Конспект по методике развития речи "Ознакомление с деревом и металлом, их свойствами и качествами"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект по методике развития речи в средней группе на тему "Ознакомление с деревом и металлом, их свойствами и качествами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_oznakomlenie_s_derevom_i_metallom.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности
ФИО педагога, должность: Воскресенская Елизавета Денисовна, воспитатель
Возрастная группа воспитанников: средняя
Наименование образовательной организации: МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»»
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Ознакомление с деревом и металлом, их качествами и свойствами
Цель: формирование у детей первичных представлений о дереве и металле, их свойствах и качествах.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с признаками предметов, рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определённого материала
- Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Совершенствовать диалогическую речь: участвовать в беседе, правильно отвечать на вопросы и задавать их.
- Развивать у детей мышление, память, внимание, наблюдательность, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов
- Воспитывать у детей аккуратность
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации (познавательно-исследовательская, игровая, общение деятельность): познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации детей: групповая
Методы и приемы: вопросы, указания, называние новых слов, хоровые и индивидуальные ответы, пояснения, образец правильной речи воспитателя, сравнение, художественное слово
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): пластинки деревянные и металлические на всех детей, металлические ложки, деревянные ложки, деревянные предметы и металлические предметы
Планируемый результат: у детей сформировано представление о свойствах и качествах дерева и металла, их отличия, активизирован словарь (дерево, металл, теплый, холодный, твердый, прочный, мягкий, легче, тяжелее, плавает, тонет, звонкий, громкий, глухой, деревянный, металлический).
Предварительная деятельность с воспитанниками: чтение стихотворения о дереве и металле, беседа с детьми «Дерево и металл», дидактическая игра «Угадай из какого материала».
Части НООД | Деятельность воспитателя (подробно прописываются методы и приемы по организации образовательной деятельности (например: задает вопросы к детям; организует показ способов действий; демонстрирует образец; читает детям; осуществляет совместные игровые действия и т.п.) | Деятельность детей (прописывает деятельность детей по осуществлению образовательной деятельности (например: отбирают необходимый материал из предложенного; высказывают свои предположения; определяют последовательность выполнения задания и т.п.) | Способы поддержки детской инициативы |
1 часть – вводная | Цель: Создание образовательной ситуации Мотивация детей на предстоящую деятельность | ||
Создание образовательной ситуации | Воспитатель: - Собрались все дети в круг, Ты - мой друг и я – твой друг, Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся! (дети и воспитатель приветствуют друг друга и рассаживаются на стулья.) | ||
Мотивация детей на предстоящую деятельность | -Ребята, сегодня к нам в группу принесли видеописьмо, давайте его посмотрим? (дети смотрят видеоролик с просьбой Карандаша и Гвоздя рассудить их спор) -Ну, что, ребята, поможем Карандашу и Гвоздю рассудить их спор чем же отличается дерево от металла? -Ой! А вот и сами спорщики! (незаметно достает воспитатель игрушечный гвоздь и карандаш) | ||
2 часть – основная | Цель: Используя приём сравнения, познакомить детей с деревом и металлом, с качествами и свойствами этих материалов: металл твёрже, тяжелее и звонче дерева; Активизация словаря: дерево, металл, теплый, холодный, твердый, прочный, мягкий, легче, тяжелее, плавает, тонет, звонкий, громкий, глухой, деревянный, металлический. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент. Развивать мышление у детей. Воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к материалам и предметам. | ||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | Дети сидят за столом лицом к воспитателю. На столах у детей лежат металлические пластины (из «Конструктора») и деревянные пластины (необработанное дерево, кирпичики разных цветов) (из деревянного «Конструктора»). -Дети, посмотрите на металлическую пластинку. Скажите из чего она сделана? Правильно, «Пластина из металла. Если она из металла, про неё можно сказать и так: пластина металлическая». -Повторим все хором «Пластина металлическая». -Саша повтори, «Пластина металлическая» -Андрей, повтори «Пластина металлическая» -Дети, посмотрите, это деревянная пластинка. По размеру и толщине она соответствует металлической. -Из чего сделана деревянная пластина? - Правильно, «Пластина из дерева». Если она из дерева, про неё можно сказать и так: «Пластина деревянная». -Повторим все хором «Пластина деревянная». - Рита, повтори «Пластина деревянная» - Артём, повтори «Пластина деревянная». - Дети, теперь я вам предлагаю сравнить металл и дерево. -«Сядьте удобнее, лицом к своему столу и возьмите металлическую и деревянную пластинки. (их количество должно соответствовать числу детей). - Потрогайте металл и дерево, подержите их в руках. Металл какой? -Правильно, он гладкий. - А дерево какое? - Правильно, молодцы. - Возьмите металлическую пластинку и попытайтесь её согнуть. Сильнее, сильнее сгибайте. -Сгибается пластинка? -А теперь попробуйте согнуть, сломать брусок. - И все -таки дерево мягче, а металл твёрже». - А теперь я вам предлагаю провести углом металлической пластины по деревянной и наоборот. - Что вы заметили? - Правильно, «металл твёрдый, дерево мягче металла, его можно строгать ножом(показываю), а также дерево может гореть и гнить. - Дети, предлагаю вам послушать, как звучат деревянные и металлические предметы. Посмотрите у меня в руках ложки. Они какие? - Правильно, они металлические. - А у меня есть и две деревянные ложки. Вот они. Эти ложки сделаны…? - Правильно, они сделаны из дерева. -Сейчас я ударю одной металлической ложкой о другую и деревянной ложкой о деревянную. Догадайтесь, когда удар будет звонче? - Да, правильно, звонче ударяются металлические ложки. - Проверьте, а действительно ли металлические предметы, ударяясь, гремят звонче». Ударьте сначала металлическими пластинками, потом деревянными. -Молодцы, мы убедились, что звонче ударяются металлические ложки. | Из металла Из дерева Ответы детей Гладкий Шероховатое, не гладкое, шершавое Ответы детей Металл твёрдый, дерево мягче металла, его можно строгать Металлические Из дерева Звонче ударяются металлические ложки | |
