Тема: « Идёт зима-волшебница.»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Лексический материал: стихи, загадки, дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
idyot_volshebnitsa_zima.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Идёт зима-волшебница.»
Задачи:
Систематизация и общение представлений о типичных зимних явлениях в неживой и живой природе.
Способствовать детям в составлении творческих рассказов.
Развитие внимания, логического мышления, памяти.
Способствовать обогащению активного словаря детей.
*****
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
А.С .Пушкин.
*****
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
С. Есенин.Т
ВЬЮГА
Bьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
Потрудись, кузнец-мороз,
Скуй ты нам сегодня
Ожерелье для берез
К ночи новогодней!
С. Маршак.
*****
Купили мне матроску,
И папа мне сказал:
— Сегодня мы на елку
Пойдем в огромный зал.
Я был в матроске новой
Похож на моряка.
В огромном зале елка
Почти до потолка.
Серебряные рыбки,
Блестящи и легки,
Качаются на ветках,
Расправив плавники.
Внизу под этой елкой
Сидел большой медведь,
Мне все на этой елке
Хотелось разглядеть.
Тетя незнакомая
Ко мне подходит вдруг,
Кричит веселым голосом:
— Ребята, встаньте в круг!
Сейчас наденем маски!
Сейчас начнутся пляски!
Я плясал и прыгал
С ребятами в кругу!
Потом сказал ребятам:
— Я к елке побегу!
Пойду рукой потрогаю
Блестящего жука! —
А тетя незнакомая
Кричит издалека:
— Теперь снимайте маски,
Теперь кончайте пляски!
Сюда приехал сказочник,
Он нам расскажет сказки! —
Сказка длинная была,
Про то, как жил козленок,
Как он по полю гулял,
По траве зеленой,
Как потом его в лесу
Забодали волки.
Я стоял так далеко,
Что не видел елки.
Я только на верхушке
Увидел полхлопушки!
— Теперь,— сказала тетя,—
Идем скорей к Петрушке.
А мне на эту елку
Хотелось поглядеть.
Внизу под этой елкой
Сидел большой медведь.
— Теперь,— сказала тетя,—
Мы будем песни петь.—
Мы пели «Волга-Волга»…
Мы пели долго, долго…
Потом мне дали яблоко
И желтый леденец.
Потом сказала тетя,
Что празднику конец.
Я в большой передней
Долго одевался,
А потом обратно
В коридор пробрался
И оттуда в щелочку
Рассмотрел всю елочку.
А. Барто.
Загадки о зиме
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)
Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. ( Иней)
Только выпали снежинки,
Побежал я по тропинке,
Проработав целый день,
Намела гору метель.
А за мной они бегут,
Весь маршрут мой выдают. (Следы на снегу)
Что за горка?
Как зовётся?
Вам ответить мне придётся. (Сугроб)
Не пускает за порог,
Бьет, кусает, валит с ног.
Это холоду подруга –
Белая и злая …
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы. (Санки)
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их… (Рукавички)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло!
Скользко, весело, светло! (Лёд.)
Не умеет он играть,
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей,
Кто же этот чародей? (Мороз)
Сердитый дворник у ворот
Метлою белою метёт.
Всю ночь работал до утра,
А снегу больше, чем вчера. (Метель)
На форточках картинки
Из белой паутинки. (Ией)
В тулупе с красным кушаком
И с замечательным мешком. (Дед Мороз)
По ледяной дорожке
Бегут стальные ножки. (Коньки)
У неё все ветки
Праздничной расцветки. (eлка)
Две палки, две дощечки.
Катайтесь, человечки! ( лыжи)
Она в серебро с жемчугами одета
Волшебная внучка волшебного деда. ( Снегурочка)
Тащим их на горку,
Чтоб устроить гонку. ( Сани)
Сколько раз пробьют часы,
Если сдвинуты усы? (12 раз.)
Полетают в небесах
И растают на носах. ( снежинки)
С метёлкой, в шляпе из ведра
Директор зимнего двора. ( Снеговик)
Дидактические игры:
«Подбери признак к предмету»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Зима (какая?) - белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, красивая, сказочная, чудесная, блестящая.
