Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему "Зимние забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Фомина Светлана Евгеньевна

 активизировать и обогащать словарный запас существительными зима, мороз, снег, снежинка, снегопад, вьюга, образовывать от существительного прилагательные, отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять описательный рассказ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: развивать и обогащать речь детей, и словарный запас.

Задачи: активизировать и обогащать словарный запас существительными зима, мороз, снег, снежинка, снегопад, вьюга, образовывать от существительного прилагательные, отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять описательный рассказ.

Материал: Снежинки; сюжетные картинки; фонограмма песни «Кабы не было зимы» (автор слов Э.Успенский, композитор Е.Крылатов), музыкальная колонка, заготовки деталей снеговика из бумаги, магнитная доска.

Предварительная работа:        

Рассматривание картины, беседа о зимних развлечениях.

Чтение стихотворений о зиме.

Отгадывание загадок. Беседы о временах года, о зимней одежде людей.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга, и наших гостей.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая, белая снежинка лежит у меня на ладошке. Ой, на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики младшей группы «Солнышко»!

Мы помощники зимы снежинки: приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Оказывается  она пришла к нам в гости не одна, а со своими подружками -снежинками. Все они разные. Давайте с ними познакомимся.  Посмотрите. Возьмите их в руки.

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение снежинок? (ответы детей)

Дыхательная гимнастика «Снежинка»

Маленькая снежинка села на ладошку (Дети показывают снежинку)
Я  ее поймаю, посиди  немножко. (Накрывают одну ладошку другой)
Раз, два, три, четыре, пять  (Медленно открывают) 
Отпускаю полетать.

Снежинка лежит на ладошке. ( Держат снежинку на ладошке)

На эту снежинку подуем немножко.

Подули тихонько − снежинка лежит,  ( Дуют потихоньку)

Подули сильнее – снежинка летит. (Дуют сильно)

Воспитатель: Ребята, что произошло с нашими снежинками, когда мы на них дули? Какой красивый снегопад у нас получился. 

Ребята, послушайте загадку и скажите, в какое время года бывает снегопад?

Запорошила дорожки,  
Разукрасила окошки, 
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
 
- Какое это время года?

Воспитатель: А зимой на улице тепло? (ответы детей). Тогда нам нужно теплее одеться и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!

Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».

(выполнение движений по тексту)

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу. ( «завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс,)

У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

Игра «На санках».

Воспитатель: Кто из вас катался на санках с горки? Я однажды тоже ехала на санках с крутой горки: быстро-быстро – ух! (Выпрямить спину, положить руки на колени). 

А потом санки опрокинулись, и я упала в снег – бух! (Всплеснуть руками и пригнуть голову к коленям, прикрыв ее руками). 

Давайте покатаемся на санках, слушайте внимательно.

Педагог, не показывая движения, произносит следующие реплики: Ух! Бух! Ух! Ух! Бух! Ух! Бух!

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем снежинкам, что мы знаем о зиме!

Какими словами можно рассказать о зиме? 
Зимой холодно. Значит, можно сказать, что зима какая? (холодная).
Зимой много снега. Значит, зима какая (снежная).

Зимой стоят сильные морозы, то можно сказать, что зима какая? (морозная)
Как называется такое явление, когда много-много снежинок падает на землю? (Снегопад).

А если идет снег и дует сильный ветер, то это явление называется? (Вьюга).

А сейчас мы послушаем, как воет вьюга. 
Сначала она воет тихо: у-у-у, ш-ш-ш, затем усиливается, воет громче.

 Давайте попробуем изобразить вьюгу. (Дети произносят звукоподражание: мальчики произносят у-у-у, а девочки - ш-ш-ш. Сначала тихо, а потом громче).

 Воспитатель: Любят зиму взрослые и дети. Потому что можно весело гулять на улице, пойдемте и мы погуляем!

        
Физминутка:


Раз, два, три, четыре, 
Мы снежок слепили, 
Раз подкинем, два поймаем, 
Раз подкинем, два поймаем,

И как ветерок сдуваем. 
(Дети выполняют движения по тексту).

Воспитатель: Ребята, как можно гулять зимой весело, чтоб было всем интересно? Какие игры можно придумать со снегом?  (Ответы детей).
- Молодцы ребята! Давайте посмотрим, как проводят время зимой другие дети.
(воспитатель демонстрирует картину «Зимние забавы»).


Рассмотрим картину, что вы на ней видите, расскажите (дети катаются на санках с горки, девочка катается на коньках по льду, несколько детей лепят снеговика).
- Какой снег изображен на картине?
- Какие лица у детей?
- как вы думаете, дети замерзли гулять?
- Какое настроение у детей?
- Давайте покажем, как громко смеются дети.

Физкультминутка «Не боимся мы мороза».

- А вам бывает холодно на улице? Давайте изобразим, что нужно делать для того, чтобы никакой мороз был не страшен.

Мы погреемся немножко

И похлопаем в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Ножки тоже мы погреем,

И потопаем скорее:

Топ-топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ-топ!

- А теперь согреем части лица.

Чтоб согреться – посмотри,    (Потереть ладони одна о другую).

Все, как следует, потри:

Щеки,      (Потереть ладонями щеки,

Носик,     (крылья носа),

Уши    ( уши),

Губы…    (губы сверху вниз).

Пар пошел даже от шубы.     (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них струю теплого воздуха).

- А если у нас руки замерзли, как мы согреем их? (Дети выдыхают на руки, произнося звук «х»).

Воспитатель: Ребята, когда на улице выпадет снег, мы с вами пойдем гулять, и будем лепить из снега снеговика. Но сейчас снега нет, давайте соберем снеговика на столе. Я что-то забыла, какой из себя Снеговик? Из чего он состоит? 

Дети выкладывают на столе круги – большой, средний, маленький). Вот здорово, уже немного похож, но чего-то не хватает. Какие же еще детали можно добавить? ( Нос, глаза,  ведерко).

- Какой замечательный Снеговик у нас получился! А почему его назвали Снеговик? Снеговик вышел очень красивый и веселый.

- Вот как весело ребятам на прогулке зимой. Всегда найдется веселая игра или развлечение. Никакой мороз, ветер ребятам не страшен, так как от веселой игры у детей радостное настроение и хорошее, крепкое здоровье.

 Итог занятия. Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось больше всего?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие"на тему "Поможем бабушке Федоре"

В интересной форме дети закрепят знания  о посуде, ее видах.  назначении и роли в жизни человека. Закрепят умения составлять описательный рассказ о посуде по схеме, поупражняются в сер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: Игра на развития слухового восприятия «Чей голосок»

Задачи:-развивать слуховое внимание ,речевой слух, остроту слуха Методические приемы: словесные, игровые. Предварительная работа: разучивание стихов, рассматривание животных, слушание голоса...