Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Артикуляционная гимнастика – это подготовительный этап к постановке звуков речи родного языка.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Основные задачи, которые решаются с помощью артикуляционной гимнастики:
- Развитие подвижности артикуляторного аппарата.
- Обучение ребенка умению произвольно владеть языком как инструментом речи.
- Формирование артикуляторного уклада конкретных звуков.
Очень много коррекционных задач можно решить параллельно с помощью артикуляционной гимнастики!
Задача пальчиковой гимнастики активно развивать мелкую моторику, которая поможет ребенку быстрее овладеть речью.
2. Руки подготавливаются к письму.
3. Улучшается координация движений. Ребенок становится внимательнее.
4. Развивается память.
5. Стимулируется развитие творческих способностей ребенка.
6. Пальчиковая гимнастика — очень приятный способ общения мамы с ребенком. Близкий контакт, веселые стишки — все это дает ощущение безопасности и доверия.
7. Быстрыми темпами улучшается мышление ребенка.
8. Такие игры помогают малышу успокоиться и снять стресс.
9. Расширяется словарный запас. Игра сопровождается несложными стихами, в которых могут фигурировать различные персонажи. Для большей наглядности прямо на подушечках пальцев можно нарисовать глазки и рот.
10. Такие занятия помогают укрепить взаимосвязь между полушариями головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ
(артикуляционной, пальчиковой, речедвигательной)
Артикуляционная гимнастика – это подготовительный этап к постановке звуков речи родного языка.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Основные задачи, которые решаются с помощью артикуляционной гимнастики:
- Развитие подвижности артикуляторного аппарата.
- Обучение ребенка умению произвольно владеть языком как инструментом речи.
- Формирование артикуляторного уклада конкретных звуков.
Очень много коррекционных задач можно решить параллельно с помощью артикуляционной гимнастики!
Дополнительные задачи:
- Создать эмоциональный положительный контакт с ребенком
- Провести диагностику общего и речевого развития
- Обогатить словарь
- Формировать грамматические категории
- Развивать фонематические процессы
- Совершенствовать координацию органов речи: артикуляторной, дыхательной, голосовой систем
- Развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию
- Развивать просодическую сторону речи
- Формировать пространственные ориентировки
-Развивать психические процессы
Задача пальчиковой гимнастики активно развивать мелкую моторику, которая поможет ребенку быстрее овладеть речью.
2. Руки подготавливаются к письму.
3. Улучшается координация движений. Ребенок становится внимательнее.
4. Развивается память.
5. Стимулируется развитие творческих способностей ребенка.
6. Пальчиковая гимнастика — очень приятный способ общения мамы с ребенком. Близкий контакт, веселые стишки — все это дает ощущение безопасности и доверия.
7. Быстрыми темпами улучшается мышление ребенка.
8. Такие игры помогают малышу успокоиться и снять стресс.
9. Расширяется словарный запас. Игра сопровождается несложными стихами, в которых могут фигурировать различные персонажи. Для большей наглядности прямо на подушечках пальцев можно нарисовать глазки и рот.
10. Такие занятия помогают укрепить взаимосвязь между полушариями головного мозга.
Утром проснулись, потянулись:
руки вверх, пальцы в стороны напряжены, громко и протяжно: «А-а-а-а!»
Подышали:
- Вдох и выдох через нос.
- Вдох через нос, выдох через рот.
- Вдох через рот, выдох через нос.
- Вдох и выдох через рот.
Умываемся:
- Открываем краны. Сначала холодную воду, затем горячую (сопровождаем слова пальчиковой гимнастикой). Пробуем водичку пальчиком. (пальчиковая гимнастика – каждый пальчик вытягиваем по очереди вперёд…). Набираем водичку в ладошки (складываем ладони «горстью»).
Умываемся (гладим щеки, трем глазки).
Набираем воду в рот, полощем и выплевываем водичку (щеки надуваем – обе, попеременно, обе быстро надуваем-сдуваем, рот закрыт, делаем резкий полный выдох).
Смотрим на себя в зеркало (ставим соединенные бочком ладошки перед собой). Посмотрим, как там наши зубки?
Артикуляционные упражнения: Бегемотик, чередование Улыбка – Хоботок, Чистим зубки, Расческа.
Теперь мы чистые, умытые.
Пора завтракать. Мама решила испечь блины и оладьи (чем отличаются блины от оладьев?). Поможем маме?
ПОМОЖЕМ МАМЕ
Тесто мнем, мнем, мнем! Тесто жмем, жмем! Пироги мы испечем! | Очень энергично сжимать и разжимать руки в кулачки (одновременно и поочереди). Руками совершаем движение, как будто лепим снежки. |
ПЕЧЕМ БЛИНЫ
Мама нам печет блины, Очень вкусные они. Встали мы сегодня рано И едим их со сметаной. | Ладони на коленках. Попеременно касаться коленей тыльной стороной кисти руки и ладонью (одновременно и поочереди). Более сложный вариант: левая рука касается коленей ладонью, а правая – тыльной стороной кисти руки. Потом смена позиции. |
ОЛАДУШКИ
Ладушки, ладушки! Испекли оладушки. На окно поставили, Остывать заставили. | Хлопаем в ладоши. Хлопаем в ладоши (лепим пирожок). Раскрытые ладошки положить на колени. Поочередно дуть на ладошки. |
Завтрак приготовили, скажите, а что мы будем пить? Давайте приготовим чай.