Лед (какой?) - прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий.
Мороз (какой?) - сильный, трескучий, пронизывающий.
Снег (какой?) - белый, рыхлый, рассыпчатый, пушистый, холодный, влажный, мокрый, липкий, грязный, серебристый
«Подбери предмет к признаку»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Снежный - ком, дом, колобок
Снежная - полоса, постройка, баба
Снежные - заносы, постройки, дома, кучи.
Снежное - поле,
«Как!»
Цель: учить ребенка давать качественную оценку совершающихся действий, отвечая на вопрос как?
Ход игры: предложите ребенку продолжить вашу фразу.
«Самолет летит быстро, а воробей … (медленно).
Санки по полю едут медленно, а с горки … (быстро).
Птицы летом поют много, а зимой … (мало).
Птицы летом поют громко, а зимой … (тихо).
Животным летом в лесу тепло, а зимой … (холодно).
Ежику в норке тепло, а зайцу под кустиком … (холодно).
Летом в лесу корма много, а зимой … (мало)».
«Кто что делает?»
Цель: учить ребенка подбирать имена существительные к названным действиям.
Ход игры: произнесите предложение, и попросите ребенка исправить ошибку.
«Собака рисует», ( Девочка.)
«Девочка спит в берлоге. (Медведь.)
Мама зимой по лесу бегает. (Заяц.)
Бабушка расстелила по земле большой белый ковер и спрятала под ним от мороза зверей. (Зима.)
Детки прилетели к нам зимой во двор. (Птицы.)
Дедушка катается с горки на санках. (Ребенок.)»
«Лишнее слово»
Цель: развитие слухового внимания, обогащению словаря и уточнению значения слов.
Ход игры: объясните ребенку, что сейчас вы будете произносить слова, а его попросите называть лишнее слово и объяснить свой выбор.
Шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки. (Сапоги - обувь.)
Зима, весна, лето, осень, ноябрь. (Ноябрь - месяц.)
Белка, заяц, медведь, синица, еж. (Синица - птица.)
Еж, белка, заяц, лиса, рыба. (Рыба.)
Шуба, шарф, панама, варежки, шапка-ушанка. (Панаму носят летом.)
«Объясни»
Цель: пополнение словарного запаса, уточнение значения слов; развитие мышления.
Ход игры: называйте ребенку поочередно словосочетания и просите объяснить, что они означают.
Земля - как белый пушистый ковер.
Зима - веселое время года.
Снежное пальтишко лежит на плечах.
У нее иголки зимой в серебре.
И превратились лужицы в холодное стекло.
Как розовые яблоки, на ветках снегири.
Пальчиковые игры:
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять (Имитировать лепку комков)
.
Бабу снежную лепили.
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)
Вечер приближается (разведите руки в стороны),
Вьюга начинается (покачайте
над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)
Щиплет щеки, щиплет нос
(пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается
Темнота сгущается. (сжать и разжать кулаки)
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по рисовании Тема: «Зима - волшебница»
Конспект НОД по рисовании...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: "Зима-волшебница"
Учить видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Составление рассказа"Зима-волшебница""
Данный конспект поможет воспитателям научить детей старшего дошкольного возраста составлять по опорным словам и картинкам короткий рассказ о зиме, дидактические задания будут способствовать развитию с...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе. Тема: «Зима - волшебница»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14845065","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Лексическая тема "Зима-волшебница"
Материал предназначен для закрепления темы "Зима"...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе на тему: « Зима-волшебница».
Цели:-обобщить знания о зиме-учить видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности....
Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми по развитию музыкальной деятельности в старшей группе 5-6 лет Тема: «Зима-волшебница»
Количество детей: 22 человека.Тип деятельности ООД: Тематическое.Форма организации ООД: Групповая.Цель: развитие музыкальных способностей через создание игровых ситуаций у детей старшего дошкольного в...