Игры на формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на формирование грамматического строя речи детей
старшего дошкольного возраста
В старшей группе воспитатель обучает старших дошкольников тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении). Ребенку в этом возрасте необходимо дать полную ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразования, воспитывать языковое чутьё, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
Игра «Кого я вижу, что я вижу»
Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.
Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.
Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.
Игра «Собери одежду из деталей»
Цель: употребление имен существительных в форме родительного падежа.
Ход игры: на коврографе перед детьми— изображение куртки с недостающими деталями. Воспитатель. Посмотрите на детали одежды, которые лежат перед вами. Пройдите к коврографу и попробуйте собрать один из предметов одежды, который очень нужен нам осенью. Дети проходят к коврографу и собирают из деталей куртку. Воспитатель. Что у вас получилось? Дети. Мы собрали куртку. Воспитатель. Без чего была куртка вначале? Дети. Куртка была без капюшона, без рукавов, без карманов, без манжет. Воспитатель. Какая теперь куртка? Дети. Куртка нарядная, красивая, яркая, непромокаемая
Игра «Закончи предложение»
Цель: образование и употребление имен существительных в косвенных падежах.
Ход игры:
Воспитатель. Сядет тот, кто закончит предложение. У Марины
1-й ребенок. Платье.
Воспитатель. Скоро зима, а у Аленки ешё нет теплой меховой...
2-й ребенок. Шубы.
Воспитатель. Мама вышила разноцветную бабочку на новой Юлиной...
3-й ребенок. Кофточке.
Воспитатель. Андрею и Алеше мама купила по клетчатой...
4-й ребенок. Рубашке.
Проводятся игры на формирование умения из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть, - учить, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: весело-весёлый; быстро-быстрый, громко-громкий). Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «жёлтый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает…(желтеть). Листья на деревьях… (желтеют)».
Дети учатся образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами, понимать разные смысловые оттенки слова: береза – березка- березонька; книга – книжечка – книжонка. Понимание смысловых оттенков глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (умный – умнейший; плохой – плохонький; полный – полноватый) развивает умение точно использовать эти слова в разных типах высказывания. Такие задания тесно связаны с развитием способности догадываться о значении незнакомого слова (например, почему шапку называют ушанкой).
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
Игра с мячом «Большие и маленькие»
Цель: употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -am-, -ят
Ход игры:
Воспитатель. А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Вы
будете ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и возвращать мяч мне. Волк.
1-й ребёнок. Волчонок, волчата.
Воспитатель. Лиса.
2-й ребенок. Лисенок, лисята.
Воспитатель. Медведь.
3-й ребенок. Медвежонок, медвежата.
Воспитатель. Заяц.
4-й ребенок. Зайчонок, зайчата.
Особое внимание воспитатель уделяет синтаксической стороне речи, т.е. умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого выполняются упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослым: «Дети пошли в лес, чтобы… Они оказались там, где…»
Составление коллективного письма в ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает, помогает совершенствовать синтаксическую структуру предложения.
В старшей группе дети знакомятся со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение – из слов, слова – из слогов и звуков, т.е. выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.
Игра «Близкие слова»
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Материал: Фишки.
Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…
Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…
Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…
Осенью дожди частые,… холодные, проливные…
Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…
В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…
Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…
Игра «Где начало рассказа?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
Игра «Весёлый мотылёк».
Цель: употребления простых предлогов.
Ход игры: воспитатель совершает действия с плоскостным изображением мотылька. Дети комментируют, составляя
предложения с предлогами.
Воспитатель. Где сидит мотылек, Настя? Начни ответ со слова мотылек.
1-й ребенок. Мотылек сидит на цветке.
Воспитатель. Откуда вспорхнул мотылек, Вова?
2-й ребенок. Мотылек вспорхнул с цветка.
Воспитатель. Куда спрятался мотылек, Даша?
3-й ребенок. Мотылек спрятался за цветок.
Воспитатель. Где кружится мотылек, Витя?
4-й ребенок. Он кружится над цветком.
Воспитатель. Отлично. Вы все правильно рассказали. Ваши ответы очень понравились мотыльку.
Упражнение «Помоги Пете».
Цель: употребление существительных с предлогами.
Ход игры: воспитатель помещает на магнитную доску большую картинку с изображением детской комнаты, берет в руки плоскостное изображение детских кроссовок с подклеенным к ним магнитом (для того, чтобы картинка хорошо держалась на магнитной доске).