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | -Дети, мы познакомились с вами сегодня с деревом и металлом, выяснили, что металл гладкий, а дерево какой? - Правильно, шершавое, шероховатое. Мы с вами определили, что металл твёрдый, а дерево тоже твёрдое, ,но мягче металла и дерево можно строгать ножом, дерево горит и гниёт. Если нажать на деревянную пластинку углом металлической пластины, на дереве останется след (вмятина), звук от удара металлических предметов звонче. - Дети, есть ещё одно отличие. Возьмите в одну руку металлический предмет, в другую – деревянный. Положите их на ладони и догадайтесь, что тяжелее: металл или дерево. - Да, правильно, метал тяжелее, дерево легче». - Дети, а теперь мы с вами проведём несколько опытов, чтобы сравнить наш металл с деревом. Исследование 1. - Перед вами стоит емкость с водой, деревянный и металлический шарики. Отпустите в эту емкость с водой сначала деревянный шарик, а затем металлический. - Что произошло с шариками? -Почему утонул металлический шарик? -Что тяжелее: металлический шарик, деревянный шарик или вода? -Хорошо, молодцы, всё правильно Исследование 2. - А теперь предлагаю вам проверить будет ли гореть дерево или нет. - Посмотрите на экран, что происходит с деревом, когда его поджигают? Правильно, оно горит. Всё дерево горит. | Шершавое, шероховатое Металл тяжелее, дерево легче Деревянный шарик не утонул, а металлический утонул. Он тяжелее Металлический шарик тяжелее деревянного шарика и воды | |
Этап осуществления самостоятельной работы детьми | -Дети, теперь я предлагаю вам взять стулья и поставить их полукругом около ковра. В центре полукруга детский стол. На нём лежит множество деревянных и металлических предметов. - Сейчас я вам позволю взять со стола любой предмет. Не спешите, их хватит всем. Вы подходите под одному к столу, взяв любой предмет, возвращайтесь на свои места (стулья). Я у вас спрошу, кто что взял. Вам надо будет назвать и предмет, и материл, из которого он сделан. Например: взяла грибок. Он деревянный – из дерева». - Маша, подходи к столу и бери предмет. - Ваня, подходи к столу и бери предмет - Рита, подходи к столу и бери предмет. (Так вызываю 4-6 человек). - Маша, какой предмет ты взяла и из какого он материала у тебя? -Хорошо, молодец - Света, а какой у тебя предмет и из какого он у тебя материала? - Умница, правильно - Кирилл, а ты какой предмет взял и из какого он у тебя материала? - Правильно, молодец - Дети, а теперь я вам предлагаю подойти к столу, положить то, что вы взяли и , не отходя от стола, выбрать себе по деревянному предмету. - Вспомните, чем деревянные предметы отличаются от металлических». (если ребёнок ошибся, то предмет от него «Убегает»). - Саша, ты взял деревянный предмет, чем он у тебя отличается от металлического? -Молодец, правильно - Маша, а у тебя твой предмет чем отличается от металлического? - Умница, правильно - А теперь я вам предлагаю подойти к столу, положить деревянные предметы и взять по металлическому предмету. - Вспомните чем металлические предметы отличаются от деревянных? - Петя, чем твой металлический предмет отличается от деревянного? - Молодец, правильно - Полина, а твой предмет чем отличается от деревянного? - Хорошо, молодцы, все ответили правильно. | Ответы детей Ответы детей | |
3 часть – заключительная | Цель: Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | ||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей | Дети, сегодня мы с вами познакомились с деревом и металлом, и сравнили их. Мы помогли с вами Карандашу и Гвоздику, и они вам говорят большое спасибо за то, что вы разрешили их спор. - Чему вы научились на сегодняшнем занятии? - Что вы нового для себя узнали сегодня? | Ответы детей | |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | Дети, вы все большие молодцы, мне понравилось, как вы сегодня занимались. Посмотрите, я вам принесла раскраски, здесь предметы из дерева и металла. Сегодня вечером мы с вами их обязательно раскрасим и вы покажите своим мамам и папам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по методике развития речи в подготовительной группе на тему: «Чёткое произношения изолированных звуков Л и Р»
1) Развивать связную речь. 2) зрительное и слуховое внимание. 3) Раз...
Развитие познавательной активности детей через ознакомление со свойствами и качеством бумаги
Развитие познавательной активности детей;В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового;Поз...
КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»
КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»...
"Металл, его свойства и качества"
Конспект НОД в старшей группе...
Конспект ООД по развитию словаря в старшей группе «Ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла»
Развитие словаря - это одна из задач развития речи детей дошкольного возраста. Одним из методов словарной работы является ознакомление со свойствами и качествами материала. Такие занятия проводятся во...
Методика развития у дошкольников умения классифицировать предметы по свойствам. Консультация для воспитателей
Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположен...
Конспект НОД по познавательному развитию «Металл, его свойства и качества» в старшей группе
laquo;Металл, его свойства и качества»...