Конспект Интегрированной непосредственно -образовательной деятельности по развитию речи Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пермякова Вера Николаевна

Конспект

Интегрированной непосредственно -образовательной

деятельности по развитию речи

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

 

Возрастная группа: Подготовительная с ТНР;

ФИО воспитателя: Пермякова Вера Николаевна

Тема: «Встречаем птиц»

Образовательная область: Интеграция образовательных областей (речевое развитие; физическое развитие, художественно-эстетическое развитие)

Цель: развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

Задачи:

  1. Учить самостоятельно придумывать окончание сказки.
  2. Продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту, используя слова и речевые обороты из текста.
  3. Развивать навыки, выразительной речи, через элементы театрализованной деятельности
  4.  активизировать словарь детей «потчует», «стряпает», выражения не солоно хлебавши», «дружба врозь», «как аукнется, так и откликнется»
  5. Закреплять названия знакомых сказок.
  6. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Предварительная работа: Чтение сказок, рассказов, стихов. Беседа по сказкам, пословицам, загадкам. Театрализация в совместной деятельности знакомых литературных произведений. Пересказ литературных произведений. Рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: План иллюстрации к сказке, книга сказка, ноутбук  маски журавля и лисы.

Ход занятия.

1. Организационный момент: Звучит музыка «В гостях у сказки»

Ребята вы слышите эту музыку?   (Да). Может кто-нибудь из вас знает, как она называется? Правильно «В гостях у сказки». Я не случайно включила для вас эту музыку, ведь сегодня я хочу поговорить с вами о сказках.

-Ребята, знаете ли вы сказки? (Да)

Сейчас проверим, в моей корзинке приготовлены загадки.

(Читаю загадки)

1. Появилась девочка в чашечке цветка.

И была   та девочка чуть больше ноготка.

В скорлупе ореха девочка спала

Какая же девочка в цветке жила?   (Дюмовочка)

 

2.О жадной старухе рассказ наш пойдет,

А жадность, ребята к добру не ведет

И кончится дело все тем же корытом,

Не новым, а старым конечно разбитым.   (Сказка о рыбаке и рыбке).

 

3. Ах, ты Петя, простота, сплаховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.     (Кот, петух и лиса).

 

4. На базар ушла их мама,
Ну, а деткам наказала
Никому не открывать,
Никому не отвечать…
А когда пришла обратно –
В доме не было ребяток.
Обманул их страшный зверь,
Надо их спасать теперь. (Волк и семеро козлят)

 

- Сказки вы знаете. Но сказок еще очень много, хотели бы вы познакомиться с новой сказкой? (Да).  В моей корзинке есть еще две загадки, в этих загадках зашифрованы герой той сказки, с которой мы сегодня познакомимся.

 

Длинноногий, длинношеий.

Длинноклювый, телом серый.

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек

Ловких попрыгушек (журавль)

 

Первого героя сказки разгадали, слушайте загадку про второго:

 

Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов?

 

Звучит музыка «В гостях у сказки»

-Зазвучала мелодия-это обозначает что вы правильно отгадали героев сказки, и сказка пришла к вам в гости, чтобы познакомиться, внимательно слушайте:

 

 

2.Чтение сказки «Лиса и журавль»

3Беседа по содержанию сказки.

Вопросы:

1. О чем говорится в этой сказке?

2. Какой вам представляется лиса в этой сказке? (Хитрой притворялась, что она вежливая и добрая, жадной)

3.Каким представлен Журавль? (обидчивый, умный ведь он понял, что лиса его обманывает, мстительный так как он не простил Лисе ее шалости и тоже наказал ее)

4.Какие ласковые обращения героев друг к другу вы услышали?

(куманек, кумушка голубушка)

5. Как вы думаете почему лиса позвала журавля в гости? (хотела подружиться).

6. Зачем она размазала кашу по тарелке? (что слизать самой)

7.Что приготовил журавль для лисы?

8. Почему лиса не смогла есть из кувшина?

9. Как вы думаете почему Журавль решил предложить угощение Лисе в кувшине?

10. Кто оказался хитрее?

11. Как вы думаете, умеют ли герои этой сказки дружить?

