Консультация для педагогов "Речь воспитателя"
консультация по развитию речи
Консультация "Речь воспитателя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.97 КБ |
![]() | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду»
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, позволяющий использовать средства языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом).
Речь – это процесс общения людей между собой.
Речь – визитная карточка, поскольку, от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Для того чтобы речь детей развивалась успешно, нужна развивающая речевая среда.
Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, речь людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т. д. Но для маленького ребенка дошкольного возраста речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей и педагогов детского сада. Подражая им, малыш перенимает все тонкости построения фраз, интонации, темпа и мелодики речи, употребления слов.
Многие выдающиеся люди развили свои языковые способности и литературный дар под влиянием тех взрослых, с которыми они общались в детстве. Вспомним поэтическую речь Арины Родионовны – няни А. С. Пушкина. А литературные способности М. Горького? Они развились у писателя под воздействием бабушки. Он писал о бабушке: «Говорила она, как-то особенно напевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации педагога в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь детей. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет лучше готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками.
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее. 1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего – в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребенка с воспитателем. 2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Речь воспитателя должна быть :
1) грамматически правильно построенной, связной;
2) с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
3) должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
4) должна быть интонационно выразительной; доступной для понимания;
6) с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Требования к речи педагога
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др)., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Некоторые недочеты речи педагога:
- торопливость речи (ускоренный темп делает ее смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
- невнятность произношения;
-монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
-повышенная громкость голоса (переходящая в крик). При необходимости (шум в группе напр.) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
-неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- нарушения в лексико – грамматическом оформление;
- употребление в речи слов – паразитов;
- небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
- побуквенное произнесение некоторых слов:
Говорят его (нужно говорить «ево»),
сегодня (нужно говорить «севодня»)
моего (нужно говорить «моево»)
счастье (нужно говорить «щастье») и т. д.
Интересно, что по поводу слова что (што) было много споров, и сейчас разрешается оба варианта произношения.
- речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем, оканьем и др.;
- произнесение слов с неправильным ударением
Примеры:
Правильное ударение выделено заглавной буквой.
ЗвонИм (звонИт);
ТОрты;
ДремОта;
БаловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется;
ДосУг;
ПредложИть (предложЕние);
КрасИвее;
МесяцАми (по месяцАм);
АлфавИт;
ВорОта (к ворОтам);
ЗавИдно,
НачалсЯ, началАсь, началОсь ;
КУхонный;
МЕльком;
ШофЁр;
УглубИть;
ОсвЕдомиться;
ХозЯева;
ЦепОчка;
СтолЯр;
ЩавЕль;
ДоговОр;
Искра;
КаталОг;
ТанцОвщица;
ПЕтля;
СвЕкла;
СвекОльный;
ШАрфы;
БАнты;
ГербЫ
ЖалюзИ;
СлИвовый;
ТУфля;
ЧЕрпать;
МизЕрный;
ОблегчИть;
РефлЕксия;
МастерскИ;
ПремирОвать;
ПремирОванный
ПосОлишь суп;
Толкнуть ЛОктем;
Резать НОжницами;
Найти СрЕдства;
Встреча директорОв;
Попытка предпринятА;
Я сегодня занятА;
ПринУдить к разговору;
Они прАвы
Что еще нужно запомнить: как правильно говорить?
• Пара чулок, пара сапог, пара гетр, пара носков, пара валенок,
• Килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, помидоров, вафель (Не вафлей)
• Возьми из кухни (возьми с кухни – ошибка)
• Клади (неправильно – «ложь»)
• Ляг (неправильно – «ляжь»)
Очень часто педагоги обращаются к детям употребляя глагол в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!»,
«Встали, плечи расправили. Руки вверх. Делаем зарядку».
Это недопустимо – это грубая речевая ошибка.
К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени:
«Встань, пожалуйста, и иди умываться».
«Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку».
Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «джинсы», «лосины», «бриджи».
Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: «берет», «ушанка», «кепка», «панама», «шляпка», «бейсболка» и т. д.
(Это полезно и для интеллекта, и для речи ребенка)
- неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
- частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (ручки ,ножки, дорожка, машинка, ротик, кашка, чашечка, ложечка, вилочка, карандашик и т. п. Танечка вымой ручки, Катенька убери чашечку со столика);
- засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит, как бы, на самом деле, типа, это — (они делают речь смешной, разорванной, несвязной). Л. В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.
Вот что получается…
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Нам часто кажется, что дети не обращают внимания на наши слова. Но это не так.
- в общении с детьми постарше подлаживание под речь детей;
- использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.
Таким образом, работая с детьми воспитатель должен обратить внимание на следующее:
1) правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;
2) иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;
3) использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
4) стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
5) в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
6) связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);
7) речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).
Педагог – воспитатель обязан владеть культурой речи. Так как она свидетельствует об его эрудиции , интеллекте, этике, воспитании. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь один из видов коммуникативной деятельности человека, позволяющий использовать средства языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом)
Речевая среда Это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, мультфильмы, речь людей в транспорте, магазине , на улице и т.д.
Для маленького ребенка дошкольного возраста Речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей и педагогов детского сада
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-420064-1394912269.jpg)
Консультация - игра для воспитателей на тему :" Задачи поисковой деятельности дошкольников по возрастным группам". Составила Зайцева Татьяна Ивановна, воспитатель МБДОУ ДСКВ№12\
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/27/picture-716480-1448604958.jpg)
Консультация - памятка для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»
Консультация - памятка для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-199470-1611594315.jpg)
Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, в...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-477799-1410109126.jpg)
Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ
Консультации для педагогов (воспитателей)Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/07/picture-888915-1694056428.jpg)
Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-571612-1422033171.jpg)
Консультация для младших воспитателей ДОУ: «Роль младшего воспитателя в воспитательно – образовательной работе с детьми»
Консультация для младших воспитателей ДОУ: «Роль младшего воспитателя в воспитательно – образовательной работе с детьми»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-608547-1634965778.jpg)
Консультация для младших воспитателей ДОУ "Взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей в ДОУ"
Консультация для младших воспитателей ДОУ "Взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей в ДОУ".Данная консультация раскрывает отличи...