Семинар-практикум для воспитателей «Современные игровые технологии по развитию речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно. Выделяют две формы связной речи-диалогическую, монологическую. Связная речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные игровые технологии по развитию речи дошкольников»

Слайд 2

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно . Выделяют две формы связной речи- диалогическую, монологическую. Связная речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Слайд 3

Ранний возраст Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку. (комплекс оживления) С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша - в сотрудничестве.

Слайд 4

Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 2 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. 2-3 года (фразовая речь, диалогическая) Возникает ситуативно-познавательная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Дети пользуются самой простой и естественной формой речи – диалогической. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы о помощи, ответы на вопросы взрослого, развивается словотворчество. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных .

Слайд 5

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы. 3-4 года (зачатки монологической речи) Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. Возникает описательная речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Слайд 6

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных. Дети всё ещё активно пользуются диалогической формой речи.

Слайд 7

Внеситуативно -познавательное общение со взрослым. Явным признаком являются вопросы ребёнка о предметах и явлениях физического мира (явлениях природы, жизни животных). Осваивается словарь, грамматический строй языка. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно расска­зать о событиях из собственной жизни, описать животных или заме­няющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картин­ке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Слайд 8

В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи. Детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование.

Слайд 9

5-6 лет Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ.

Слайд 10

6-7лет Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки. В связной речи: пересказывают знакомую сказку, короткий текст, стихотворения, составляют рассказ по картине и серии сюжетных картинок, рассказывают об увиденном или услышанном, спорят, рассуждают, высказывают мнение, убеждают товарищей.

Слайд 11

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Слайд 12

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь. Неспособность построить монолог. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи. Плохая дикция.

Слайд 13

Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Слайд 14

Игры для развития мелкой моторики Для развития мелкой моторики рук используют игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.) Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Можно использовать игры с использованием пуговиц. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Мозаика», «Найди пары одинаковых пуговиц», «Найди лишнюю пуговицу», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету», «Нарисуем пуговицу» ,«Печатаем узор» (пуговица-штамп.), Составление из пуговиц узоров на пластилине, «Бабочка», «Гусеница», «Волшебный цветок». Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений. Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи». Придумывание сказок и историй.

Слайд 15

Ниткография Вид арт-терапии, который является особенно эффективным для развития мелкой моторики рук. « Ниткография », « ниткопись ». Заматывание и разматывания клубочков (выкладывание из ниток разных фигурок: паучок, бабочка).

Слайд 16

Игры с манной крупой Исследования ученых показали, что манная крупа обладает свойством погашения негативной энергии. Она очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние. Играя с манкой, ребенок пропускает её между пальцев, вместе с потоком крупинок уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей. В процессе игры с манной крупой у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координация движений кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму. Благотворное влияние игры с манкой оказывают и на развитие речи и социально-коммуникативное развитие дошкольников, в частности на формирование навыков общения, на взаимодействие их между собой.

Слайд 18

Пальчиковый театр Большим интересом у детей пользуется пальчиковый театр. В центре по развитию речи живут покупные персонажи любимых сказок и те, которые изготовили дети своими руками из соленого теста. Уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. А также самодельный настольный театр на конусах.

Слайд 19

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.»

Слайд 20

Игра: «Похожие слова». Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации. Есть сладкое слово – конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть слово с окошком - вагон. Есть кислое слово – лимон! А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте! Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел). Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар). Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка). Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками. Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа). Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа). Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.

Слайд 21

Игра «Волшебная палочка» Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите. Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.

Слайд 22

Игра «Шкатулка со сказками» В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, по очереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку. Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.

Слайд 23

В образовательном процессе по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу уже со 2 младшей группы, воспитатели могут использовать различные игровые методы и приемы, дидактические упражнения в работе с детьми. Например: При рассматривании картины можно использовать игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его: «ОКОШКИ» Пособие. Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету. 1 вариант. Одно окошко (любой формы). 2 вариант. Число окошек по количеству объектов. Ход игры. - Кого (что) мы видим в окошках? Какая картина спряталась?

Слайд 24

«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА» Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу. Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.

Слайд 25

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики» Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Слайд 26

« Логоритмика » Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкальноречевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкальнодвигательных , осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики . Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий вдох, отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Слайд 27

«Обучение детей составлению творческих рассказов по картине» Авторы: Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины. Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине. первый тип: «текст реалистического характера» второй тип: «текст фантастического характера» Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом.

Слайд 28

«Технология обучения детей составлению сравнений» Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время. Модель составления сравнений: - воспитатель называет какой-либо объект; - обозначает его признак; - определяет значение этого признака; - сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Слайд 29

«Развитие диалогического общения» Автор: А.Г.Арушанова Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста, по мнению А.Г. Арушановой , являются диалог, творчество, познание, саморазвитие. Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.

Слайд 30

«Технология активизирующего обучения речи как средству общения» Автор: О.А.Белобрыкина Технология активизирующего обучения речи нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Слайд 31

« Синквейн » Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников. Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) – нерифмованное стихотворение из пяти строк. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем синквейн стали использовать в дидактических целях. Как эффективный метод он позволяет развивать образную речь. Синквейн – игровой прием. Его структура проста и доступна даже маленьким детям. Однако игру в синквейны лучше проводить со старшими дошкольниками. Их мыслительные, коммуникативные, речевые навыки и умения позволят им быстро освоить правила игры и почувствовать себя успешными. Чтобы научить детей составлять синквейн , воспитатель должен рассказать, из чего он состоит. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом стихе. В работе с детьми дошкольного возраста следует использовать дидактический синквейн . Он основывается не на фиксированном количестве слогов, а на заданных содержании и синтаксической структуре каждой строки.

Слайд 33

Семь преимуществ синквейна : 1. Помогает детям понять и запомнить новое содержание. Изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению. 2. Развивает коммуникативные и речевые навыки. Отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов. 3. Обогащает словарный запас. 4. Учит формулировать ключевую фразу (идею). 5. Подготавливает к краткому пересказу. 6. Совершенствует творческие и мыслительные способности. 7. Учит взаимодействовать со сверстниками, оценивать свои и чужие способности. Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему- либо.

Слайд 34

Отгадайте синквейн – загадку. 1…………..? 2.Добрый, трудолюбивый. 3.Заботится, учит, воспитывает. 4.Смастерил деревянную куклу. 5. Мастер на все руки.

Слайд 35

1…………? 2. Ласковый, добрый. 3.Поймал, отпустил, поклонился. 4.Старик выполняет приказы старухи. 5.Простофиля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников

В презентации представлены игровые технологии развития речи дошкольников...

Мастер - класс для воспитателей "Современные игровые технологии в развитии речи детей с речевыми нарушениями

Отклонения в речевом развитии детей спонтанно не преодолеваются, они требуют от  педагогов  (в том числе от родителей ребёнка) специально организованной  работы по их коррекции, где одн...

Мастер-класс для воспитателей "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Целью мастер-класса является повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционны...

Консультация для воспитателей «Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста»...