 

- В этой сказке было много интересных необычных слов. Давайте вспомним их:

 

4.Дидактическая игра «Скажи по-другому?»

Что означает слово «званный пир»? –пригласили, позвали на пир. Значит, пригласили, позвали на пир. («званный пир»)

-Что означает слово «потчует»? (Угощает, кормит, поит). Значит, угощает, кормит, поит это …(потчует).

-Что означает слово «стряпала»? (Пекла, варила, жарила, готовила). Значит, пекла, варила, жарила, готовила это (стряпала).

-Как вы понимаете выражение «не солоно хлебавши»? (Голодный, не сытый, не наевшийся). Значит голодный, не сытый, не наевшийся это... (не солоно хлебавши»?)

-Как вы понимаете выражение «дружба врозь» (поссорились, не дружат, не играют, ругаются, не общаются).  Значит поссорились, не дружат, не играют, ругаются, не общаются это. («дружба врозь»).

-Что означает выражение «Как аукнется, так и откликнется? (Как ты поступаешь с человеком, так и он с тобой. Если ты жадничаешь, значит и тебе не дадут). Значит, как говорят, когда поссорились?  (Дружба врозь).

 

5.Физ.минутка.

Шел журавль на охоту

Искал лягушку на болоте.

Ноги длинные поднимал,

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам,

Нет ее не тут не там.

Оглянулся, повернулся,

А затем домой вернулся.

 

6.- Немного отдохнули, а теперь послушайте сказку еще раз. Запоминайте внимательно последовательность сказки. После моего прочтения, вы сами попробуете рассказать эту сказку. (Повторное чтение)

Чтобы интереснее было пересказывать сказку, предлагаю пересказать ее по ролям.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

-ой ребята музыка зазвучала, что же она нам еще хочет сказать. Посмотрите, что это (достает маску Лисы и Журавля).

Замечательно, сказочная музыка предлагает вам не просто по ролям рассказать сказку, а превратиться в ее героев.

Предложить детям самим выбрать кто будет тем или иным героем, если дети смогут договориться предложить считалку: Раз, два, три, четыре, пять будешь в сказку ты играть!

-В помощь рассказчикам я приготовила картинки-подсказки.  (3 пары детей)

 

Спасибо рассказчикам. У вас получилось обыграть героев сказки.

 

-Ребята, ели бы вы были писателями, как бы вы закончили эту сказку (варианты детей)

 

 

  1. Лексическая работа.

 

Лиса хитрая, а журавль еще … (хитрее)

Кувшин высокий, а журавль еще … (выше)

Нос у журавля длинный, а дорога еще… длиннее

 

Ребята, у этой сказки есть другое название «Как аукнется, так и откликнется». Как вы думаете почему?

Правильно, недаром говорят: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой». Все должны жить дружно. Не хитрить, не обижать друг друга, не мстить, уметь прощать.

 

8. Итог занятия.

С какой новой сказкой мы сегодня познакомились? Ребята, как вы думаете у нас, получилось пересказать сказку. Что вам помогло? (опорные картинки или В.Н.)

Кому было трудно?

Кому вы расскажите об этой сказке?

 Чему вас научила эта сказка?

Сегодня вы меня порадовали всем спасибо!.

Получилось ли у нас придумать счастливое окончание сказки.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Ребята, снова звучит музыка, наверное, это обозначает что ваши пересказы ей очень понравились. Посмотрите.  (обращает внимание на раскраски) Нужно будет раскрасить их портрет. Спасибо!  Все вы молодцы!

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности с детьми  в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим

Тема: "Сельскохозяйственные профессии"

Цель познакомить детей с профессиями  фермера, доярки.

Задачи:

1. Систематизировать знания детей о сельскохозяйственных профессиях: фермер, доярка;

2. Расширять знания детей о труде в деревне;

3. Формировать познавательный интерес к людям сельскохозяйственных профессий пониманию того, что любая профессия важна и нужна.

4. Расширять словарный запас.

