Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа)
Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:
-расширению словарного запаса;
-развитию связной речи (диалогической и монологической);
-развитие коммуникативных навыков;
-интеллектуального развития;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации педагогам | 16.28 КБ |
triz.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Дети пока что не скованы шаблонами восприятия, они любознательны и непосредственны, они только познают эту жизнь. Поэтому им ничто не мешает воображать свой придуманный мир и самим решать, каким они хотят его видеть. В идеале детям нужно не только не мешать, но и всячески потакать их стремлению к творчеству и познанию всего нового. Внедрение методики ТРИЗ способствует творческому процессу в полной мере.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач
Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:
-расширению словарного запаса;
-развитию связной речи (диалогической и монологической);
-развитие коммуникативных навыков;
-интеллектуального развития;
-творческого развития (фантазирование); личностного становления.
Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, учитываем следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения. Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи — педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любой деятельности, что позволяет максимально использовать возможности и интересы детей.
ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи.
1. Данетка
2. Метод противоречий
3. Мозговой штурм
4. Синектика или метод аналогий
5. Метод «Робинзона»
6. Метод «Системный оператор»
7. Метод фокальных объектов.
8.Фантастическая аналогия
9.Эмпатия
10.Составление загадок
В основу плана составления сказки по методике ТРИЗ положено масштабное исследование российского филолога и фольклориста Владимира Проппа
Структура сказок по Проппу:
- Завязка – некто отправляется в путешествие (поездку, путь).
- Запрет – этот некто перед убытием запрещает что-то кому-то из остающихся.
- Нарушение запрета – остающийся нарушает запрет и попадает в сложную ситуацию.
- Волшебное средство – то, что поможет разобраться со сложной ситуацией.
- Способ – чтобы исправить ситуацию, нужно отправиться в путь и предпринять некие действия.
- Преследование и препятствия – враги пытаются помешать выбраться из сложной ситуации.
- Победа – герой выпутывается из сложной ситуации, проявив смекалку и прибегнув к помощи друзей.
- Happy End – все живы, здоровы, счастливы, враги повержены, друзья снова вместе.
Стандартное ТРИЗ-занятие по сказке предполагает перечень вопросов на основе этого плана, отвечая на которые, дети постепенно придумывают сказочную сюжетную линию.
Вопросы для составления сказки:
- Кто будет главным героем?
- Где он живет?
- Чем занимается?
- Что любит делать?
- Кто его друзья и родственники?
- Кто и зачем решил уехать?
- Что сказали или запретили герою на прощание?
- Почему герой решил ослушаться запрета?
- Что с ним случилось?
- Как он решил выйти из сложной ситуации?
- Кто ему помог?
- Как ему помогли?
- Кто ему мешал?
- Как ему мешали?
- Что спасло героя?
- Как наказан враг?
- Чем все закончилось?
- Какой смысл у этого события?
Конечно же, вопросы могут варьироваться и видоизменяться. Это зависит как от возраста детей, так и от метода составления сказки. Сегодня существует несколько наиболее распространенных моделей составления сказок:
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Дети пока что не скованы шаблонами восприятия, они любознательны и непосредственны, они только познают эту жизнь. Поэтому им ничто не мешает воображать свой придуманный мир и самим решать, каким они хотят его видеть. В идеале детям нужно не только не мешать, но и всячески потакать их стремлению к творчеству и познанию всего нового. Внедрение методики ТРИЗ способствует творческому процессу в полной мере.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач
Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:
-расширению словарного запаса;
-развитию связной речи (диалогической и монологической);
-развитие коммуникативных навыков;
-интеллектуального развития;
-творческого развития (фантазирование); личностного становления.
Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, учитываем следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения. Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи — педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любой деятельности, что позволяет максимально использовать возможности и интересы детей.
ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи.
1. Данетка
2. Метод противоречий
3. Мозговой штурм
4. Синектика или метод аналогий
5. Метод «Робинзона»
6. Метод «Системный оператор»
7. Метод фокальных объектов.
8.Фантастическая аналогия
9.Эмпатия
10.Составление загадок
В основу плана составления сказки по методике ТРИЗ положено масштабное исследование российского филолога и фольклориста Владимира Проппа
Структура сказок по Проппу:
- Завязка – некто отправляется в путешествие (поездку, путь).
- Запрет – этот некто перед убытием запрещает что-то кому-то из остающихся.
- Нарушение запрета – остающийся нарушает запрет и попадает в сложную ситуацию.
- Волшебное средство – то, что поможет разобраться со сложной ситуацией.
- Способ – чтобы исправить ситуацию, нужно отправиться в путь и предпринять некие действия.
- Преследование и препятствия – враги пытаются помешать выбраться из сложной ситуации.
- Победа – герой выпутывается из сложной ситуации, проявив смекалку и прибегнув к помощи друзей.
- Happy End – все живы, здоровы, счастливы, враги повержены, друзья снова вместе.
Стандартное ТРИЗ-занятие по сказке предполагает перечень вопросов на основе этого плана, отвечая на которые, дети постепенно придумывают сказочную сюжетную линию.
Вопросы для составления сказки:
- Кто будет главным героем?
- Где он живет?
- Чем занимается?
- Что любит делать?
- Кто его друзья и родственники?
- Кто и зачем решил уехать?
- Что сказали или запретили герою на прощание?
- Почему герой решил ослушаться запрета?
- Что с ним случилось?
- Как он решил выйти из сложной ситуации?
- Кто ему помог?
- Как ему помогли?
- Кто ему мешал?
- Как ему мешали?
- Что спасло героя?
- Как наказан враг?
- Чем все закончилось?
- Какой смысл у этого события?
Конечно же, вопросы могут варьироваться и видоизменяться. Это зависит как от возраста детей, так и от метода составления сказки. Сегодня существует несколько наиболее распространенных моделей составления сказок:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников.
Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.Важно, чтобы совр...
Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников
Опыт работы по данной теме....
Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников
Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личнос...
Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...
Статья на тему: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана около 50 лет учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения...
Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников
Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессовТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную прогр...
Методическая статья: Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников через дидактические игры
https://педпроект.рф/мартыновская-л-в-публикация-2/...