Конспект занятия "Как на Руси Новый год встречали"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Данное занятие было проведено в подготовительной группе компенсирующей направленности. Занятие было интегрированное.Целью занятия я ставила:
- Способствовать развитию связной речи дошкольников, развитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений.
- Способствовать развитию познавательных процессов путем их постоянной активизации в процессе занятия.
- Развитие интереса детей к разнообразию русских народных промыслов.
- Способствовать развитию идеологической речи.
- Способствовать формированию грамматического строя речи
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными ответами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_integrirovannoe_pedmasterstvo_2023-2024_g.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе № 5 компенсирующей направленности «Как на Руси Новый год встречали»
Учителя – логопеда: Новиковой М.А.
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, развитие речи.
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная
Форма работы: групповая
Цель: создать условия для творческих способностей через закрепление знаний декоративно – прикладного творчества.
Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей о русском народном декоративно – прикладном искусстве.
- Различать виды народного декоративно – прикладного искусства.
- Различать и называть знакомые узоры разных промыслов (Дымка, Городец, Хохлома, Гжель)
- Освоение детьми основных компонентов, колорита, композиций
- Расширять словарь по теме «Народные промыслы»
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к прекрасному, к народному творчеству
Развивающие:
- Способствовать развитию связной речи дошкольников, развитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений.
- Способствовать развитию познавательных процессов путем их постоянной активизации в процессе занятия.
- Развитие интереса детей к разнообразию русских народных промыслов.
- Способствовать развитию идеологической речи.
Коррекционные:
- Способствовать формированию грамматического строя речи
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными ответами
Оборудование: Презентация, елка, посуда с росписями, русские народные костюмы, эскизы росписи (Дымка, Городец, Хохлома, Гжель), украшения на елку самодельные, шаблоны народных игрушек, музыкальное сопровождение
Предварительная работа: Беседы о народных промыслах, лепка дымковских игрушек. Рассматривание узоров росписей . Чтение рассказов «Свистулька» А. Митяев,
№ | Этап занятия | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1 | Организационный момент | Приветствие: Встанем рядышком по кругу, Скажем «Здравствуйте» друг другу, Нам здороваться не лень Всем «Привет» и «Добрый день» Если все мы улыбнемся Мы будем- Выговаривать! Мы будем – Проговаривать! Чтоб было всем понятно, Будем говорить мы внятно! | 1,5 мин. | |
2 | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | -Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости. -Вы любите ходить в гости? А вы знаете, как надо вести себя в гостях? Давно, давно, когда нашу страну называли Русь люди одевались не так как мы сейчас, а вот так. (показываю народный костюм) --Как люди на Руси одевались, вы уже знаете, а хотите посмотреть как жили люди на Руси и как они встречали Новый год? | Да называют правила поведения в гостях Дети надевают русские народные костюмы Да | 2 мин |
3 | Основная часть | -Добро пожаловать, гости дорогие! Ребята,мы с вами в русской избе. Рассмотрите, что здесь вы видите? Это место похоже на наши современные квартиры и дома? Я хочу вам рассказывать сегодня о том, как раньше на Руси Новый год встречали. (Презентация) Мы привыкли к тому, что на Новый год в каждом доме наряжают ёлку, водят вокруг неё хороводы, ждут Деда Мороза и Снегурочку с подарками. -А раньше, давным-давно, всего этого не было и основными зимними праздниками были Рождество и Крещение, а Новый год был проходящим праздником между ними. Да и назывался тогда он по-другому – Васильев день, в честь святого Василия. Святой – это человек, который никогда и никому не делает плохо, а помогает другим в нужную минуту, защищает слабых. Так вот Рождество, Васильев день, Крещение – эти три праздника называли Святками. А слово «святки» произошло от слова «святой». Как же отмечали Святки? Прежде всего в избе наводили порядок. Потом готовили вкусную еду. Жарили, пекли, варили, накрывали стол, ждали гостей и сами в гости ходили. В избе все чисто и прибрано. Я вам предлагаю накрыть праздничный стол. А что нам для этого нужно? Нам нужно поставить посуду на стол. И, конечно, нарядить ёлку! Поможете? Отлично! | Дети заходят в импровизированную избу, рассматривают предметы быта Нет садяться Ответы детей Да | 5 мин |
4 | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | -Посмотрите, есть ли здесь какая то посуда, чтобы нарыть на стол? - А она похожа на ту посуду, которой мы сейчас пользуемся? ИГРА «Найди пару» Я вам раздам картинки современной посуды, а вы расставьте к посуде , которая здесь находится. Молодцы! -На столах на Руси было не так много посуды, как сейчас. Но посуда была красивой. Народные умельцы делали посуду красивой, украшая ее росписью. Такую посуду ставили только по праздникам. А какую же посуду использовали люди на Руси хотите узнать? Игра-лото «Русская посуда» На трех больших картах нарисована русская посуда: на первой — золотая хохлома (чашки, ложки, ковши), на второй — изделия гжельских мастеров (кувшины, кружки, блюда), на третьей — посуда из Городца (стеклянные вазы, графины, бокалы). - Молодцы! Посмотрите! Эти вещи Нынче в гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты Древней, чудной красоты. Чтоб вести нас в мир России, Мир преданий и добра, Чтоб сказать, что есть в России Чудо – люди – мастера! не такие , как сейчас.
