Тема: « Идёт зима-волшебница.»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Михеева Эльвира Эдуардовна

 Лексический материал: стихи, загадки, дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idyot_volshebnitsa_zima.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Идёт зима-волшебница.»

Задачи:
 Систематизация и общение представлений о типичных зимних явлениях в          неживой и живой природе.
Способствовать детям в составлении творческих  рассказов.
Развитие внимания, логического мышления, памяти.
Способствовать обогащению активного словаря детей.


      *****
Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.
                                            А.С .Пушкин.

      *****
Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.
                                    С. Есенин.Т

ВЬЮГА

Bьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.

Потрудись, кузнец-мороз,

Скуй ты нам сегодня

Ожерелье для берез

К ночи новогодней!
                               С. Маршак.

            *****

Купили мне матроску,

И папа мне сказал:

— Сегодня мы на елку        

Пойдем в огромный зал.

Я был в матроске новой

Похож на моряка.

В огромном зале елка

Почти до потолка.

Серебряные рыбки,

Блестящи и легки,

Качаются на ветках,

Расправив плавники.

Внизу под этой елкой

Сидел большой медведь,

Мне все на этой елке

Хотелось разглядеть.

Тетя незнакомая

Ко мне подходит вдруг,

Кричит веселым голосом:

— Ребята, встаньте в круг!

Сейчас наденем маски!

Сейчас начнутся пляски!

Я плясал и прыгал

С ребятами в кругу!

Потом сказал ребятам:

— Я к елке побегу!

Пойду рукой потрогаю

Блестящего жука! —

А тетя незнакомая

Кричит издалека:

— Теперь снимайте маски,

Теперь кончайте пляски!

Сюда приехал сказочник,

Он нам расскажет сказки! —

Сказка длинная была,

Про то, как жил козленок,

Как он по полю гулял,

По траве зеленой,

Как потом его в лесу

Забодали волки.

Я стоял так далеко,

Что не видел елки.

Я только на верхушке

Увидел полхлопушки!

— Теперь,— сказала тетя,—

Идем скорей к Петрушке.

А мне на эту елку

Хотелось поглядеть.

Внизу под этой елкой

Сидел большой медведь.

— Теперь,— сказала тетя,—

Мы будем песни петь.—

Мы пели «Волга-Волга»…

Мы пели долго, долго…

Потом мне дали яблоко

И желтый леденец.

Потом сказала тетя,

Что празднику конец.

Я в большой передней

Долго одевался,

А потом обратно

В коридор пробрался

И оттуда в щелочку

Рассмотрел всю елочку.
                                     А. Барто.


Загадки о зиме

Снег на полях,

Лед на водах,

 Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Он пушистый, серебристый,

 Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.   (Снег)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

 Радость детям подарила

И на санках прокатила.  (Зима)

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке.  (Снежинки)

Не снег, не лед, а серебром деревья уберет.  ( Иней)

Только выпали снежинки,
Побежал я по тропинке,

 Проработав целый день,
Намела гору метель.

А за мной они бегут,
Весь маршрут мой выдают. (Следы на снегу)

Что за горка?
Как зовётся?
Вам ответить мне придётся. (Сугроб)

Не пускает за порог,

Бьет, кусает, валит с ног.

 Это холоду подруга –

 Белая и злая …

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

 Помчались с горы.  (Санки)

Едва повеяло зимой,

 Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички,

 Зовут их…     (Рукавички)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло!  (Лёд.)

Не умеет он играть,

 А заставит танцевать,

Нарумянит всех людей,

Кто же этот чародей?     (Мороз)

Сердитый дворник у ворот

 Метлою белою метёт.

 Всю ночь работал до утра,

 А снегу больше, чем вчера.   (Метель)

На форточках картинки

 Из белой паутинки.  (Ией)

В тулупе с красным кушаком

И с замечательным мешком. (Дед Мороз)

По ледяной дорожке

Бегут стальные ножки. (Коньки)

У неё все ветки

 Праздничной расцветки. (eлка)

Две палки, две дощечки.

Катайтесь, человечки! ( лыжи)

Она в серебро с жемчугами одета

Волшебная внучка волшебного деда. ( Снегурочка)

Тащим их на горку,

Чтоб устроить гонку. ( Сани)

Сколько раз пробьют часы,

Если сдвинуты усы? (12 раз.)

