Материалы на конкурс "Читающая мама-читающая страна" Номинация "Ушинскому 200 лет"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, сегодня бесспорна. И гуманизм, и коллективизм, и чувство собственного достоинства необходимо начать формировать в дошкольном возрасте.
Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы.
Через произведения художественной литературы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Поэтому очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdanou_ds_11konkursnaya_rabota_ushinskomu_200_let.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение
детский сад № 11
муниципального образования Кореновский район
Материалы на конкурс
"Читающая мама-читающая страна"
Номинация
"Ушинскому 200 лет"
Старший воспитатель: Ватутина Наталия Борисовна
Воспитатель: Королева Ирина Александровна
Семья Алексеева Романа
г. Кореновск
2023г
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, сегодня бесспорна. И гуманизм, и коллективизм, и чувство собственного достоинства необходимо начать формировать в дошкольном возрасте.
Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы.
Через произведения художественной литературы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Поэтому очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей страны.
Творчество К. Д. Ушинского – замечательного педагога – близко и понятно детям, поскольку его яркие произведения открывают им огромный мир, который они познают.
Все его рассказы: реалистические, научно-познавательные, а также сказки отличаются дидактикой и имеют педагогический характер.
Источником произведений К.Д. Ушинского является русский фольклор (это пословицы, поговорки, народные сказки и др.). Почему фольклор? Да ведь это те самые произведения, в которых заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям!
В каком возрасте стоит читать с детьми произведения К.Д. Ушинского?
Они написаны для детей дошкольного и самого младшего возраста. Тематика его произведений разнообразна, его произведения развивают кругозор ребят; тематика произведений приближена к детской жизни, а значит, они понятны и интересны детям. С художественной точки зрения во всех произведениях раскрывается познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность; язык близок к народному, а это значит – прост и доступен детскому восприятию.
В старшей группе рекомендуем проводить семейные чтения произведений К. Д. Ушинского.
Алексеева Надежда Александровна совместно с ребенком посещали центральную детскую библиотеку.
Совместно с мамой Алексеева Романа апробировали совместное проведение мероприятия по произведениям К. Д. Ушинского с включением дидактических и подвижных игр, и технологии ТРИЗ, которая позволяет развивать у детей фантазию, не стандартный подход к восприятию художественного произведения, развитие речи.
Так в старшей группе 2 Алексеева Надежда Александровна с подгруппой детей провела мероприятие. В разработке конспекта приняли участие воспитатель Королева Ирина Александровна и старший воспитатель Ватутина Наталия Борисовнаю
Конспект мероприятия в старшей группе 2 на тему «Не будь тороплив, а будь терпелив» по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»
Цель: Познакомить детей с содержанием сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать», продолжить развитие образного мышления, внимания, памяти, творчества, воспитывать умение слушать советы окружающих.
Задачи:
- Раскрыть содержание произведения;
- Учить детей выделять главную мысль сказки, развивать мышление, внимание, память, обогащать словарный запас;
Развивать творческие способности детей через использование приемов ТРИЗ.
- Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, вырабатывать индивидуальные способы безопасного поведения;
Воспитывать интерес к литературным сказкам.
Оборудование: портрет К.Д. Ушинского; книги, иллюстрации к сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»; маска петушка для народной игры «Горошина». Словарная работа:
- Что значит выражение «обождать» - подождать;
- «Зеленёхонькую» - зелёную ягоду;
- «Стала бить лихорадка» - заболел, поднялась высокая температура;
- «Насилу домой добрел» - кое-как дошёл до дома
Ход мероприятия:
1.Организационный момент. (Воспитатель)
Проходите милые дети!
Вы прекрасней всех на свете.
Мама тоже очень рада
Её поприветствовать вам надо!
-Добрый день! Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и к нашей маме повернитесь!
2.Введение в тему. ( Мама Алексеева Романа)
– Ребята, а вы любите сказки?
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
Сказка в двери к нам стучит
Скажем --сказка заходи.
Сегодня в гости к нам пришла сказка «Умей обождать». Написал сказку детский писатель К.Д. Ушинский. А о ком эта сказка, вы сейчас поймёте, отгадав мои загадки.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает.
(Петух)
Кто кудахчет целый день?
Ей в гнезде сидеть не лень.
Её жёлтые ребятки
Называются «цыплятки».
(Курица)
- Константин Дмитриевич Ушинский написал много поучительных рассказов. В жизни происходят веселые и грустные события.
- Помните, чем закончилось упрямство двух козликов?