5. Воспитывать уважение к людям труда

Оборудование и материалы: Записи «Звуки деревни», картинки с работниками сельского хозяйства, загадки, видео материалы «Фермер», «Доярка»

Предварительная работа: Беседы и чтение художественной литературы про сельскохозяйственные профессии, рассматривание альбомов о профессиях.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, вчера, когда Вы все ушли домой, мне на телефон пришло необычное аудиосообщение, хотите его услышать?

Дети: хотим.

Воспитатель включает аудио звуки животных фермы.

Воспитатель:  На что это похоже?

Дети: это животные, корова, овца…

Воспитатель:  Как Вы думаете, кто мог прислать нам аудиосообщение?

Дети размышляют…

Мне кажется, что у этих животных встревоженный голос, может они просят нас о помощи? Предлагаю Вам, отправиться на ферму к этим животным и узнать, что у них произошло.

(Слайд животные фермы гуляют)

Воспитатель: Вот мы и на ферме, здесь гуляют животные, посмотрите внимательно, каких животных вы видите?

Дети: перечисляют

Воспитатель: Эти животные дикие, или домашние?

Дети: домашние.

Воспитатель: Как вы догадались, что это домашние животные?

Дети: За домашними животными ухаживают люди, они живут или в доме или рядом с домом, рядом  с человеком.

Воспитатель: Вы правы ребята, вот только, я не вижу, где же человек, который ухаживает за этими животными, почему они гуляют одни???

Наверно поэтому они прислали нам послание.

Воспитатель:  Но на ферме очень много животных, за ними нужен уход.  Кто знает, как называют профессию человека, который ухаживает за животными фермы?

Дети: фермер (дети садятся на стульчики)

Воспитатель:  Правильно, фермер. Предлагаю Вам узнать об этой замечательной профессии из познавательного видеосюжета (видео на 2 мин)

Воспитатель:  У фермера большое хозяйство: есть коровы, козы, овцы, свиньи, лошади, есть и домашняя птица. Фермеру нелегко управляться с большим количеством животных и птиц, поэтому вместе с ним на ферме работают его помощники.

Например, коров необходимо доить.  Доить корову не просто. Кто знает, как называется профессия человека, который доит корову? (доярка) показывает на слайде.

Профессия доярки зародилась давно. Раньше коров доили руками. Это было очень тяжело, ведь за целый день доярке необходимо было подоить много коров. Теперь с появлением новых технологий, коров доят с помощью доильного аппарата. (слайд с изображением).

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет, как доярка доит корову (видео)

- Доярки  надевают белые халаты, косынки и резиновые сапоги, это специальная одежда. Молоко, которое доярка надоила за рабочий день, отправляются в специальных контейнерах на заводы, где молоко перерабатывают, стерилизуют и изготавливают молочную продукцию.

Какие продукты из коровьего молока вы знаете?

Дети: масло, сыр, кефир, творог, ряженка, йогурт, мороженное…

Воспитатель: У каждой доярки свои коровы, у них у всех есть клички «Буренка», «Зорька», «Рыжуха», «Пеструшка». Доярки называют их ласково, как вы думаете почему?

- Животные тоже любят заботу и ласку, они знают свое имя, доярки разговаривают с коровами, говорят, что корова чувствует любовь доярки, и молоко ее становится еще вкуснее.

Воспитатель:  А Вы любите молоко? Давайте немного поиграем

Физкультминутка:

По трудились отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили

Подведение итогов занятия.

- Где мы сегодня с вами побывали?
- О каких профессиях сегодня говорили?
- Как вы думаете, легко ли работать на ферме? Почему?
- Пользуетесь ли вы результатами труда фермеров? Чем именно?

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно речевому развитию в подготовительной группе  с ТНР .

МКДОУ «Д/сад 17»

Воспитатель: Пермякова В.Н.

Тема: «Профессии»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели занятия: расширять и конкретизировать представления о профессиях людей, о значении их труда для общества.

Задачи:

- развивать представления детей о том, что такое профессия, о значении профессии в трудовой деятельности  в жизни человека.

- формировать обобщающее понятие «профессии»,

- учить образовывать существительные с помощью соединительного гласного «о» типа «лесоруб», «рыболов» и др.

