Консультация для педагогов "Речь воспитателя"
консультация по развитию речи
Консультация "Речь воспитателя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 24.97 КБ |
konsultatsiya_rech_vospitatelya.pptx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду»
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, позволяющий использовать средства языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом).
Речь – это процесс общения людей между собой.
Речь – визитная карточка, поскольку, от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Для того чтобы речь детей развивалась успешно, нужна развивающая речевая среда.
Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, речь людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т. д. Но для маленького ребенка дошкольного возраста речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей и педагогов детского сада. Подражая им, малыш перенимает все тонкости построения фраз, интонации, темпа и мелодики речи, употребления слов.
Многие выдающиеся люди развили свои языковые способности и литературный дар под влиянием тех взрослых, с которыми они общались в детстве. Вспомним поэтическую речь Арины Родионовны – няни А. С. Пушкина. А литературные способности М. Горького? Они развились у писателя под воздействием бабушки. Он писал о бабушке: «Говорила она, как-то особенно напевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации педагога в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь детей. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет лучше готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками.
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее. 1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего – в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребенка с воспитателем. 2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Речь воспитателя должна быть :
1) грамматически правильно построенной, связной;
2) с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
3) должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
4) должна быть интонационно выразительной; доступной для понимания;
6) с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Требования к речи педагога
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др)., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Некоторые недочеты речи педагога:
- торопливость речи (ускоренный темп делает ее смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
- невнятность произношения;
-монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
-повышенная громкость голоса (переходящая в крик). При необходимости (шум в группе напр.) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
-неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- нарушения в лексико – грамматическом оформление;
- употребление в речи слов – паразитов;
- небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
- побуквенное произнесение некоторых слов:
Говорят его (нужно говорить «ево»),
сегодня (нужно говорить «севодня»)
моего (нужно говорить «моево»)
счастье (нужно говорить «щастье») и т. д.
Интересно, что по поводу слова что (што) было много споров, и сейчас разрешается оба варианта произношения.
- речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем, оканьем и др.;
- произнесение слов с неправильным ударением
Примеры:
Правильное ударение выделено заглавной буквой.
ЗвонИм (звонИт);
ТОрты;
ДремОта;
БаловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется;
ДосУг;
ПредложИть (предложЕние);
КрасИвее;
МесяцАми (по месяцАм);
АлфавИт;
ВорОта (к ворОтам);
ЗавИдно,
НачалсЯ, началАсь, началОсь ;
КУхонный;
МЕльком;
ШофЁр;
УглубИть;
ОсвЕдомиться;
ХозЯева;
ЦепОчка;
СтолЯр;
ЩавЕль;
ДоговОр;
Искра;
КаталОг;
ТанцОвщица;
ПЕтля;
СвЕкла;
СвекОльный;
ШАрфы;
БАнты;
ГербЫ
ЖалюзИ;
СлИвовый;
ТУфля;
ЧЕрпать;
МизЕрный;
ОблегчИть;
РефлЕксия;
МастерскИ;
ПремирОвать;
ПремирОванный
ПосОлишь суп;
Толкнуть ЛОктем;
Резать НОжницами;
Найти СрЕдства;
Встреча директорОв;
Попытка предпринятА;
Я сегодня занятА;
ПринУдить к разговору;
Они прАвы
Что еще нужно запомнить: как правильно говорить?
• Пара чулок, пара сапог, пара гетр, пара носков, пара валенок,
• Килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, помидоров, вафель (Не вафлей)
• Возьми из кухни (возьми с кухни – ошибка)
• Клади (неправильно – «ложь»)
• Ляг (неправильно – «ляжь»)
Очень часто педагоги обращаются к детям употребляя глагол в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!»,
«Встали, плечи расправили. Руки вверх. Делаем зарядку».
Это недопустимо – это грубая речевая ошибка.
К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени:
«Встань, пожалуйста, и иди умываться».
«Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку».
Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «джинсы», «лосины», «бриджи».
Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: «берет», «ушанка», «кепка», «панама», «шляпка», «бейсболка» и т. д.
(Это полезно и для интеллекта, и для речи ребенка)
- неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
- частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (ручки ,ножки, дорожка, машинка, ротик, кашка, чашечка, ложечка, вилочка, карандашик и т. п. Танечка вымой ручки, Катенька убери чашечку со столика);
- засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит, как бы, на самом деле, типа, это — (они делают речь смешной, разорванной, несвязной). Л. В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.
Вот что получается…
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Нам часто кажется, что дети не обращают внимания на наши слова. Но это не так.
- в общении с детьми постарше подлаживание под речь детей;
- использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.
Таким образом, работая с детьми воспитатель должен обратить внимание на следующее:
1) правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;
2) иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;
3) использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
4) стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
5) в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
6) связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);
7) речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).
Педагог – воспитатель обязан владеть культурой речи. Так как она свидетельствует об его эрудиции , интеллекте, этике, воспитании. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь один из видов коммуникативной деятельности человека, позволяющий использовать средства языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом)
Речевая среда Это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, мультфильмы, речь людей в транспорте, магазине , на улице и т.д.
Для маленького ребенка дошкольного возраста Речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей и педагогов детского сада
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - игра для воспитателей на тему :" Задачи поисковой деятельности дошкольников по возрастным группам". Составила Зайцева Татьяна Ивановна, воспитатель МБДОУ ДСКВ№12\
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....
Консультация - памятка для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»
Консультация - памятка для воспитателей...
Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, в...
Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ
Консультации для педагогов (воспитателей)Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированн...
Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя ...
Консультация для младших воспитателей ДОУ: «Роль младшего воспитателя в воспитательно – образовательной работе с детьми»
Консультация для младших воспитателей ДОУ: «Роль младшего воспитателя в воспитательно – образовательной работе с детьми»...
Консультация для младших воспитателей ДОУ "Взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей в ДОУ"
Консультация для младших воспитателей ДОУ "Взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей в ДОУ".Данная консультация раскрывает отличи...