Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 Базарова   Светлана Евгеньевна

Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушин «Еж» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ezh.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

       

             

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушин «Еж»

Конспект НОД по развитию речи  

Подготовила:

Базарова С.Е., воспитатель

Цель: формирование навыков пересказа короткого текста с использованием сюжетных картин.

Образовательные:

продолжать учить связно пересказывать рассказ, соблюдая последовательность;

составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на сюжетные картинки.

Развивающая:

развивать связную речь, слуховое внимание, мышление;

развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Воспитательная: 

воспитывать интерес к художественному слову;

воспитывать умение выслушивать друг друга;

воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Методические приемы: отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание предметных картинок, грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Материал :  следы ежа,  интерактивная доска, презентация к рассказу Е. Чарушина «Еж», сюжетные картинки.

 Предварительная работа:   чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина;    изучение лексической темы «Дикие животные»; рисование, ручной труд по теме «Еж».

ХОД:

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости. Когда к нам приходят гости мы что делаем? Здороваемся.

А теперь не зевайте, и в кружок скорей вставайте.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться! -Доброе утро!

-Доброе утро
Солнцу и птицам!
-Доброе утро!
Приветливым лицам!                                                                                                                                              

И каждый становится

Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Подарим друг другу улыбку и  хорошее настроение.

Воспитатель: Ой, посмотрите, ребята, кто- то в нашей группе наследил. Вы знаете, чьи это следы? (Ответ детей)

Воспитатель: Давайте пройдем по следам и посмотрим, кто это?

(дети идут по следам и находят сундучок).

Воспитатель: Смотрите-ка, сундучок,  давайте откроем и посмотрим, что же находится внутри. Для нас оставили подсказку- это  загадка. Я сейчас прочитаю загадку, а вы попробуйте отгадать?  

«Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами»  Это – (ёж)!

Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали правильно. А как вы догадались, что это еж?

Дети: У него иголками.

Воспитатель: А зачем  ежу на спине иголки?(отвечаем полным предложением)

Дети: Для того, что бы зачищаться от врагов.

Воспитатель: Ребята, а кто самый страшный враг ежа?

Дети: Волк, лиса, сова.

Воспитатель:  Как он спасается от врагов?

Дети: Он сворачивается в клубок.        

Воспитатель: Еж  домашнее или дикое животное?

Воспитатель:

-А какое сейчас время года? (весна)

 -А что делают в это время ежи? (просыпаются от зимней спячки)

Воспитатель: Молодцы, очень много вы знаете про ежей. Вспомните какие звуки могут издавать ежи? (Фыркать, пыхтеть, топать)

(Включить запись со звуками ежа)

Воспитатель: А почему именно ночью, во время отсутствия, ёж был в гостях?

Воспитатель: Ежи ведут ночной образ жизни. Если его принести домой, то никто не сможет  спать.

А чем  питаются ежи?

Дети: Червяками, улитками, молоком, гусеницами, ящерицами, лягушками.

Воспитатель: Про ежа, про это удивительное животное написано много сказок, рассказов, стихов. Придумано много игр. Я вам предлагаю поиграть пальчиковую гимнастику.

 Пальчиковая гимнастика

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,  на клубочек ты похож.

сложить пальцы замком

На спине иголки очень-очень колкие.

 поднимать и опускать пальцы

Хоть и ростом ёжик мал,  нам колючки показал,

 повертеть ежика вправо и влево

А колючки тоже на ежа похожи.

 поднимать и опускать пальчики

На ежа мы поглядим, молочка ему дадим,

 сделать блюдечко ладошками

Но не тронем колкие на спине иголки мы.

погрозить пальчиком

Молодцы, а теперь присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с рассказом, который написал Евгений Чарушин.(фото)( Рассказ удивительно интересный и добрый.  Называется «Еж».

Воспитатель: Приготовили ушки, глазки, чтобы слушать рассказ.

 (Включить звуки леса)

Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками- везде иголки торчат.  Закатали ребята ежа в шапку и домой принесли. Дали ему молока. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он целый час лежал, еще целый час. Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся ёж и начал есть молоко. Поел и снова шариком свернулся.  потом ребята чем-то другим занялись, зазевались - ёжик удрал обратно к себе в лес.

Беседа по содержанию.

Воспитатель:

-Понравился рассказ?

-Вы запомнили, как называется рассказ?

Все рассказы Евгения  Чарушина замечательные , очень интересные. У него все рассказы о животных.(Дети отвечают полным предложением.)

А теперь ребята, давайте вспомним, как наш рассказ начинался, что было дальше, чем закончился. Я приготовила вам картинки, которые вам помогут. Картинки будете выкладывать по очереди. Давайте вспомним: Как начался рассказ?

Воспитатель:

 – Где ходили ребята?

Дети: Ребята ходили в лесу.                           (выкладывается картинка мальчиков в лесу)                                               

Воспитатель: Кого они нашли?                                              

Дети: Они нашли ежа.                                                  (картинка ежа)

Воспитатель:  Где сидел ёж?

Дети: Ёж сидел под кустом.                                        (еж под кустом)

 Воспитатель: Что сделал ёжик со страху?

Дети: Он со страху свернулся шариком.                   (еж свернулся клубком)

Воспитатель: Почему они не укололись?

Дети: Они закатили ежа в шапку.                             (закатили ежа в шапку)

Воспитатель: Куда дети принесли ежа?

Дети: Дети принесли ежа домой.                      

Воспитатель: Что они ему дали?

Дети: Дети дали ему молока.                                 (картинка блюде с молоком)

Воспитатель: Что было дальше?

Дети: Ёжик развернулся, начал есть молоко,         (еж ест молоко)

Воспитатель: А что делали ребята?

Дети: Ребята играли.

Воспитатель: А что сделал ежик?

Дети: ежик убежал к себе в лес.              (ежик в лесу)

Воспитатель: Молодцы ребята, запомнили,  слушали внимательно.

А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: Ребята, я сейчас попробую пересказать рассказ еще раз по вашим картинкам. Только я забыла некоторые слова… А вы мне поможете вспомнить? Те слова, которые я буду пропускать, вы мне подсказывайте. Я постараюсь все, все вспомнить.

 (Дети договаривают начатые педагогом фразы)

- Ходили ребята в…( лесу).

- Нашли под кустом …(ежа).

- Он со страху свернулся …(шариком).

- Закатили ребята ежа в …(шапку).

- И принесли ежа …(домой).

- Дали ему …(молока).

- Развернулся ёж и стал есть…( молоко).

- А потом ёжик удрал к себе обратно в …(лес).

Спасибо, вам ребята, вы помогли вспомнить весь текст рассказа. Раз вы мне помогли. Значит вы сможете сами рассказать.(Рассказы детей).

Вы мне рассказали с начало до конца. Я тоже хочу вас порадовать. Приготовила для вас сюрприз. Мы посмотрим музыкальную историю про ежика, который считает себя самым сильным в лесу.

Просмотр мультфильма «Маленький ежик»

Воспитатель: Вот каким смелым оказался ежик. Вам понравился мультфильм? Мне тоже понравился.

Рефлексия

 А еще мне очень понравилось как вы сегодня работали. Отвечали на вопросы, отгадывали  загадку, четко и внятно повторяли чистоговорки, забавно играли с ежиком, составляли рассказ).

А что вам больше всего понравилось?

А чем мы с вами сегодня занимались?

- Кто напомнит, как называется рассказ? Кто автор рассказа?

А еще, расскажите эту историю своим родителям.

Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. Вот эти раскраски. Их вы раскрасите позже. Подходите ребята ко мне, давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...