Конспект по методике развития речи "Ознакомление с деревом и металлом, их свойствами и качествами"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект по методике развития речи в средней группе на тему "Ознакомление с деревом и металлом, их свойствами и качествами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_oznakomlenie_s_derevom_i_metallom.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

ФИО педагога, должность: Воскресенская Елизавета Денисовна, воспитатель

Возрастная группа воспитанников: средняя

Наименование образовательной организации: МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»»

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Ознакомление с деревом и металлом, их качествами и свойствами

Цель: формирование у детей первичных представлений о дереве и металле, их свойствах и качествах.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определённого материала
  2. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Совершенствовать диалогическую речь: участвовать в беседе, правильно отвечать на вопросы и задавать их.
  3. Развивать у детей мышление, память, внимание, наблюдательность, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов
  4. Воспитывать у детей аккуратность

Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации  (познавательно-исследовательская, игровая, общение деятельность): познавательно-исследовательская деятельность

Форма организации детей: групповая

Методы и приемы: вопросы, указания, называние новых слов, хоровые и индивидуальные ответы, пояснения, образец правильной речи воспитателя, сравнение, художественное слово

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): пластинки деревянные и металлические на всех детей, металлические ложки, деревянные ложки, деревянные предметы и металлические предметы

Планируемый результат: у детей сформировано представление о свойствах и качествах дерева и металла, их отличия, активизирован словарь (дерево, металл, теплый, холодный, твердый, прочный, мягкий, легче, тяжелее, плавает, тонет, звонкий, громкий, глухой, деревянный, металлический).

Предварительная деятельность с воспитанниками: чтение стихотворения о дереве и металле, беседа с детьми «Дерево и металл», дидактическая игра «Угадай из какого материала».

Части НООД

Деятельность воспитателя

(подробно прописываются методы и приемы по организации образовательной деятельности (например: задает вопросы к детям; организует показ способов действий; демонстрирует образец; читает детям; осуществляет совместные игровые действия и т.п.)

Деятельность детей

(прописывает деятельность детей по осуществлению образовательной деятельности (например: отбирают необходимый материал из предложенного; высказывают свои предположения; определяют последовательность выполнения задания и т.п.)

Способы

 поддержки

 детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: Создание образовательной ситуации Мотивация детей

на предстоящую деятельность

Создание образовательной ситуации

Воспитатель:

- Собрались все дети в круг,

Ты - мой друг и я – твой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся! (дети и воспитатель приветствуют друг друга и рассаживаются на стулья.)

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

-Ребята, сегодня к нам в группу принесли видеописьмо, давайте его посмотрим? (дети смотрят видеоролик с просьбой Карандаша и Гвоздя рассудить их спор)

-Ну, что, ребята, поможем Карандашу и Гвоздю рассудить их спор чем же отличается дерево от металла?

-Ой! А вот и сами спорщики! (незаметно достает воспитатель игрушечный гвоздь и карандаш)

2 часть – основная

Цель:        Используя приём сравнения, познакомить детей с деревом и металлом, с качествами и свойствами  этих материалов: металл твёрже, тяжелее и звонче дерева;

Активизация словаря: дерево, металл, теплый, холодный, твердый, прочный, мягкий, легче, тяжелее, плавает, тонет, звонкий, громкий, глухой, деревянный, металлический.

Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент. Развивать мышление у детей.

Воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к материалам и предметам.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Дети сидят за столом лицом к воспитателю. На столах у детей лежат металлические пластины (из «Конструктора») и деревянные пластины (необработанное дерево, кирпичики разных цветов) (из деревянного «Конструктора»).

-Дети, посмотрите на металлическую пластинку. Скажите из чего она сделана?

Правильно, «Пластина из металла. Если она из металла, про неё можно сказать и так: пластина металлическая».

-Повторим все хором «Пластина металлическая».

-Саша повтори, «Пластина металлическая»

-Андрей, повтори «Пластина металлическая»

-Дети, посмотрите, это деревянная пластинка. По размеру и толщине она соответствует металлической.

-Из чего сделана деревянная пластина?

- Правильно, «Пластина из дерева». Если она из дерева, про неё можно сказать и так: «Пластина деревянная».

-Повторим все хором «Пластина деревянная».

- Рита, повтори «Пластина деревянная»

- Артём, повтори «Пластина деревянная».

- Дети, теперь я вам предлагаю сравнить металл и дерево.

-«Сядьте удобнее, лицом к своему столу и возьмите металлическую и деревянную пластинки. (их количество должно соответствовать числу детей).

- Потрогайте металл и дерево, подержите их в руках. Металл какой?

-Правильно, он гладкий.

- А дерево какое?

- Правильно, молодцы.

- Возьмите металлическую пластинку и попытайтесь её согнуть. Сильнее, сильнее сгибайте.

-Сгибается пластинка?

-А теперь попробуйте согнуть, сломать брусок.

- И все -таки дерево мягче, а металл твёрже».

- А теперь я вам предлагаю провести углом металлической пластины по деревянной и наоборот.

- Что вы заметили?

- Правильно, «металл твёрдый, дерево мягче металла,  его можно строгать ножом(показываю), а также дерево может гореть и гнить.

- Дети, предлагаю вам послушать, как звучат деревянные и металлические предметы. Посмотрите у меня в руках ложки. Они какие?

- Правильно, они металлические.

- А у меня есть и две деревянные ложки. Вот они. Эти ложки сделаны…?

- Правильно, они сделаны из дерева.

