Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Белан Наталья Викторовна

Артикуляционная гимнастика – это подготовительный этап к постановке звуков речи родного языка.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Основные задачи, которые решаются с помощью артикуляционной гимнастики:

- Развитие подвижности артикуляторного аппарата.

- Обучение ребенка умению произвольно владеть языком как инструментом речи.

- Формирование артикуляторного уклада конкретных звуков.

Очень много коррекционных задач можно решить параллельно с помощью артикуляционной гимнастики!

Задача  пальчиковой гимнастики активно развивать мелкую моторику, которая поможет ребенку быстрее овладеть речью.

2. Руки подготавливаются к письму.

3. Улучшается координация движений. Ребенок становится внимательнее.

4. Развивается память.

5. Стимулируется развитие творческих способностей ребенка.

6. Пальчиковая гимнастика — очень приятный способ общения мамы с ребенком. Близкий контакт, веселые стишки — все это дает ощущение безопасности и доверия.

7. Быстрыми темпами улучшается мышление ребенка.

8. Такие игры помогают малышу успокоиться и снять стресс.

9. Расширяется словарный запас. Игра сопровождается несложными стихами, в которых могут фигурировать различные персонажи. Для большей наглядности прямо на подушечках пальцев можно нарисовать глазки и рот.

10. Такие занятия помогают укрепить взаимосвязь между полушариями головного мозга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ

(артикуляционной, пальчиковой, речедвигательной)

Артикуляционная гимнастика – это подготовительный этап к постановке звуков речи родного языка.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Основные задачи, которые решаются с помощью артикуляционной гимнастики:

- Развитие подвижности артикуляторного аппарата.

- Обучение ребенка умению произвольно владеть языком как инструментом речи.

- Формирование артикуляторного уклада конкретных звуков.

Очень много коррекционных задач можно решить параллельно с помощью артикуляционной гимнастики!

Дополнительные задачи:

- Создать эмоциональный положительный контакт с ребенком

- Провести диагностику общего и речевого развития

- Обогатить словарь

- Формировать грамматические категории

- Развивать фонематические процессы

- Совершенствовать координацию органов речи: артикуляторной, дыхательной, голосовой систем

- Развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию

- Развивать просодическую сторону речи

- Формировать пространственные ориентировки

-Развивать психические процессы

Задача  пальчиковой гимнастики активно развивать мелкую моторику, которая поможет ребенку быстрее овладеть речью.

2. Руки подготавливаются к письму.

3. Улучшается координация движений. Ребенок становится внимательнее.

4. Развивается память.

5. Стимулируется развитие творческих способностей ребенка.

6. Пальчиковая гимнастика — очень приятный способ общения мамы с ребенком. Близкий контакт, веселые стишки — все это дает ощущение безопасности и доверия.

7. Быстрыми темпами улучшается мышление ребенка.

8. Такие игры помогают малышу успокоиться и снять стресс.

9. Расширяется словарный запас. Игра сопровождается несложными стихами, в которых могут фигурировать различные персонажи. Для большей наглядности прямо на подушечках пальцев можно нарисовать глазки и рот.

10. Такие занятия помогают укрепить взаимосвязь между полушариями головного мозга.

Утром проснулись, потянулись:

руки вверх, пальцы в стороны напряжены, громко и протяжно: «А-а-а-а!»

Подышали:

- Вдох и выдох через нос.

- Вдох через нос, выдох через рот.

- Вдох через рот, выдох через нос.

- Вдох и выдох через рот.

Умываемся:

- Открываем краны. Сначала холодную воду, затем горячую (сопровождаем слова пальчиковой гимнастикой). Пробуем водичку пальчиком. (пальчиковая гимнастика – каждый пальчик вытягиваем по очереди вперёд…). Набираем водичку в ладошки (складываем ладони «горстью»).

Умываемся (гладим щеки, трем глазки).

Набираем воду в рот, полощем и выплевываем водичку (щеки надуваем – обе, попеременно, обе быстро надуваем-сдуваем, рот закрыт, делаем резкий полный выдох).

Смотрим на себя в зеркало (ставим соединенные бочком ладошки перед собой). Посмотрим, как там наши зубки?

Артикуляционные упражнения: Бегемотик, чередование Улыбка – Хоботок, Чистим зубки, Расческа.

Теперь мы чистые, умытые.

Пора завтракать. Мама решила испечь блины и оладьи (чем отличаются блины от оладьев?). Поможем маме?

ПОМОЖЕМ МАМЕ

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем!

Пироги мы испечем!

Очень энергично сжимать и разжимать руки в кулачки (одновременно и поочереди).

Руками совершаем движение, как будто лепим снежки.

ПЕЧЕМ БЛИНЫ

Мама нам печет блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

Ладони на коленках. Попеременно касаться коленей тыльной стороной кисти руки и ладонью (одновременно и поочереди).

Более сложный вариант: левая рука касается коленей ладонью, а правая – тыльной стороной кисти руки. Потом смена позиции.

ОЛАДУШКИ

Ладушки, ладушки!

Испекли оладушки.

На окно поставили,

Остывать заставили.

Хлопаем в ладоши.

Хлопаем в ладоши (лепим пирожок).

Раскрытые ладошки положить на колени.

Поочередно дуть на ладошки.

Завтрак приготовили, скажите, а что мы будем пить? Давайте приготовим чай.

ЧАЕПИТИЕ

Воду в чайник наливаем

И заварку засыпаем.

Сахар ложечкой берем

И вареньице кладем.

Будем пить чаек горячий (дуем на чай)

У себя в саду на даче.

Руки в замок, указательные пальцы выпрямлены и соединены – это «носик» чайника.

Встряхиваем обеими руками одновременно.

Левая ладонь – «чашка», правой рукой имитируем действие.

Левая ладонь выпрямлена – «блюдце», правой рукой «держим чашку», «пьем» - имитация действия.

Берем блин, сворачиваем его в трубочку (соответствующее артикуляционное движение) и кушаем:

громко «АМ – АМ – АМ!» Меняем ударный слог и количество слогов.

Скажите, а за столом можно громко кушать? Нет.

Поэтому – тихо: «Ам – ам – ам!» Меняем ударный слог и количество слогов.

Мы ели блины с вареньем. Испачкали верхнюю губу. Давайте облизывать губку (артикуляционное упражнение).

Поели, скажем маме…(спасибо) А что еще можно сказать?:

Благодарю, большое спасибо, все было очень вкусно…

Наши руки после блинов чистые или грязные?

Намыливаем мылом (соответствующее движение), моем руки (трем прямые ладошки друг о друга), вытираем полотенцем (соответствующее движение).

Скоро мы пойдем на улицу, но сначала поможем маме убрать в доме.

НА РАБОТУ

Большой палец встал один.

Указательный - за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»

На работу им пора.

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.

Широко расставить пальцы в стороны.

Сжимать и разжимать кулачки.

СТИРКА

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

Соответствующие движения…

Руки «здороваются» друг с другом

Трутся раскрытыми ладошками

Трутся кулачками

Кистями рук имитируем вешание на веревку.

Мы так много поработали, давайте проверим, все ли у нас на месте?

Это Я

Это глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

Показывают левой рукой – левый глаз, правой рукой – правый глаз. То же с ушами.

Левой рукой – нос, правой – рот.

Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.

Вытягивают вперед обе руки, два раза хлопают.

Кладут ладони на колени – два раза топают.

Правой рукой проводят по лбу.

Мама поблагодарила нас и угостила апельсином.

Скажите, мы апельсин сами съедим или поделимся?

АПЕЛЬСИН

Мы делили апельсин.

Соединяем руки ладонями – имитация рукопожатия.

Много нас, а он один.

Соединить пальцы в замок, движения сцепленными пальцами вверх – вниз.

Эта долька – для ежа,

Расцепляем пальцы из замка. Сначала большие пальцы.

Эта долька – для стрижа,

Указательные.

Эта долька – для утят,

Средние.

Эта долька для котят,

Безымянные.

Эта долька для бобра,

Мизинцы.

А для волка кожура.

Раскрытые ладони показываем друг другу.

Он сердит на нас. Беда!

Разбегайся, кто куда!

Пальцы с напряжением разжимаем и сжимаем в кулаки.

Пора идти на улицу – гулять.

Поедем на лифте: (преодоление твердой атаки гласных). Подняли правую ручку вверх – это наш лифт. Кто с какого этажа спускается? (ответы детей). Поехали вниз (начиная с высокого тона [У] постепенно понижаем тон – спускаемся на первый этаж). Повторим.

Вышли мы на улицу и всем знакомым что мы будем говорить? (Здравствуйте)

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Проделать то же самое левой рукой.

Нас на улице встречает солнышко.

ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

Нежно – нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

И весной на носик ставит

Точки, точки, точки.

Золотят веснушки деток,

Очень нравится им это!

Руки вытянуть перед собой, ладошки соединить большими пальцами друг к другу.

Ритмично с напряжением сжимать и разжимать кулачки, пальцы – лучики.

Ритмично скрещиваем руки перед собой.

Потираем щечки.

Постукиваем пальчиками по носику.

Обеими руками одновременно делаем движение как - будто сыпем соль или крошки.

Обе ладошки прижать к груди.

Смотрите, наш папа на машине едет, поехали кататься.

МЫ - ШОФЕРЫ

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы «Би-Би» – хоть куда!

«Крутим» руль,

Топаем правой ногой

Правой рукой поворачиваем ключ в замке вправо-влево

Приставляем ладонь ко лбу, поворачиваем голову в одну и другую сторону

Согнуть в локтях руки, локти прижать к туловищу, наклонять руки вправо-влево, имитировать работу «дворников».

Руками взъерошить волосы

Взять руль, нажать на сигнал, большой палец вверх!

Но нам пора домой.

Слышите, кто-то нас зовет: Ау, Ау, Ау. Наверно, это мама нас зовет, пора идти домой (шагаем двумя пальчиками по ножкам).

Шли мы шли и домой пришли. Но дверка закрыта (изображаем закрытые двери – ладони тыльной стороной к себе, упираемся средними пальчиками, большие пальцы вверх).

Давайте постучим (кулачком одной руки о ладонь другой руки): ТУК – ТУК – ТУК.

Повторите за мной. (Логопед меняет ритмический рисунок, дети по одному повторяют)

Но нам никто не открывает. Тогда давайте позвоним (нажимаем указательным пальчиком одной руки в ладонь другой руки): ДЗЫЫЫЫНЬ - ДЗЫЫЫЫНЬ – ДЗЫЫЫЫНЬ. Дверка открылась (изображаем открывание двери - ладошки расходятся в разные стороны из положения закрытых дверей).

Вышла мама, крепко нас обняла и поцеловала (соответствующие движения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...