Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы»
Занятие 1
❄Цель. Развитие речи.
❄Образовательные задачи. Совершенствование навыка составления рассказа по картине. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов. Формирование грамматического строя речи (образование однокоренных слов от слова зима).
❄Развивающие задачи. Развитие связной речи, творческого воображения, памяти, мышления, зрительного внимания, конструктивного праксиса, навыка составления и чтения слов.
❄Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности.
❄Предварительная работа. Чтение с родителями сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева» и просмотр мульфильма «Снежная Королева», чтение с воспитателем сказки «Зимовье зверей», подбор однокоренных слов к слову ЗИМА на прогулке с воспитателем, подбор опорных картинок для упражнения по образованию однокоренных слов, разучивание с воспитателем упражнения «Снежинки», составление рассказов по картинам И. Грабаря и И. Шишкина на фронтальном занятии логопеда, звуковой анализ слова ЗИМА на подгрупповых занятиях логопеда.
❄Оборудование. Альбом Н. В. Нищевой «Четыре времени года» , опорные картинки к упражнению «Семейка слов»; плащ, корона, жезл для Снежной Королевы, конверты с фрагментами букв по числу детей, разноцветные снежинки.
❄Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Семейка слов». Создание эмоционального фона занятия. Формирование грамматического строя речи (образование однокоренных слов от слова зима).
Педагог предлагает детям пройти к своим стульчикам.
П е д а г о г. Какое время года наступило?
Д е т и. Наступила зима.
П е д а г о г. Сегодня и всю неделю мы с вами будем говорить о зиме. Сядет тот, кто сумеет образовать слово одной семейки со словом зима.
Дети получают следующие задания от педагога:
- Как называется одежда, которую вы носите зимой? (Зимняя)
- Как называются птицы, которые зимуют у нас? (Зимующие).
- Что делают у нас зимующие птицы? (Зимуют).
- Как можно ласково назвать зиму? (Зимушка).
- Вспомните, как называется время, перед началом зимы? (Предзимье).
- Как называют злаки, которые сажают осенью? (Озимые).
- Как называют дорогу, которую прокладывают в тундре зимой? (Зимник).
- Как называется птица, название которой образовано от слова зима? (Зимородок).
- Мы читали сказку о том, как звери зимовали вместе. Какое слово есть в ее названии? (Зимовье).
- Для чего нужно зимовье? (Чтобы перезимовать).
П е д а г о г. Отлично! Много слов подобрали. Давайте их повторим все вместе.
Можно подобрать опорные картинки. С их помощью детям будет легче справиться с заданием.
Д е т и. Зимняя, зимующие, зимуют, зимушка, предзимье, озимые, зимник, зимородок, зимовье, перезимовать.
2. Составление рассказов по картинам И. Грабаря и И. Шишкина. Развитие связной речи, творческого воображения, памяти, мышления.
Педагог помещает на мольберт перед детьми уже знакомые им картины И. Грабаря и И. Шишкина.
П е д а г о г. Вчера вы составляли рассказы по этим картинам вместе с Татьяной Владимировной. Кто помнит, как называются эти картины? Кто их написал.
Д е т и. Слева картина И. Грабаря «Зимний вечер», справа картина И. Шишкина «Зима».
П е д а г о г. Вспомните план рассказа по картине, который вам предложила Татьяна Владимировна.
Д е т и. Что изображено на картине?
Какое время года наступило?
Что лежит на земле и на деревьях?
Какие деревья зимой?
Какой воздух?
Слышится ли что-то в лесу?
П е д а г о г. Вспомните рассказы, которые были составлены вчера, добавьте что-то от себя и составьте свои рассказы.
Далее педагог вызывает по очереди двоих детей, не отвечавших вчера на подгрупповом занятии логопеда, которые составляют рассказы по картинам.
1- й ребенок. На картине Шишкина нарисован уголок леса. Наступила зима. Мы видим елки, покрытые снегом. Снег лежит и на старых елях, и на молоденьких елочках, и на поваленных деревьях, и на земле. Снег пушистый, белый, чистый. В глубине лес мы видим светлую поляну, занесенную снегом. Воздух в лесу морозный. Стоит тишина. На ветке старой ели сидит одинокий клест.
Педагог предлагает детям обсудить рассказ, рассказать о своих впечатлениях от него. Далее свой рассказ по картине составляет второй ребенок.
2-й р е б е н о к. На второй картине изображена околица деревни. Зимний вечер. Возле забора под березами стоит старая баня. И земля, и крыша бани, и стог сена вдалеке покрыты снегом. Снег кажется нам голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо розовеет. Морозно. На дальнем плане мы видим темный лес.
По предложению педагога дети вновь высказывают свои впечатления от рассказа.