ЧАЕПИТИЕ
Воду в чайник наливаем И заварку засыпаем. Сахар ложечкой берем И вареньице кладем. Будем пить чаек горячий (дуем на чай) У себя в саду на даче. | Руки в замок, указательные пальцы выпрямлены и соединены – это «носик» чайника. Встряхиваем обеими руками одновременно. Левая ладонь – «чашка», правой рукой имитируем действие. Левая ладонь выпрямлена – «блюдце», правой рукой «держим чашку», «пьем» - имитация действия. |
Берем блин, сворачиваем его в трубочку (соответствующее артикуляционное движение) и кушаем:
громко «АМ – АМ – АМ!» Меняем ударный слог и количество слогов.
Скажите, а за столом можно громко кушать? Нет.
Поэтому – тихо: «Ам – ам – ам!» Меняем ударный слог и количество слогов.
Мы ели блины с вареньем. Испачкали верхнюю губу. Давайте облизывать губку (артикуляционное упражнение).
Поели, скажем маме…(спасибо) А что еще можно сказать?:
Благодарю, большое спасибо, все было очень вкусно…
Наши руки после блинов чистые или грязные?
Намыливаем мылом (соответствующее движение), моем руки (трем прямые ладошки друг о друга), вытираем полотенцем (соответствующее движение).
Скоро мы пойдем на улицу, но сначала поможем маме убрать в доме.
НА РАБОТУ
Большой палец встал один. Указательный - за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все – «Ура!» На работу им пора. | Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого пальца. Широко расставить пальцы в стороны. Сжимать и разжимать кулачки. |
СТИРКА
В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем. Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрем, Постираем, прополощем, Отожмем ее, встряхнем. А потом легко и ловко Все развесим на веревках. | Соответствующие движения… Руки «здороваются» друг с другом Трутся раскрытыми ладошками Трутся кулачками Кистями рук имитируем вешание на веревку. |
Мы так много поработали, давайте проверим, все ли у нас на месте?
Это Я
Это глазки. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот. Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп. Хлоп. Это ножки. Топ. Топ. Ой, устали. Вытрем лоб. | Показывают левой рукой – левый глаз, правой рукой – правый глаз. То же с ушами. Левой рукой – нос, правой – рот. Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот. Вытягивают вперед обе руки, два раза хлопают. Кладут ладони на колени – два раза топают. Правой рукой проводят по лбу. |
Мама поблагодарила нас и угостила апельсином.
Скажите, мы апельсин сами съедим или поделимся?
АПЕЛЬСИН
Мы делили апельсин. | Соединяем руки ладонями – имитация рукопожатия. |
Много нас, а он один. | Соединить пальцы в замок, движения сцепленными пальцами вверх – вниз. |
Эта долька – для ежа, | Расцепляем пальцы из замка. Сначала большие пальцы. |
Эта долька – для стрижа, | Указательные. |
Эта долька – для утят, | Средние. |
Эта долька для котят, | Безымянные. |
Эта долька для бобра, | Мизинцы. |
А для волка кожура. | Раскрытые ладони показываем друг другу. |
Он сердит на нас. Беда! Разбегайся, кто куда! | Пальцы с напряжением разжимаем и сжимаем в кулаки. |
Пора идти на улицу – гулять.
Поедем на лифте: (преодоление твердой атаки гласных). Подняли правую ручку вверх – это наш лифт. Кто с какого этажа спускается? (ответы детей). Поехали вниз (начиная с высокого тона [У] постепенно понижаем тон – спускаемся на первый этаж). Повторим.
Вышли мы на улицу и всем знакомым что мы будем говорить? (Здравствуйте)
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ
Я здороваюсь везде – Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорю Я соседской курице. | Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. |
Нас на улице встречает солнышко.
ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО
Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик. И им смело разгоняет Тучи, тучи, тучи. Нежно – нежно согревает Щечки, щечки, щечки. И весной на носик ставит Точки, точки, точки. Золотят веснушки деток, Очень нравится им это! | Руки вытянуть перед собой, ладошки соединить большими пальцами друг к другу. Ритмично с напряжением сжимать и разжимать кулачки, пальцы – лучики. Ритмично скрещиваем руки перед собой. Потираем щечки. Постукиваем пальчиками по носику. Обеими руками одновременно делаем движение как - будто сыпем соль или крошки. Обе ладошки прижать к груди. |
Смотрите, наш папа на машине едет, поехали кататься.
МЫ - ШОФЕРЫ
Едем, едем на машине, Нажимаем на педаль. Газ включаем, выключаем, Смотрим пристально мы вдаль. Дворники счищают капли. Вправо, влево. Чистота! Волосы ерошит ветер. Мы шоферы «Би-Би» – хоть куда! | «Крутим» руль, Топаем правой ногой Правой рукой поворачиваем ключ в замке вправо-влево Приставляем ладонь ко лбу, поворачиваем голову в одну и другую сторону Согнуть в локтях руки, локти прижать к туловищу, наклонять руки вправо-влево, имитировать работу «дворников». Руками взъерошить волосы Взять руль, нажать на сигнал, большой палец вверх! |
Но нам пора домой.
Слышите, кто-то нас зовет: Ау, Ау, Ау. Наверно, это мама нас зовет, пора идти домой (шагаем двумя пальчиками по ножкам).
Шли мы шли и домой пришли. Но дверка закрыта (изображаем закрытые двери – ладони тыльной стороной к себе, упираемся средними пальчиками, большие пальцы вверх).
Давайте постучим (кулачком одной руки о ладонь другой руки): ТУК – ТУК – ТУК.
Повторите за мной. (Логопед меняет ритмический рисунок, дети по одному повторяют)
Но нам никто не открывает. Тогда давайте позвоним (нажимаем указательным пальчиком одной руки в ладонь другой руки): ДЗЫЫЫЫНЬ - ДЗЫЫЫЫНЬ – ДЗЫЫЫЫНЬ. Дверка открылась (изображаем открывание двери - ладошки расходятся в разные стороны из положения закрытых дверей).
Вышла мама, крепко нас обняла и поцеловала (соответствующие движения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...