Статья "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА"
статья по развитию речи (старшая группа)
Проблема воспитания личности всегда остро стояла перед обществом. Время идёт, а жизнь начинает диктовать свои правила, дети используют гаджеты, общаются посредством компьютерных технологий и интернета, старшие мало читают, а младшие не умеют вести беседу, строить диалог. Большое количество детей имеют речевые нарушения.
Стоит отметить, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других людей; поэтому так важна работа по развитию способности понимать свои чувства и чувства других, умению управлять своими эмоциями, а также развитию связного высказывания.
Отличным способом погружения ребёнка в мир эмоций и увлекательных приключений может стать книга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_teatr_deyat.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Лабутина Е.Ю.(Новокузнецк)
Проблема воспитания личности всегда остро стояла перед обществом. Время идёт, а жизнь начинает диктовать свои правила, дети используют гаджеты, общаются посредством компьютерных технологий и интернета, старшие мало читают, а младшие не умеют вести беседу, строить диалог. Большое количество детей имеют речевые нарушения.
Своё внимание родители чаще всего направляют в сторону развития интеллектуальных способностей ребёнка, его оценок, поведения и совсем не уделяют внимания на эмоциональное развитие. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной систем может обеспечить успешный результат любой деятельности[1].
Понятие «Эмоциональный интеллект (EQ)» обозначается как умение распознавать мотивацию и эмоции, понимать свои собственные намерения и намерения других людей, а также как умение управлять ими с целью решения определенных задач [2].
Стоит отметить, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других людей; поэтому так важна работа по развитию способности понимать свои чувства и чувства других, умению управлять своими эмоциями, а также развитию связного высказывания.
Отличным способом погружения ребёнка в мир эмоций и увлекательных приключений может стать книга. Значение книги и чтения очень велико. С помощью чтения, как одного из видов письменной речи, развивается познавательная активность ребёнка, его кругозор, совершенствуется словарный запас, мышление и связная речь. Так в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи развивается головной мозг, а точнее – область Вернике, которая находится в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария (чаще всего слева в районе виска). Книга помогает ребёнку понять жизнь, поступки героев произведения, понять их чувства и эмоции, познать самого себя. У детей со временем появляется понятие о гуманном и негуманном поведении, они учатся видеть положительные качества героя и соотносить их с отрицательными. Взаимодействие с книгой даёт начало творческому воображению, развитию фантазии ребёнка.
С самого раннего возраста малышу необходимо читать как можно больше книг. С ребёнком раннего возраста во время кормления или купания можно использовать потешки, прибаутки, которые им будут использоваться в дальнейшей жизни. В 2-3 года ребёнка могут заинтересовать книги с большими яркими картинками, можно использовать разные по материалу книги, тем самым развивая моторику рук. В среднем дошкольном возрасте открывается простор для мыслей и чувств ребёнка, любимыми становятся волшебные сказки с интересным и фантастическим сюжетом. После прослушивания произведения ребёнок в этом возрасте с удовольствием включается в беседу о содержании, делится собственными впечатлениями и выражает переполняющие его чувства. В старшем дошкольном возрасте понимание текста может осуществляться без иллюстрации.
В современных условиях развития дошкольного образования с целью обучения детей связной речи и знакомства их с эмоциями и чувствами успешно практикуется театрализованная деятельность. Театрализованные игры имеют огромное значение в развитии речи ребенка, а особенно у детей с нарушением произношения. Сочетая речь и движение (логоритмика), дети автоматизируют звуки, развивают грамматический строй речи, навык последовательного изложения своей мысли, а также навыки речевого общения. Целесообразно использовать театрализованные игры как средство преодоления боязни речи и публичного выступления.
Большую роль в развитии речи детей в условиях ДОУ играет правильно организованная пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили театральный уголок декорациями, персонажами с атрибутами-заместителями. В группе есть различные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный. Дети с удовольствием принимают участие в драматизации известных сказок и рассказов.
У детей логопедических групп бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, слабо развито чувство ритма. С целью выработки мимики, жестов и пантомимики могут использоваться такие упражнения, как: «Съели кислый лимон», «Зайца выгнала лиса из избушки», «Покажите великана», «Расцвели, как цветы», «Как танцует Золушка на балу».
Таким образом, дети с речевыми нарушениями нуждаются во всестороннем развитии, в чем эффективно может помочь театрализованная деятельность и чтение книг.
Список литературы:
- Выготский Л.С.О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии начала XX века. – 1968.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. – Москва: АСТ. – 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как фактор развития эмоционально-коммуникативных навыков и умений
выступление на педагогическом совете...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как фактора психологического здоровья»
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...
«Эффективный прием развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, как важного фактора при привитии любви и интереса к книгам»
Чтобы в ребенке не появилась установка «Я не люблю книги, не люблю читать», чтобы возникла высокая эмоциональная отзывчивость к персонажам художественных произведений, необходи...
«Театрализованная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста»
Почему важно развивать эмоциональный интеллект? Как этому может способствовать театрализованная деятельность в детском саду?...
Развитие эмоционального интеллекта педагогов как фактор их личностного и профессионального роста
Проблема эмоциональной саморегуляции – одна из наиболее важных психолого-педагогических проблем в работе современного педагога. Эмоциональная напряженность сопровождает многие занятия. Психологи...
Театрализованная деятельность как фактор развития эмоционального интеллекта.
Проблема воспитания личности всегда остро стояла перед обществом. Время идёт, а жизнь начинает диктовать свои правила, дети используют гаджеты, общаются посредством компьютерных технологий и интернета...
Самообразование «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников среднего возраста»
Самообразование "Театральная деятельность, как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников среднего возраста"...