Воспитатель. Познакомьтесь с Петей, он не очень аккуратный мальчик. Сегодня он потерял свои кроссовки. Помогите Пете отыскать их. Для этого вы должны найти кроссовки на картинке и составить предложение, которое начинается со слова кроссовки. Закройте глаза. Дети закрывают глаза. Воспитатель ставит плоскостное изображение кроссовок под кровать.
Воспитатель. Где кроссовки?
1-йребёнок. Кроссовки стоят под кроватью.
Воспитатель. Верно. Вот они. Где они стоят?
Дети. Под кроватью.
Аналогично дети по очереди составляют предложения со словосочетаниями «в шкафу», «на стуле», «у окна».
Воспитатель оценивает работу детей.
Игра «Весёлый воробей».
Цель: употребление предлогов.
Ход игры: воспитатель помещает на доску контурные изображения снеговика и воробья.
Воспитатель. Поиграем в игру «Веселый воробей». Воспитатель помещает воробья на метлу снеговика. Сейчас я буду помогать воробью двигаться, а вы будете рассказывать, что делает воробей.
Дети: Воробей сидит на метле. Верно. Воспитатель предлагает детям ещё 2-3 задания, дети составляют предложения с предлогами.
В подготовительной к школе группе работа по формированию грамматического строя речи направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями. Продолжается также работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, но задания усложняются и даются в таком виде, что дети вынуждены сами находить правильную форму («Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот?); даются сочетания с несклоняемыми существительными (пошёл в новом пальто; играл на пианино); предлагается образовать степень прилагательного (умный – умнее; добрый – добрее; тихий – тише); даются задания с помощью суффиксов изменить значения слова, придав ему другой смысловой оттенок (злой – злющий; толстый – толстенный; полный – полноватый).
Упражнение с мячом «Сложные слова».
Цель: обогащение речи сложными словами.
Ход игры: воспитатель берет в руки мяч и предлагает детям встать в круг.
Воспитатель. В русском языке очень много сложных слов. Они образованы из двух слов. Например, слово молоковоз образовано из слов молоко и возить. Сейчас я буду бросать вам мяч и называть два слова, из которых вы должны будете образовать сложное слово, название транспорта. Какое название транспорта можно образовать из слов мусор и собирать!
1-й ребенок. Мусоросборник.
Воспитатель. Какое название транспорта можно образовать из слов контейнер и возить?
2-й ребенок. Контейнеровоз.
Воспитатель. Какое название транспорта можно образовать из слов автомобиль и возить?
3-й ребенок. Автовоз.
Воспитатель. Какое название транспорта можно образовать из слов бетон и мешать?
4-й ребенок. Бетономешалка.
Воспитатель. Это было очень трудное задание.
Игра «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
Упражнение «Закончи предложение».
Цель: употребление несклоняемого существительного пальто.
Ход игры:
Воспитатель. Встаньте около своих стульчиков, посмотрите на картинки, которые лежат перед вами, они помогут вам выполнить первое задание. Можно сесть тому, кто закончит начатое мною предложение. Дети по очереди заканчивают предложения и садятся.
Воспитатель. Алене купили новое нарядное...
1-й ребёнок. ...красное пальто.
Воспитатель. На вешалке в раздевалке много...
2-й ребенок. ...детских пальто.
Воспитатель. Мама вышила бабочку на Машином...
3-й ребенок. ...синем пальто.
Воспитатель. Даша положила носовой платок в карман...
4-й ребенок. ...зимнего пальто.
Воспитатель. Вы обратили внимание на то, что слово пальто никогда не изменяется и звучит одинаково? В русском языке встречаются такие слова. Их нужно запомнить и употреблять правильно.
Дети учатся правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть – надеть). При этом их внимание обращается на слова – антонимы (одеть – раздеть, надеть – снять). Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал – перебежал на другую сторону, забежал в дом, убежал из дома; веселый – веселится; грустный – грустит). В образовании новых существительных внимание детей обращается на то, как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа – школьник, огород – огородник) или на предмет (чай – чайник, скворец – скворечник). Закрепляется умение образовывать названия детенышей животных в самых разных случаях (у лисы – лисенок; у лошади – жеребенок, а у жирафа, носорога?) и названия предметов посуды (сахар – сахарница, но соль – солонка). Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна – весенний – веснушки; снег – снежный – подснежник) и конструировать производные слова в условиях контекста: «Какие птицы (зима) в нашем лесу?»; «Дрова надо… (пила)».
Игра с мячом «Сложные слова».
Цель: совершенствование навыка словообразования (сложные слова).