- Многое зависит от поступков человека.
-Как избежать неприятностей? Об этом мы поговорим, когда познакомимся со сказкой К.Д. Ушинского «Умей обождать».
-Внимательно послушайте её и потом скажите, за какого героя вы больше переживали? Почему?
3. Чтение сказки. (Читает мама Алексеева Романа).
Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленёхонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! — кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло.
Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:
– Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.
Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.
Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.
4. Работа над содержанием сказки.
- Дети, о ком эта сказка?
- Как вел себя петушок?
- Кто ему давал советы?
- В какие истории попадал Петя? Почему?
- Чем все закончилось?
- Какая в сказке курочка? Почему вы так думаете?
- Почему погиб петушок?
Игра по технологии ТРИЗ «Хорошо – плохо» (болеть)
Ребята, а болеть – это хорошо или плохо?
Почему хорошо болеть? – лежишь, ничего не делаешь…
Почему плохо болеть? – пьешь горькое лекарство, делают уколы…
Мама Алексеева Романа подводит итог : "Совершенно верно, болеть очень плохо, потому что добавляются переживания у ваших родных и самое главное нельзя гулять и заниматься привычными делами".
«Переделываем сказку» Развитие мышления и воображения.
-Жалко петушка. Давайте переделаем сказку так, чтобы у нее был хороший конец. (Варианты окончания сказки предлагают дети).
А сейчас давайте встанем и поиграем.
Народная игра «Горошина».
По дороге Петя шёл
И горошину нашёл,
А горошина упала,
Покатилась и пропала.
Ох, ох, ох, ох!
Где-то вырастет горох?
(Дети стоят по кругу, «петушок» - внутри круга)
«Петушок» проходит около детей, высоко поднимая колени, размахивая руками - «крыльями». Останавливается около любого ребёнка, который становится «горошиной».
«Петушок» кружится на месте, а «горошина» пробегает через центр круга и прячется (присаживается на корточки) за любым ребёнком.
Все дети медленно присаживаются, а «горошина» встаёт, поднимает руки вверх, - «выросла».
Дети продолжают сидеть на корточках, а «петушок» ловит «горошину».
Рефлексия.
-С какой сказкой мы сегодня познакомились?
-Кто автор сказки?
-Какой совет дает автор петушку? (Умей обождать).
-Каким добрым качествам души еще нас учит сказка? (Курочка заботливая, любит своего братика.)
-Чтобы сохранить свое здоровье: «Не будьте торопливы, а будьте терпеливы».
Совместные чтения со своей мамой произведений К. Д. Ушинского позволит дошкольнику расширить знания и представления о своей родной стране, о своеобразии природы, воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. Разнообразная детская деятельность помогает детям обогатить творческое воображение (умение додумывать конец к сказке, сочинять короткие рассказы, при инсценировке произведений вносить фантазию и изобретательность), что имеет большое значение для дальнейшего обучения детей в школе.
Такие совместные мероприятия повысят педагогическую культуру родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи ребенка дошкольного возраста в рамках реализации муниципального социально - значимого проекта "Читающая мама - читающая семья"
Муниципальный социально - значимый проект "Читающая мама - читающая семья" был реализован с целью привития культуры семейного чтения, распространения положительного опыта семей и установления открытос...
Всероссийский конкурс "Читающая мама, читающая страна".
quot;Книжка для сына и дочки". Собственное Сочинение....
Конкурс "Читающая мама - читающая страна"
Конкурс проводился в смешанной возрастной категории. Рекомендации:- чтение отрывка по ролям (родитель с ребенком) не более 3 минут;- чтение мамы для ребенка не более 5 минут....
В рамках муниципального этапа краевого конкурса "Читающая мама-читающая страна" номинация "Русская культура в литературе" в нашем саду прошел в течение 6 недель творческий проект "Сказки Пушкина А.С."
Окончен творческий проект "Сказки А. С. Пушкина" с детьми подготовительных групп. Проведены тематические беседы, рисование и создание книги из детских рисунков по произведениям поэта, музыка...
Презентация «Читающая мама – читающая страна»
laquo;Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечнос...
Конкурсные материалы участников муниципального этапа краевого Конкурса «Читающая мама – читающая страна».
Номинация :«Читающая мама – Читающая страна»Тема : «Творчество К. И. Чуковского» в рамках проекта «Читаем вместе с мамой». автор: Надденная Олеся Николаевна...
Материалы для конкурса "Читающая мама -читающая страна"
Видео и презентация индивидуального проекта...