Теперь вы знаете, что посуду расписывали русские умельцы разных городов: Хохломы, Гжели, Городец. - Скажите мне пожалуйста, посуда из города Городец как называют? -из Хохломы? -Из Гжели? Молодцы! Отгадайте, какой столовый прибор мы поставим первым ИГРА «Собери картинку Вам нужно этот предмет собрать по частям. Но сначала надо найти все части и посчитать их. Что у вас получилось? В старину на стол ставили одну большую тарелку , посередине стола и все кушали из одной тарелки. Тарелки на Руси называли миска или плошка. Что же еще нам надо поставить на стол? Отгадайте: И шипит, и кряхтит. Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает. Отгадайте, о каком предмете я говорю: Была я деревянной, А потом и оловянной, Но теперь-то я стальная, И ребят из группы. Лучше всех на свете знаю, Ведь кормлю их супом. Возьмите по одной ложке, рассмотрите ее и скажите, чем она отличается от наших современных ложек? -А кто может сказать как называется роспись, нанесенная на ложки ? - И правда. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях ягоды малины, земляники, ежевики, красную и черную смородину, крыжовник, рябину. Мастера стараются рисовать одинаково, лишь иногда меняя изгибы некоторых элементов. В старину люди использовали ложку не только во время еды, но еще и как музыкальный инструмент. Давайте поиграем на ложках. 1. Упражнение «Веселые ложки». (по схеме) логопед отстукивает ложками ритм. -Что же еще можно поставить на стол? Отгадайте: Для молока, сметаны, вин, Горласт и крепок, стоек, статен, Узорами на вид приятен, Огня, Воды и Глины сын — Пузатый глиняный …. Какой росписью расписан кувшин? -Что еще мы должны поставить, отгадайте: Ручку в бок уперла я, За неё возьмешь меня! Ручка у меня, как ушко. А назвали меня… Какой росписью расписан кувшин? Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас ребята, знает? - Вот и стол накрыт! ИГРА «Посчитай!» Ребята, я предлагаю посчитаем посуду, которая стоит на столе. ФИЗМИНУТКА | Да Нет Дети берут картинки с современной посудой и расставляют около посуды , которая находится в избе. Да Дети делятся на три подгруппы и располагают вокруг каждой большой карты маленькие карточки, на которых нарисованы отдельные предметы знаменитой русской посуды. Городецкая Хохломская Гжельская Дети на столе отбирают части с одинаковой росписью (Городецкая)и собирают целое. Большая тарелка (Самовар) Ложка хохломская роспись Задача детей – воспроизвести такое же количество ударов и с такой же громкостью . Кувшин Хохломская Кружка Хохломская Чугунок Дети по одному выбирают один элемент посуды и считают 1,2,3,4,5 | 12,5 мин |
5 | Самостоятельная работа детей | Смотрите, ребята, посмотрите, а на нашем праздничном столе не вся посуда красивая. Что же делать? Я предлагаю вам побыть умельцами и украсить посуду. -Ребята, а как вы думаете, чем раньше , в старину, украшали елку? - Правильно, люди украшали елочку сладостями и игрушками, сделанные своими руками. А давайте и мы нарядим нашу елочку сладостями и игрушками сделанные своими руками, будем с вами народными умельцами! | Надо ее украсить Дети делятся на группы, садятся за столы и украшают посуду и возвращают обратно на стол Ответы детей Дети самостоятельно делают конфеты и игрушки из бумаги и картона и украшают елку. | 6 мин |
6 | Заключительная часть Итог занятия. Систематизация знаний. | Ребята, мы с вами накрыли праздничный стол, нарядили елку. И значит наше занятие закончилось. Я предлагаю встать около елочки и поделиться впечатлениями | Дети делятся впечатлениями от занятия | 2 мин |
7 | Рефлексия | Мне очень понравилось сегодня с вами накрывать праздничный стол и наряжать елку. Вы все молодцы! И я вам тоже приготовила угощение! | Использование смайликов | 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - конспект "Дракоша и его новые друзья." - встреча в семейном клубе
Конспект встречи в семейном клубе во второй младшей группе. Сказочные персонажи - наши бывшие воспитанники и их родители....
Презентация проекта "Как на Руси Новый год встречали"
Праздник "Как на Руси Новый год встречали" был показан , как презентация проекта. Всю неделю дети знакомились с историей родной страны, пели, рисовали, летили, читали, смотрели фильмы о том как ...
Конспект проведения досуга для детей «Мы встречаем Новый год»
Конспект проведения досуга для детей «Мы встречаем Новый год»...
Конспект занятия в старшей группе «Как встречают Новый год в разных странах мира»
Данный материал поможет рассказать о традициях празднования Нового года в разных странах....
Конспект занятия в старшей группе "КАк встречают Новый год в других странах"
Цель: ознакомление дошкольников с жизнью и бытом народов мира.Задачи:Познакомить дошкольников с различными традициями встречи нового года в разных странах мира.Обобщить знания детей о правилах этикета...
Конспект развлечения на тему: "Новый год встречаем дружно"
Цель: создать у детей праздничное настроение, желание участвовать в развлечении...
Конспект Развлечения на тему: "Новый год встречаем дружно"
Цель: создать у детей праздничное настроение, желание участвовать в общем мероприятии.Задачи:- создать доброе, праздничное настроение у детей.- развивать артистизм и выразительность речи.- воспит...