-Сейчас я ударю одной металлической ложкой о другую и деревянной ложкой о деревянную. Догадайтесь, когда удар будет звонче?

- Да, правильно, звонче ударяются металлические ложки.

- Проверьте, а действительно ли металлические предметы, ударяясь, гремят звонче». Ударьте сначала металлическими пластинками, потом деревянными.

-Молодцы, мы убедились, что звонче ударяются металлические ложки.

Из металла

Из дерева

Ответы детей

Гладкий

Шероховатое, не гладкое, шершавое

Ответы детей

Металл твёрдый, дерево мягче металла, его можно строгать

Металлические

Из дерева

Звонче ударяются металлические ложки

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

-Дети, мы познакомились с вами сегодня с деревом и металлом, выяснили, что металл гладкий, а дерево какой?

- Правильно, шершавое, шероховатое.

Мы с вами определили, что металл твёрдый, а дерево тоже твёрдое, ,но мягче металла и дерево можно строгать ножом, дерево горит и гниёт. Если нажать на деревянную пластинку углом металлической пластины, на дереве останется след (вмятина), звук от удара металлических предметов звонче.

- Дети, есть ещё одно отличие. Возьмите в одну руку металлический предмет, в другую – деревянный. Положите их на ладони и догадайтесь, что тяжелее: металл или дерево.

- Да, правильно, метал тяжелее, дерево легче».

- Дети, а теперь мы с вами проведём несколько опытов, чтобы сравнить наш металл с деревом.

Исследование 1.

- Перед вами стоит емкость с водой, деревянный и металлический шарики.  Отпустите в эту емкость с водой сначала деревянный шарик, а затем металлический.

- Что произошло с шариками?

-Почему утонул металлический шарик?

-Что тяжелее: металлический шарик, деревянный шарик или вода?

-Хорошо, молодцы, всё правильно

Исследование 2.

- А теперь предлагаю вам проверить будет ли гореть дерево или нет.

- Посмотрите на экран, что происходит с деревом, когда его поджигают? Правильно, оно горит. Всё дерево горит.

Шершавое, шероховатое

Металл тяжелее, дерево легче

Деревянный шарик не утонул, а металлический утонул.

Он тяжелее

Металлический шарик тяжелее деревянного шарика и воды

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

-Дети, теперь я предлагаю вам взять стулья и поставить их полукругом около ковра. В центре полукруга детский стол. На нём лежит множество деревянных и металлических предметов.

- Сейчас я вам позволю взять со стола любой предмет. Не спешите, их хватит всем. Вы подходите под одному к столу, взяв любой предмет, возвращайтесь на свои места (стулья). Я у вас спрошу, кто что взял. Вам надо будет назвать и предмет, и материл, из которого он сделан. Например: взяла грибок. Он деревянный – из дерева».

- Маша, подходи к столу и бери предмет.

- Ваня, подходи к столу и бери предмет

- Рита, подходи к столу и бери предмет.

(Так вызываю 4-6 человек).

- Маша, какой предмет ты взяла и из какого он материала у тебя?

-Хорошо, молодец

- Света, а какой у тебя предмет и из какого он у тебя материала?

- Умница, правильно

- Кирилл, а ты какой предмет взял и из какого он у тебя материала?

- Правильно, молодец

- Дети, а теперь я вам предлагаю подойти к столу, положить то, что вы взяли и , не отходя от стола, выбрать себе по деревянному предмету.

- Вспомните, чем деревянные предметы отличаются от металлических».

(если ребёнок ошибся, то предмет от него «Убегает»).

- Саша, ты взял деревянный предмет, чем он у тебя отличается от металлического?

-Молодец, правильно

- Маша, а у тебя твой предмет чем отличается от металлического?

- Умница, правильно

- А теперь я вам предлагаю подойти к столу, положить деревянные предметы и взять по металлическому предмету.

- Вспомните чем металлические предметы отличаются от деревянных?

- Петя, чем твой металлический предмет отличается от деревянного?

- Молодец, правильно

- Полина, а твой предмет чем отличается от деревянного?

- Хорошо, молодцы, все ответили правильно.

Ответы детей

Ответы детей

3 часть – заключительная

Цель: Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

Дети, сегодня мы с вами познакомились с деревом и металлом, и сравнили их. Мы помогли с вами Карандашу и Гвоздику, и они вам говорят большое спасибо за то, что вы разрешили их спор.

- Чему вы научились на сегодняшнем занятии?

- Что вы нового для себя узнали сегодня?

Ответы детей

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Дети, вы все большие молодцы, мне понравилось, как вы сегодня занимались. Посмотрите, я вам принесла раскраски, здесь предметы из дерева и металла. Сегодня вечером мы с вами их обязательно раскрасим и вы покажите своим мамам и папам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по методике развития речи в подготовительной группе на тему: «Чёткое произношения изолированных звуков Л и Р»

1) Развивать связную речь.            2) зрительное и слуховое внимание.            3) Раз...

Развитие познавательной активности детей через ознакомление со свойствами и качеством бумаги

—Развитие познавательной активности детей;—В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового;—Поз...

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»...

"Металл, его свойства и качества"

Конспект НОД в старшей группе...

Конспект ООД по развитию словаря в старшей группе «Ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла»

Развитие словаря - это одна из задач развития речи детей дошкольного возраста. Одним из методов словарной работы является ознакомление со свойствами и качествами материала. Такие занятия проводятся во...

Методика развития у дошкольников умения классифицировать предметы по свойствам. Консультация для воспитателей

Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположен...