Обучение составлению рассказа по картине В. М. Васнецова "Богатыри"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Формирование патриотических чувств в процессе обучения детей составлению рассказа по картине В. М. Васнецова "Богатыри"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya._sostavlenie_rasskaza_po_kartine_vasnetsova.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №26 «СКАЗКА»
607661 Нижегородская область город Кстово улица Жуковского дом 2
Тел. (83145) 2-83-92,
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
Тема: «Обучение составлению рассказа
по картине В. М.Васнецова «Богатыри»
(старшая группа)
Выполнила воспитатель
Капаева Елена Александровна
Г. Кстово
2022г.
Тема: «Обучение составлению рассказа по картине В. М.Васнецова «Богатыри».
Цель: формирование патриотических чувств в процессе обучения детей составлению рассказа по картине В. Васнецова «Богатыри».
Задачи:
- Обучающие: учить детей составлять рассказ по картине В. Васнецова «Богатыри» с использованием икт, мнемотехники, продолжать развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.
- Развивающая: продолжать развивать внимание, память, различные виды восприятия; расширять кругозор; расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
- Воспитательная: формировать чувство патриотизма, гордость за своих предков, воспитывать любовь и уважение к защитникам своей Родины, к её истории и культуре.
Активизация словаря: Русь, богатырь, имена богатырей, меч, щит, палица, кольчуга, шлем, копьё, лук, стрелы, былина, гусли, наручни, доспехи.
Методы и приёмы: организационный момент (сюрпризный стихотворение-загадка), разгадывание загадки, физкультминутка «Богатыри», игра «Собери богатыря в поход», чтение пословиц и поговорок, рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» и беседа по ней, рассказывание стихотворений наизусть, карточки для алгоритма составления рассказа.
Материалы и оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», карточки для алгоритма составления рассказа, ноутбук, проектор, запись отрывка и з Богатырской симфонии А. Бородина Симфония 2, песня «Богатырская сила», д/и «Собери богатыря в поход».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на данную тему, беседа о защитниках Руси, чтение сказок: «Финист-ясный сокол», А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», чтение былин: «Илья Муромец и Соловей - разбойник», « «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Как Добрыня богатырём стал», «Как Добрыня идолище победил», «Исцеление Ильи Муромца»
прослушивание музыкальных произведений героической тематики, рассматривание картин с изображением богатырей, их одежды, оружия, работа с пословицами и поговорками, разучивание стихотворения про богатырей, отгадывание загадок, просмотр презентации «Русские богатыри», знакомство с играми «Собери богатыря в поход», «Найди вещи для богатыря». Раскрашивание рисунков про богатырей. Беседы по картине В. Васнецова «Богатыри», создание и оформление пособия «Русские богатыри».
Содержание непосредственно – образовательной деятельности.
Воспитатель | Дети |
В руках у воспитателя находится свиток. - Ребята, из далекого прошлого нам прислали старинное, русское письмо, которое сворачивали в трубочку. Такое свёрнутое письмо называют свиток. (воспитатель раскрывает свиток) - Ребята, нам прислали загадку. Давайте её отгадаем. Силён, как вольный ветер могуч, как ураган Он защищает землю от злобных басурман! Он силой доброю богат, он защищает города Спасает бедных и детей, и стариков, и матерей. - Правильно. А как вы догадались, что это богатырь? - Ребята, а хотели бы вы совершить путешествие в далёкое прошлое на богатырскую заставу? Тогда закрывайте глаза и послушайте мелодию. (звучит отрывок из Богатырской симфонии А. Бородина Симфония №2 си минор, выставляется картина В. Васнецова «Богатыри» на проекторе). (дети открывают глаза) - Под славным городом под Киевом На тех на степях на днепровских Стояла застава богатырская, На заставе был богатырь Илья, Илья Муромец, сын Иванович… А и конь под Ильёй словно лютый зверь, А сам на коне, как ясный сокол! А и был на заставе Добрыня Никитич млад. И пошёл его добрый конь богатырский С горы на гору перескакивать, С холма на холмы перемахивать. А и был там Алёша Попович млад, Что из красна города из Ростова. - Ребята, о каких богатырях я сейчас рассказывала в былине? - Перед вами картина «Богатыри». Её нарисовал знаменитый, русский художник Виктор Васнецов. - Что они здесь делают? - Как изображены богатыри? - Ребята, а во что богатыри одеты? - Какое оружие взяли с собой богатыри? - А теперь посмотрите на коней. Какие они у богатырей? - А теперь, ребята, посмотрите на природу, на землю которая окружает богатырей. Как, вы, думаете, а чья это земля? Какая природа вокруг богатырей? Опишите её. - Ребята, что вы чувствуете, глядя на наших богатырей? Какие чувства испытываете, смотря на картину Васнецова? - Ребята, а как вы думаете, чтобы сказали нам богатыри, если бы мы с ними встретились? - Правильно. Молодцы! А чтобы быть сильными и выносливыми, как богатыри, надо тренироваться. Выходите на тренировку. (Физкультминутка «Богатырская наша сила», звучит музыка С. Намина «Богатырская сила»). (дети выполняют движения по тексту.). - Ребята, давайте поиграем? Предлагаю вам игру «Собери богатыря в поход». (Дети делятся на 3 группы, выбирают набор картинок, из которых они должны выбрать одежду, оружие для своего богатыря. Каждая группа выбирает богатыря. По окончанию работы, ребёнок из группы объясняет, кого они выбрали, какое оружие и почему). - А теперь, ребята, составим рассказ по картине В. Васнецова «Богатыри». Послушайте сначала мой рассказ, который я буду дополнять карточками. «Выехали в поле три богатыря – Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец на могучих, сильных конях. Богатыри одеты в доспехи: кольчуга, шлем. А в руках у них оружие: булава, щит, меч, стрелы. Богатыри сильные, бесстрашные, могучие, они защищали русский народ. Мне эта картина очень понравилась, мне бы очень хотелось быть похожей на богатырей». - А теперь вы сами попробуйте составить свой рассказ и вам помогут в этом «подсказки» - карточки. Кто первым хочет рассказать об этой картине? (выслушиваются ответы 3-4 детей). - Молодцы, ребята! Хорошие у вас рассказы. А чей рассказ вам понравился и почему? - Ребята, а может кто – нибудь знает и расскажет нам стихотворения про русских богатырей? (дети рассказывают стихотворения). - Ребята, но нам пора возвращаться обратно в нашу группу. Чтоб отправиться к нам в группу, Нужно вправо повернуться и глаза закрыть. До 5 вам посчитать. И дружно сказать: «Время, стоп! » - Ребята, где мы с вами побывали? Что видели? Что делали? - Что вам больше всего запомнилось с занятия? - Вы сегодня очень хорошо занимались. Составили интересные рассказы по картине В. Васнецова «Богатыри», собирали богатырей в поход. Ребята, давайте тоже, как и богатыри защищать, беречь свою землю, Родину. Благодарю вас за хорошую работу на занятии. Спасибо за ваши старания. | Это богатырь. Он сильный, защищает землю, Родину, людей. Да, хотели. Говорили об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче. Они стоят и выглядывают врагов, не наступают ли они на Родину, на Русь. Они изображены крупными, большими стоят все вместе, плечом к плечу. На них одета кольчуга-железная рубашка, шлем. Одежда защищает их от ударов стрел, меча. Они взяли с собой меч, щит, копьё, лук, колчан со стрелами, палица. Кони у них богатырские, сильные, могучие. У Ильи Муромца конь чёрный, у Добрыни Никитича-белый, а у Алёши Поповича-рыжий. Это наша, русская земля. Это Русь. Мы видим холмы, лес, луга, маленькие ёлочки перед богатырями растут, на небе тучи плывут, но на нём проглядывает солнце. Ответы детей. Картина вызывает чувство гордости, уверенности, что богатыри защитят Родину. Они сказали бы нам, любить и беречь свою Родину. Да. Ответы детей. Да. Ответы детей Ответы детей. |
Методическое сопровождение:
- Л. Кудрявцева «Художники. Виктор и Аполлинарий Васнецовы».
- Т. Н. Доронова. Изобразительное искусство. Пособие для детей 4-7 лет.
- В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. Книга для чтения в д/саду и дома: 5-7 лет. Пособие для воспитателей д/сада.
- Интернет – ресурс:
Пр.сод.: формировать представление о героическом прошлом русского
народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках Земли
Русской – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите
Кожемяке, Микуле Селяниновиче, воспитывать уважение к русским воинам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.
Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...
"Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
quot;Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются психологами, философами, педагогами, как узел, в котором сходятся все линии психического раз...
"Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
quot;Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...