Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушин «Еж»
Конспект НОД по развитию речи
Подготовила:
Базарова С.Е., воспитатель
Цель: формирование навыков пересказа короткого текста с использованием сюжетных картин.
Образовательные:
продолжать учить связно пересказывать рассказ, соблюдая последовательность;
составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на сюжетные картинки.
Развивающая:
развивать связную речь, слуховое внимание, мышление;
развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Воспитательная:
воспитывать интерес к художественному слову;
воспитывать умение выслушивать друг друга;
воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Методические приемы: отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание предметных картинок, грамматическое упражнение «Закончи предложение».
Материал : следы ежа, интерактивная доска, презентация к рассказу Е. Чарушина «Еж», сюжетные картинки.
Предварительная работа: чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина; изучение лексической темы «Дикие животные»; рисование, ручной труд по теме «Еж».
ХОД:
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости. Когда к нам приходят гости мы что делаем? Здороваемся.
А теперь не зевайте, и в кружок скорей вставайте.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться! -Доброе утро!
-Доброе утро
Солнцу и птицам!
-Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.
Воспитатель: Ой, посмотрите, ребята, кто- то в нашей группе наследил. Вы знаете, чьи это следы? (Ответ детей)
Воспитатель: Давайте пройдем по следам и посмотрим, кто это?
(дети идут по следам и находят сундучок).
Воспитатель: Смотрите-ка, сундучок, давайте откроем и посмотрим, что же находится внутри. Для нас оставили подсказку- это загадка. Я сейчас прочитаю загадку, а вы попробуйте отгадать?
«Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами» Это – (ёж)!
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали правильно. А как вы догадались, что это еж?
Дети: У него иголками.
Воспитатель: А зачем ежу на спине иголки?(отвечаем полным предложением)
Дети: Для того, что бы зачищаться от врагов.
Воспитатель: Ребята, а кто самый страшный враг ежа?
Дети: Волк, лиса, сова.
Воспитатель: Как он спасается от врагов?
Дети: Он сворачивается в клубок.
Воспитатель: Еж домашнее или дикое животное?
Воспитатель:
-А какое сейчас время года? (весна)
-А что делают в это время ежи? (просыпаются от зимней спячки)
Воспитатель: Молодцы, очень много вы знаете про ежей. Вспомните какие звуки могут издавать ежи? (Фыркать, пыхтеть, топать)
(Включить запись со звуками ежа)
Воспитатель: А почему именно ночью, во время отсутствия, ёж был в гостях?
Воспитатель: Ежи ведут ночной образ жизни. Если его принести домой, то никто не сможет спать.
А чем питаются ежи?
Дети: Червяками, улитками, молоком, гусеницами, ящерицами, лягушками.
Воспитатель: Про ежа, про это удивительное животное написано много сказок, рассказов, стихов. Придумано много игр. Я вам предлагаю поиграть пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. | сложить пальцы замком |
На спине иголки очень-очень колкие. | поднимать и опускать пальцы |
Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, | повертеть ежика вправо и влево |
А колючки тоже на ежа похожи. | поднимать и опускать пальчики |
На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, | сделать блюдечко ладошками |
Но не тронем колкие на спине иголки мы. | погрозить пальчиком |
Молодцы, а теперь присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с рассказом, который написал Евгений Чарушин.(фото)( Рассказ удивительно интересный и добрый. Называется «Еж».
Воспитатель: Приготовили ушки, глазки, чтобы слушать рассказ.
(Включить звуки леса)
Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками- везде иголки торчат. Закатали ребята ежа в шапку и домой принесли. Дали ему молока. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он целый час лежал, еще целый час. Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся ёж и начал есть молоко. Поел и снова шариком свернулся. потом ребята чем-то другим занялись, зазевались - ёжик удрал обратно к себе в лес.
Беседа по содержанию.
Воспитатель:
-Понравился рассказ?
-Вы запомнили, как называется рассказ?
Все рассказы Евгения Чарушина замечательные , очень интересные. У него все рассказы о животных.(Дети отвечают полным предложением.)
А теперь ребята, давайте вспомним, как наш рассказ начинался, что было дальше, чем закончился. Я приготовила вам картинки, которые вам помогут. Картинки будете выкладывать по очереди. Давайте вспомним: Как начался рассказ?
Воспитатель:
– Где ходили ребята?
Дети: Ребята ходили в лесу. (выкладывается картинка мальчиков в лесу)
Воспитатель: Кого они нашли?
Дети: Они нашли ежа. (картинка ежа)
Воспитатель: Где сидел ёж?
Дети: Ёж сидел под кустом. (еж под кустом)
Воспитатель: Что сделал ёжик со страху?
Дети: Он со страху свернулся шариком. (еж свернулся клубком)
Воспитатель: Почему они не укололись?
Дети: Они закатили ежа в шапку. (закатили ежа в шапку)
Воспитатель: Куда дети принесли ежа?
Дети: Дети принесли ежа домой.
Воспитатель: Что они ему дали?
Дети: Дети дали ему молока. (картинка блюде с молоком)
Воспитатель: Что было дальше?
Дети: Ёжик развернулся, начал есть молоко, (еж ест молоко)
Воспитатель: А что делали ребята?
Дети: Ребята играли.
Воспитатель: А что сделал ежик?
Дети: ежик убежал к себе в лес. (ежик в лесу)
Воспитатель: Молодцы ребята, запомнили, слушали внимательно.
А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель: Ребята, я сейчас попробую пересказать рассказ еще раз по вашим картинкам. Только я забыла некоторые слова… А вы мне поможете вспомнить? Те слова, которые я буду пропускать, вы мне подсказывайте. Я постараюсь все, все вспомнить.
(Дети договаривают начатые педагогом фразы)
- Ходили ребята в…( лесу).
- Нашли под кустом …(ежа).
- Он со страху свернулся …(шариком).
- Закатили ребята ежа в …(шапку).
- И принесли ежа …(домой).
- Дали ему …(молока).
- Развернулся ёж и стал есть…( молоко).
- А потом ёжик удрал к себе обратно в …(лес).
Спасибо, вам ребята, вы помогли вспомнить весь текст рассказа. Раз вы мне помогли. Значит вы сможете сами рассказать.(Рассказы детей).
Вы мне рассказали с начало до конца. Я тоже хочу вас порадовать. Приготовила для вас сюрприз. Мы посмотрим музыкальную историю про ежика, который считает себя самым сильным в лесу.
Просмотр мультфильма «Маленький ежик»
Воспитатель: Вот каким смелым оказался ежик. Вам понравился мультфильм? Мне тоже понравился.
Рефлексия
А еще мне очень понравилось как вы сегодня работали. Отвечали на вопросы, отгадывали загадку, четко и внятно повторяли чистоговорки, забавно играли с ежиком, составляли рассказ).
А что вам больше всего понравилось?
А чем мы с вами сегодня занимались?
- Кто напомнит, как называется рассказ? Кто автор рассказа?
А еще, расскажите эту историю своим родителям.
Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. Вот эти раскраски. Их вы раскрасите позже. Подходите ребята ко мне, давайте попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...