- активизировать и расширять словарь по теме;

- развивать познавательные интересы;

- развивать мелкую моторику рук при выполнении различных приемов работы с пластилином: раскатывание, сплющивание.

- развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику;

- формировать сплочение детского колектива, повышать уровень игрового взаимодействия между детьми.

Воспитывать интерес и уважение труду взрослых разных профессий.

Материал и оборудование: мультимедийная презентация «Все профессии нужны, все профессии важны», компьютер, пластилин, стеки, доски, все атрибуты для проведения игры «Варим компот» (банки с крышками, ягоды из пластилина, сахар, немножко марганца, вода, ложечки и мисочки), книга «Профессии».

Предварительная работа: экскурсии в парикмахерскую, в медицинский кабинет, в магазин, беседа с детьми на темы: «Кем быть», «Профессии твоих родителей»; дидактические игры «Кому что?», «Четвертый лишний», сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры. Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть», Д. Родари «Чем пахнут ремесла».

Содержание:

Организационный момент:

  1. Ребята, что это за книга? Вы не знаете, откуда она, может ее кто-то принес? А как же она называется? Кто хочет прочитать? (Правильно, «Профессии»). Эта книга о профессиях, а о каких, мы сейчас с вами узнаем. Присаживайтесь на свои места.

Основная часть.

У всех взрослых людей есть профессии, и каждая из них интересна по своему: одни связаны с опасностью и приключениями, кто-то руководит, кто-то учит, кто-то строит, а кто-то выполняет приказы.

Вы скоро вырастите, станните большими и перед вами будет стоять выбор: кем быть? Какую выбрать профессию?

В. Что такое профессия?

Д. основная работа, дело, занятие, которым занимаются люди.

В. Зачем нужна профессия?

Д. Взрослые мамы и папы ходят на работу, зарабатывают деньги, стоят дома, лечат людей, водят машины и т. д .

В. Правильно ребята, люди работают тем, кем им нравится работать, заниматься тем, что у них лучше получается. Сегодня я предлагаю вам отправиться в интересный и увлекательный мир людей различных профессий

1.Упражнение « Доскажи словечко»(презентация) (Открываю книгу) Ребята, поможете мне прочитать книгу?

- В школе учит нас.. учитель, (слайд№1) строит здания..строитель.

Поезд водит… машинист, на гору карабкается.. альпинист.

Самолетом правит..летчик, картины рисует..художник.

Рыбу ловит нам.. рыбак, служит на море..моряк.

В такси катает нас…таксист,(слайд№2) на арфе играет нам..арфист.

Двор метлой подметает..дворник, а на уток охотится.. охотник.

Движение машин регулирует..регулировщик, а в цирке зверей дрессирует.. дрессировщик.

В космос летают ..космонавты, на музыкальных инструментах играют..музыканты.

Молодцы, ребята много названий профессий вы знаете, а хотите узнать новые названия профессий, которые вы еще, и не слышали?(да)

        2. Упражнение «Как будет называться профессия?»(слайд№3)

Лес рубит -.. лесоруб.

Рыбу ловит - ..рыболов.

Землю копает - ..землекоп.

Хлеб печет -..хлебопек.

Цветы разводит –.. цветовод.

Пчел разводит - .. пчеловод.

 А сейчас ещё раз повторим названия этих профессий. Молодцы, запомнили новые профессии?(да)

Устали, а сейчас немного отдохнем

                     Физкультминутка

Потрудились- отдохнём

Встанем глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

 Вправо, влево поворот.

Наклониться, прямо встать,

Руки вниз и в верх поднять

Руки плавно опустили.

 Всем улыбки подарили.

А что же дальше в нашей замечательной и интересной книге? Тут написано « Кому, что нужно для работы?»

 Ребята, а вы знаете, какие предметы нужны для работы людям разных профессий, вот сейчас мы проверим ваши знания.

3.Д/игра « Кому, что нужно для работы?»(слайд№4)

Все внимание на экран, что вы видите? Скажите кому эти предметы нужны и почему.

