Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Птицы»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Птицы»
Цель: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких птиц.
Задачи:
Познавательное развитие:
Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_na_temu_ptitsy.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Птицы»
Цель: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких птиц.
Задачи:
Познавательное развитие:
Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
Речевое развитие:
Развивать речь, как средство общения.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано.
Оборудование: картинки с изображениями диких птиц, аудиозапись с голосами птиц.
Ход занятия.
Беседа на тему «Перелетные плицы»
- Мы уже знаем все признаки осени. Сегодня я хочу более подробно поговорить о том, что осенью птицы улетают в теплые края. Вы знаете, как называются такие птицы? (ответ, показать картинки перелетных птиц) А все птицы улетают, или какие-то остаются? (ответ) А как такие птицы называются? (ответ, показать картинки зимующих птиц) Как вы думаете, почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются? (ответ)- Чтобы понять почему перелетные птицы улетают в теплые края, давайте вспомним, что служит им кормом. Все эти птицы питаются насекомыми и рыбой: грачей часто можно увидеть на полях, где они добывают червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками, журавли и утки питаются рыбой. Но осенью насекомые исчезают, а вода на озерах и прудах замерзает. Перелетные птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.
- А почему же зимующие птицы не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
Ребята, посмотрите ,нам кто-то оставил письмо. Давайте откроем его. (Воспитатель открывает конверт, а в нем загадки.)
- Вы любите отгадывать загадки?
Чик – чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой —
Все равно он будет мой! (Дятел)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.(Синичка)
Ходит важно, вперевалку,
И воркует, и клюет. (Голубь)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна своим пением … (Ворона)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.) :
«Услышишь название птицы, хлопни в ладоши».
- Прилетели птицы:
голуби, синицы,
мухи и стрижи.
аисты, вороны,
галки, макароны.
чибисы, чижи,
галки и стрижи,
комары, кукушки.
аисты, ватрушки.
Закончи предложение:
У птиц есть крылья, а у животных нет …. (крыльев).
У птиц есть гнезда, а у животных нет …. (гнезд).
У птиц есть клювы, а у животных нет …. (клювов).
У животных есть зубы, а у птиц нет …. (зубов).
У птиц есть перья, а у животных нет …. (перьев).
У птиц разное оперение. Перья разные по окрасу, по форме и по размеру.
--Ребята, как вы думаете, для чего перья нужны птице?
--У птиц разное оперение — есть мАховые и рулевые перья (показ картинки крыла и хвоста разных птиц)— они помогают лететь и располагаются на крыльях и хвосте).
Есть пуховые—они служат для сохранения температуры тела.
Воспитатель: Ребята кто из вас знает, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания (перья смазываются жиром, который находится в сальнике в хвостовой части)
Пальчиковая гимнастика «Гуси»
Гуси-гуси, га-га-га (пальцы рук щепоткой то раскрываем, то опять вместе)
Есть хотите, да-да-да (пальцы щепоткой киваем вниз)
Хлеба с маслом, нет-нет-нет (пальцы щепоткой, киваем в стороны)
А чего вам? Нам конфет (раскрываем пальчики ладошками вверх)
Птичьи голоса
У птиц разные голоса. Послушайте и попробуйте отгадать, какая это птица (звучат голоса птиц: кукушка, сова, воробей, гусь, соловей, ворона, сорока)?. Чьи голоса мы прослушали?
Образование прилагательных
Голос соловья какой – соловьиный
Воробья – воробьиный
Вороны – вороний
Сороки – сорочий
Гуся – гусиный
Совы – совиный
Попробовать воспроизвести птичьи звуки.
Физкультминутка:
Утром птичка встала рано (потянуться),
Приготовилась к зарядке (встать ровно, руки на пояс).
Повернулась влево, вправо (повороты вправо-влево),
Крылышками помахала ( имитируем взмахи крыльев- руки на поясе).
Клювиком почистила свой пух (наклонить голову к правому, левому плечу)
И скорей в кормушку плюх ( присели)
Сравнительная характеристика птиц.
--Все птицы очень разные. Есть птицы зимующие, а есть перелетные. Птицы отличаются друг от друга размером, цветом перьев, длинной и строением ног и клюва – внешним видом, своими предпочтениями в питании: кто-то ест насекомых, кто-то ягоды и семена, кто-то является хищником. У них разная среда обитания - есть птицы, которые живут в лесу, а есть те, что живут в городе, есть водоплавающие и т.д
--Как называется домик диких птиц (гнездо, дупло)
--Как называются дети птиц (птенцы)
--Какое строение имеют ноги водоплавающих птиц (они имеют перепонки)
На стенде две картинки с изображение гуся и цапли.
Ноги у птиц разные по длине, в зависимости от места обитания.
У цапли длинные ноги. Почему (цапля живет в болоте)
Какие ноги у гуся (короткие с перепонками)
Почему (удобно плавать в пруду)
Проблемный вопрос:
Смогла бы цапля жить с ногами как у гуся в болоте (нет)
Составление описательных рассказов о птицах по схеме.
Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Снегирь – зимующая птица. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами.
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания птиц, опираясь на картинно-графический план.
-- Молодцы, ребята, вы много знаете о птицах. И самое главное - мы должны заботиться о наших пернатых друзьях, беречь их, помогать в трудное для них время. Ведь мы все нужны друг другу .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Перелетные птицы"
конспект содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Перелетные птицы».
Этот вариант НОД в старшей группе по развитию речи включает несколько разноплановых задач, образовательного и воспитательного плана....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Перелетные птицы"
Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать понятие – "насекомоядные", "водоплавающие"; изучить новые понятия (летят: стаей, в...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Птицы"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема "Птицы"....
План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»
Цели: формировать и расширить экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребле...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Перелетные птицы»
Конспект НОД ребенок открывает мир природы в старшей группе по теме "Птицы леса"Описание: работа будет полезна для воспитателей детских садов. Занятие можно проводить в рамках тематичес...