Полетают в небесах

И растают на носах. ( снежинки)

С метёлкой, в шляпе из ведра

Директор зимнего двора. ( Снеговик)

Дидактические игры:

«Подбери признак к предмету»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Зима (какая?) - белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, красивая, сказочная, чудесная, блестящая.

Лед (какой?) - прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий.

Мороз (какой?) - сильный, трескучий, пронизывающий.

Снег (какой?) - белый, рыхлый, рассыпчатый, пушистый, холодный, влажный, мокрый, липкий, грязный, серебристый

 «Подбери предмет к признаку»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Снежный - ком, дом, колобок

Снежная - полоса, постройка, баба

Снежные - заносы, постройки, дома, кучи.

Снежное - поле,

 «Как!»

Цель: учить ребенка давать качественную оценку совершающихся действий, отвечая на вопрос как?

Ход игры: предложите ребенку продолжить вашу фразу.

 «Самолет летит быстро, а воробей … (медленно).

 Санки по полю едут медленно, а с горки … (быстро).

 Птицы летом поют много, а зимой … (мало).

 Птицы летом поют громко, а зимой … (тихо).

 Животным летом в лесу тепло, а зимой … (холодно).

 Ежику в норке тепло, а зайцу под кустиком … (холодно).

 Летом в лесу корма много, а зимой … (мало)».

 «Кто что делает?»

Цель: учить ребенка подбирать имена существительные к названным действиям.

Ход игры: произнесите предложение, и попросите ребенка исправить ошибку.

 «Собака рисует», ( Девочка.)

«Девочка спит в берлоге. (Медведь.)

Мама зимой по лесу бегает. (Заяц.)

 Бабушка расстелила по земле большой белый ковер и спрятала под ним от мороза зверей. (Зима.)

 Детки прилетели к нам зимой во двор. (Птицы.)

 Дедушка катается с горки на санках. (Ребенок.)»

 «Лишнее слово»

Цель: развитие слухового внимания, обогащению словаря и уточнению значения слов.

Ход игры: объясните ребенку, что сейчас вы будете произносить слова, а его попросите называть лишнее слово и объяснить свой выбор.

 Шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки. (Сапоги - обувь.)

 Зима, весна, лето, осень, ноябрь. (Ноябрь - месяц.)

 Белка, заяц, медведь, синица, еж. (Синица - птица.)

 Еж, белка, заяц, лиса, рыба. (Рыба.)

 Шуба, шарф, панама, варежки, шапка-ушанка. (Панаму носят летом.)

 «Объясни»

Цель: пополнение словарного запаса, уточнение значения слов; развитие мышления.

 Ход игры: называйте ребенку поочередно словосочетания и просите объяснить, что они означают.

Земля - как белый пушистый ковер.

Зима - веселое время года.

Снежное пальтишко лежит на плечах.

У нее иголки зимой в серебре.

И превратились лужицы в холодное стекло.

 Как розовые яблоки, на ветках снегири.

Пальчиковые игры:

 «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять (Имитировать лепку комков)

.  

Бабу снежную лепили.

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками) 

С горки мы потом катались (Вести указательным пальцем правой руки             по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли.  (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

Вечер приближается (разведите руки в стороны),

 Вьюга начинается (покачайте

над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)

Щиплет щеки, щиплет нос

(пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать (потрите ладони)

Надо их отогревать (подышите на ладони).

Вечер приближается

Темнота сгущается. (сжать и разжать кулаки)


-



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: "Зима-волшебница"

Учить видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Составление рассказа"Зима-волшебница""

Данный конспект поможет воспитателям научить детей старшего дошкольного возраста составлять по опорным словам и картинкам короткий рассказ о зиме, дидактические задания будут способствовать развитию с...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе. Тема: «Зима - волшебница»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14845065","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Лексическая тема "Зима-волшебница"

Материал предназначен для закрепления темы "Зима"...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе на тему: « Зима-волшебница».

Цели:-обобщить знания о зиме-учить видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности....

Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми по развитию музыкальной деятельности в старшей группе 5-6 лет Тема: «Зима-волшебница»

Количество детей: 22 человека.Тип деятельности ООД: Тематическое.Форма организации ООД: Групповая.Цель: развитие музыкальных способностей через создание игровых ситуаций у детей старшего дошкольного в...