П е д а г о г. Мне тоже понравились рассказы которые составили ребята. Я рада, что вы умеет составлять рассказы по картинам. Это пригодится вам в школе.
3. Хороводная игра «Снежинки». Координация речи с движением, развитие подвижности, творческого воображения.
Педагог предлагает детям пройти в центр группового помещения и выполнить знакомое упражнение. Он напоминает, что выберет того, кто изобразит самую красивую «снежинку».
В вихре морозном снежинки несутся. Бегут на носочках по кругу, взмахивая Роем блестящим кружатся и вьются. руками.
Белыми пчелами вдруг обернутся, Кружатся на месте.
Мерзлой земли на минуту коснутся. Приседают.
Снова закружатся в пляске морозной, Кружатся на месте.
В небо взлетят как хрустальные звезды. Вновь бегут по кругу на носочках.
Н. Нищева
Педагог вместе с детьми выбирает самую красивую «снежинку».
4. Игровое упражнение «У Снежной королевы». Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса, навыка составления и чтения слова. Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Педагог предлагает детям сесть на ковер и кладет перед ними конверты с фрагментами букв, вырезанными из плотного глянцевого картона.
П е д а г о г. Представьте, что вы оказались во дворце Снежной Королевы.
Педагог заходит за ширму, накидывает белую накидку, надевает на голову белую корону, пудрит лицо белой пудрой.
П е д а г о г. Я отпущу вас только тогда, когда каждый из вас составит из льдинок, которые лежат в ваших конвертах, слово ЗИМА.
Дети достают из конвертов фрагменты букв и составляют слово.
П е д а г о г. Думаете я вас отпущу? Нет! Сначала вы ответите на мои вопросы и выполните мои задания. Прочитайте слово, которое вы составили.
Д е т и. Зима.
П е д а г о г. Сколько букв в этом слове?
Д е т и. В этом слове четыре буквы.
П е д а г о г. Сколько гласных букв в этом слове? Какие это буквы?
Д е т и. В этом слове две гласные буквы. Это буквы И, А.
П е д а г о г. Если в слове две гласных буквы, сколько же в нем слогов? Произнесите слово по слогам.
Д е т и. В этом слове два слога. Зи-ма.
П е д а г о г. И это еще не все. У меня еще есть задания. И если вы их не выполните, я вас заморожу.
5. Игровое упражнение «Разноцветные снежинки». Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Педагог рассыпает перед детьми синие, красные и зеленые снежинки.
П е д а г о г. У меня во дворце много чудес. Разноцветные снежинки – одно из них. Сосчитайте звуки в слове зима, дайте характеристику каждому звуку и выложите из разноцветных снежинок схему слова ЗИМА.
Дети выполняют задание.
П е д а г о г. Неужели все справились? Ну-ка расскажите. Как вы выполняли задание.
Д е т и. В слове ЗИМА всего четыре звука: [з’], [и], [м], [а]. Звук [з’]- мягкий согласный звук. Мы обозначили его зеленой снежинкой. Звук [и] – безударный гласный. Мы обозначили его красной снежинкой. Звук [м] – твердый согласный. Мы обозначили его синей снежинкой. Звук [а] – ударный гласный. Мы обозначили его красной снежинкой.
П е д а г о г. Что ж, у меня осталось последнее задание. Отгадайте мои загадки, и тогда я вас отпущу.
6. Отгадывание и толкование загадок. Развитие мышления и речи.
Дети сидят на ковре. Педагог стоит перед ними.
П е д а г о г. Вот первая загадка.
ЗапорОшила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Д е т и. Зима.
П е д а г о г. Как вы догадались?
Д е т и. Это она запорОшила дорожки снегом, украсила окошки морозными узорами, прокатила нас на санках.
П е д а г о г. Вторая загадка.
Летит – молчит.
Лежит – молчит.
Когда умрет,
Тогда заревет.
Д е т и. Это снег.
П е д а г о г. Как догадались?
Д е т и. Когда он тает, он превращается в воду, как будто плачет.
П е д а г о г. Ну, придется вас отпустить. Не справиться мне с вами.
Педагог уходит за ширму, снимает накидку и корону, вытирает лицо и возвращается к детям.
6. Окончание занятия. Подведение итога занятия. Оценка работы детей.
Дети встают.
П е д а г о г. Ну, что? Вам удалось вырваться из замка Снежной Королевы?
Д е т и. Да. Мы выполнили все ее задания.
П е д а г о г. Что вам было интересно делать сегодня?
Д е т и. Составлять слово из льдинок, делать звуковой анализ слова Зима разноцветными снежинками, отгадывать загадки.
П е д а г о г. А мне было интересно с вами!