания, коммуникативных умений.
Возраст детей: от 5 лет
Ход:
Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.
- «Колдун»
Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.
Возраст детей: от 5 лет.
Ход игры:
«колдун» заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. Дети рассказывают словами то, что он показывает.
- Упражнение Кто быстрее?
Цель: сплочение коллектива.
Возраст: от 5 лет
Ход упражнения:
Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат; треугольник; ромб; букву; птичий косяк. Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
- Цепочка слов
Цель: развитие слухового восприятия.
Возраст: 5-7 лет
Ход игры:
Выбирается водящий. Он придумывает и называет три – пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребёнок справляется с заданием, он становится водящим.
- Я бросаю тебе мяч
Цель: Развитие коммуникации.
Возраст:5-7 лет
Ход игры:
Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котёнком, люблю смотреть на цветы и т. д.)».
- «Передача чувств»
Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Возраст детей: от 5 лет.
Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.
Источник: «Игры»
- «Цвета эмоций»
Цель: развитие воображения, выразительных движений.
Возраст детей: от 5 лет.
Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать.
Примечание: Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вторая — отгадывать.
Источник: «Игры»
- «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, формирование привычки использовать слова вежливости.
Возраст детей: от 5 лет.
Материал и оборудование: мяч.
Ход игры: Игра проводится с мячом, в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо произносить только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите, сожалею), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). В конце упражнения обсуждается, какие чувства вызывали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.
Источник: «Игры»
- «Представь свое имя в движении.»
Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства.
Возраст детей: от 4 лет.
Ход игры:
В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.
- «Меняемся пуговицами»
Цель: игра побуждает детей дружески договариваться друг с другом, сотрудничать.
Возраст детей: от 5 лет.
Материал: 100 пуговиц, по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.
Ход игры: Ведущий перемешивает пуговицы и дает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми.
Источник: «Игры»
- Имя и фрукт
Цель игры: Игра на знакомство
Возраст детей: от 4 лет.
Ход игры:
Все сидят в кругу. Первый игрок представляется (например, Миша) и называет свой любимый фрукт на первую букву своего имени ("Меня зовут Миша, я люблю мандарины"). Его сосед повторяет - "Миша любит мандарины" и также представляется и говорит свой любимый фрукт, и т.д. по кругу, пока все друг друга не запомнят.
- Мячик
Цель: познакомиться с детьми.
Возраст детей: от 4 лет.
Ход:
Ведущий держит в руках мяч и говорит:
«Разноцветный мячик
По дорожке скачет
По дорожке по тропинке
От березки до осинки
От осинки-поворот,
Прямо к ...(Ире) в огород!»
С последними словами вожатый бросает мяч вверх. Дети чье имя было названо, должны поймать мячик. Тот, кто поймал мяч, делает следующий бросок. Если названо имя, ребенка с которым нет, то мяч ловит ведущий и он делает следующий бросок.
- Телефончик знакомства
Цель игры: познакомиться с детьми.
Возраст детей: от 5 лет
Ход:
Игроки становятся в круг. Ведущий говорит шепотом игроку, стоящему слева любое имя. Это имя по цепочке узнают все. После этого ведущий говорит: «1,2,3, в круг беги!» Игроки, чье имя было названо должны выбежать в круг, соседи пытаются их удержать. Те, кто смог выбежать в центр круга, рассказывают немного о себе, а кто не смог, выполняют задания, которые дают им другие игроки. Игра повторяется, но уже с новыми именами.
- Съедобное – несъедобное
Цель: игра на знакомство.
Возраст детей: от 5 лет.
Материал и оборудование: мяч.
Ход игры:
Играющему кидают мяч с вопросом (на пример: У тебя есть брат?), он должен поймать его только в том случае, если это верно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей :- 1-ой младшей группы;- 2-ой младшей группы;- средней группы;- старшей группы....
Картотека дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей старшей группы
Картотека дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей старшей группы...
КАРТОТЕКА дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей 5-7 лет
КАРТОТЕКА дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей 5-7 лет...
Картотека игр на развитие коммуникации у младших дошкольников
Картотека игр...
Картотека игр на развитие коммуникации. Трофимова К.М ноябрь 2023
Картотека игр на развитие коммуникации....
Картотека игр для коммуникации дошкольника
Игры, направленные на развитие коммуникацию...
Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте, способствующих коммуникации детей.
Закреплять умение правильно произносить отработанные звуки. Учить выделять гласные звуки из ряда звуков, из слогов, в начале и конце слова. Закреплять образование уменьшительно-ласкательной формы суще...