Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи

Использование мнемотехники  для развития связной речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

 «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Использование приемов мнемотехники  сегодня становится все более актуальным.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно.

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания.

Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Таким образом мы получаем мнемотаблицу.

Мнемотаблица  – это схема, в которую заложена определенная информация.

В процессе  реализации работы с дошкольниками в рамках речевого развития с использованием мнемотехнических приемов происходит развитие всех психических и познавательных процессов.

Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

С какого же возраста можно заниматься мнемотехникой?

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить  ребенка с мнемоквадратом. Изображение, которое нарисовано в  Мнемоквадрате,  обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше. Мнемотаблица содержит  больший объем информации. Количество картинок  не должно быть чрезмерным, так как это усложняет для ребенка восприятие любой информации. Максимально допустимое количество изображений не должно превышать 8-9 картинок.

Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый,  помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.

Детям старше можно давать черно – белые таблицы.

Последовательность работы с мнемотаблицами осуществляется в несколько этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы).

Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. 

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Заучивание стихотворений включает ряд этапов:

1. Сообщение педагога о предстоящем заучивании стихотворения, мотивация детей на выполнение данного задания.

2. Чтение стихотворения педагогом с использованием опорной схемы от 1 до 3 раз.

3. Вопросы к дошкольникам по содержанию прочитанного стихотворения.

4. Повторное чтение педагогом стихотворения с опорой на схему.

5. Совместное чтение стихотворения педагогом и дошкольниками, в процессе которого педагог начинает строку стихотворения, а дошкольники договаривают слова, обозначенные предметными картинками.

6. Хоровое и индивидуальное чтение стихотворение дошкольниками с опорой на схему (используется как в первый день заучивания, так и в последующие дни для закрепления).

7. Самостоятельное чтение стихотворения дошкольниками.

Составление рассказов.

Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. При составлении рассказа дети работают по готовой схеме.

1.Воспитатель предлагает детям прослушать рассказ, по ходу рассказа обращая их внимание на картинки-схемы.

2.После прослушивания предлагает детям объяснить, что обозначает каждая картинка.

3.После декодирования дети составляют рассказ по цепочке, самостоятельно.

Пересказ сказок.

Пересказу – принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок,  построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок») и далее переходим к более сложным.

Мнемотаблица помогает детям запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий.

1.Педагог медленно читает сказку вслух и рисует мнемотаблицу (или использует уже готовую). В мнемотаблице схематично, но узнаваемо для детей изображаются персонажи сказки, явления природы, некоторые действия.

2.  Несколько детей пересказывают сказку, используя мнемотаблицу.

После того, как дети тщательно изучат мнемотаблицу можно заменить картинку на графические символы. Например, изобразить елочку при помощи зеленого треугольника, а зайца – кружком серого или голубого цвета.

На примере сказки «Курочка Ряба» можно изготовить мнемотаблицы с постепенным усложнением в виде замены картинок на графические символы.

По мере усложнения заменяем все картинки на графические символы.

Отгадывание загадок:

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.

1. Воспитатель читает загадку.

2. Дети соотносят речевое описание предмета с его графическим изображением на картинках - символах. Если среди них находится предмет, являющийся отгадкой, ребенок говорит «Это про…». При этом он объясняет, почему он так думает.

И в заключении можно сделать следующие выводы:

Мнемотехника – это один из эффективных методов интегрированного обучения дошкольников.

В результате использования мнемотехники у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

     Словарный запас детей от пассивного (в основном) переходит в активный и обогащается   до уровня, необходимого ребенку в школе;

     Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: "Сочинение c детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б."

Мастер-класс был показан на ежегодной августовской конференции работников образования в 2015 - 2016 учебном году. Презентация иллюстрирует теоретическую часть....

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья о использование пиктограмм или опорных схем для занятий с детьми имеющих тяжелое нарушение речи общее недоразвитие речи...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Данный проект предназначен для работы педагогв, если в группе у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут рассказать литературное произведение....