- Письма, газеты, журналы, посылка нужны… почтальону.(слайд№5)

- Аптечка, градусник, таблетки, капли, стетоскоп нужны..врачу(слайд6)

- Краски, кисточки, палитра, мольберт нужны…художнику(слайд7)

- Ткань, сантиметровая лента, нитки, иголки, швейная машинка нужны..швее(слайд8)

-  Кастрюли, тарелки, поварежка, ложки, плита нужны..повару(почему? Потому что повар варит еду в кастрюле на плите, мешает еду ложкой, накладывет поварежкой в тарелки )

4. Закрепление названия и представлений о профессии Повар. Игра «Варим компот»

Ребята, повторите, что делает повар? (варит вкусную еду, готовит разные блюда и напитки) Правильно, повар умеет  готовить много вкусных блюд, умеет печь торты и пироги. Повар есть и в детском саду, и в школе, в больнице, в кафе. Любой повар должен любить свою работу. Ведь если повар готовит с любовью, с удовольствием, то еда получается необыкновенно вкусной, питательной и, конечно полезной.

Я предлагаю вам сейчас стать  настоящими поварами, хотите? Мы сейчас с вами будем готовить компот. Какие компоты бывают? Педагог выставляет «банки с компотом» на доску. Если он приготовлен из яблок, то он..(яблочный, грушевый,  сливовый, вишневый, ассорти и др.) Какие компоты приготовил повар? (Дети называют прилагательные хором).

Кто-нибудь знает как приготовить компот?(Нет, но ничего я вам сейчас подскажу)

Компот готовят на зиму так: фрукты и ягоды тщательно моют, укладывают в  банки, засыпают сахаром, затем заливают горячий водой и закручивают плотно крышкой. Получается консервированные фрукты и ягоды,  которые могут хранится  долгое время. И он будет очень полезным, так как в нем есть витамины.

Сегодня мы с вами будем «консервировать» фрукты и ягоды. А чтобы у нас лучше получалось, мы немножко разомнем наши пальчики.

 Пальчиковая гимнастика «Будем мы варить компот».

Будем мы варить компот           (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот.      указательным пальцем правой руки «размешивают»

    Будем яблоки крошить,              (Загибают пальцы по одному, начиная с

Грушу будем мы рубить.             большого.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

Ребята, у вас на столах лежит пластилин. Я вам предлагаю слепить для нашего компота ягоды и фрукты. Ягоды и фрукты мы уже с вами лепили, поэтому работаем самостоятельно. Как только закончится музыка, вы останавливаетесь.

Звучит музыка, дети самостоятельно лепят ягоды и фрукты.

- Компоты могут быть не только из яблок, слив, груш, а могут быть из разных фруктов и ягод,  такой вид консервированных фруктов и ягод  называется ассорти. Мы с вами будем наполнять баночку разными плодами, чтобы он получился привлекательным.

Вот наши ягоды и фрукты  готовы. Вы поочереди кладете ягоды в банку. Затем мы насыпаем в банку сахар. А я заранее вскипятила воду, и сейчас буду заливать ягоды водой, осталось закрыть его крышкой, вот какой кампот у нас получился. Как мы с вами хорошо потрудились, молодцы, стали  настоящими поварами.        

Ребята, нам помогла сегодня эта замечательная книга, мы поставим ее на видное место и будем еще не раз к ней обращаться.

Профессий много на Земле,

Но выбирай, любя.

Решай мой друг, кем быть тебе,

Ведь, каждая из них важна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» в подготовительной группе

Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1.     Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собствен...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на материале русской народной сказки "ЛИСА И ЖУРАВЛЬ"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Задачи:1. Продолжать учить  детей пересказывать близко к тексту.2. Учить инсценировать сказку по ролям.3. Учить дет...

Конспект Интегрированной непосредственно -образовательной деятельности по развитию речи Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

КонспектИнтегрированной непосредственно -образовательной деятельности по развитию речи Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» Возрастная группа: Подготовительная с ТНР;ФИО ...

Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль».

Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1. Развивать слуховое внимание, учить отвечать на вопросы, направленные на умения устанавливать причинно-следственные связи...

Конспект ООД по развитию связной речи составление синквейна) Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль».

Конспект ООД по развитию связной  речи составление синквейна)   Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»....