Ход игры:
Воспитатель. Игра «Сложные слова» вам знакома. Я бросаю вам мяч и говорю, из каких слов вы должны образовать сложное слово, отвечающее на вопрос «Какой?» Если у жирафа длинная шея, он какой?
1-й ребенок. Жираф длинношеий.
Воспитатель. Если у жирафа длинные ноги, он какой?
2-й ребенок. Жираф длинноногий.
Воспитатель. Если у слона большие уши, он какой?
3-й ребенок. Слон большеухий.
Воспитатель. Если у ламы длинная шерсть, она какая?
4-й ребенок. Лама длинношерстая.
Воспитатель. Если у антилопы короткий хвост, она какая?
5-й ребенок. Антилопа короткохвостая.
Воспитатель. Если у буйвола длинные рога, он какой?
6-й ребенок. Буйвол длиннорогий.
Воспитатель. Если у льва длинная грива, он какой?
7-й ребенок. Лев длинногривый.
Воспитатель. Если у горного барана рога похожи на винт, он какой?
8-й ребенок. Баран винторогий.
Воспитатель. Если у тигра короткая шерсть, он какой?
9-й ребенок. Тигр короткошерстый.
Воспитатель. Если у муравьеда длинный нос, он какой?
10-й ребенок. Муравьед длинноносый.
Воспитатель. Если у верблюда один горб, он какой?
11-й ребенок. Одногорбый.
Воспитатель. А если у верблюда два горба, он какой?
12-й ребенок. Он двугорбый.
Воспитатель. Это было очень сложное задание.
Игра «Закончи предложение»
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
Работа над синтаксисом включает формирование разнообразных сложных предложений при составлении коллективного письма (построение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений), развивает самоконтроль, использование синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.
Игра с мячом «Закончи предложение».
Цель: обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что.
Ход игры: воспитатель берет в руки мяч и предлагает детям встать в круг. Воспитатель. Я предлагаю вам поиграть в знакомую игру «Закончи предложение». Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается со слов потому что. Закончив предложение, вы повторяете его целиком. Бабочка красивая...
1-й ребенок. ...потому что у нее расписные крылышки. Бабочка красивая, потому что у нее расписные крылышки.
Воспитатель. Пчела мне нравится...
2-й ребенок, .„потому что она производит мед. Пчела мне нравится, потому что она производит мед.
Воспитатель. Мне не нравится комар...
2-й ребенок. ...потому что он кусается. Мне не нравится комар, потому что он кусается.
Воспитатель. Мне нравится стрекоза...
4-й ребенок. ...потому что она похожа на вертолет. Мне нравится стрекоза, потому что она похожа на самолет.
Упражнение «Составь предложение».
Цель: составление сложноподчиненных предложений.
Ход игры:
Воспитатель. Составьте предложения о своих предметах мебели со словами потому что или когда.
1-й ребенок. Мы подарим бабушке новый комод, когда поедем к ней в гости.
2-й ребенок. Нам нужен новый буфет, потому что у старого не открываются дверцы.
3-й ребенок. Мне в комнату поставят стенку, когда я немного подрасту.
4-й ребенок. Мы сидели на скамейке у пруда, когда гуляли в парке.
Воспитатель. Очень хорошо!
Упражнение «Что лишнее?»
Цель: сложноподчиненные предложения.
Ход игры: воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки (чашка, кастрюля, сахарница, чайная ложка).
Воспитатель. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете виды посуды, знакомы ли с материалами, из которых посуду делают. Какая посуда лишняя и почему?
1-й ребенок. Лишняя кастрюля, потому что это кухонная посуда, а чашка, сахарница и чайная ложка — чайная посуда. Воспитатель ставит на наборное полотно следующий комплект картинок (миска, стакан, кастрюля, ковш).
Воспитатель. Что лишнее?
2-й ребенок. Лишний стакан, потому что он стеклянный, а миска, кастрюля и ковш — металлические, эмалированные.
Воспитатель помещает на наборное полотно еще один комплект картинок (бидон, кружку, дуршлаг и сковородку).
Воспитатель. Определите лишний предмет и объясните, почему вы так решили.
3-й ребенок. Лишняя сковорода, потому что она чугунная а бидон, кружка и дуршлаг — металлические, эмалированные.
4-й ребенок. Можно дать другое объяснение. Лишняя сковорода, потому что она черная, а бидон, кружка и дуршлаг —красные.
Воспитатель. Молодцы. Вы правильно определили лишние предметы и дали толковые объяснения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей ДОУ. Описаны задачи формирования грамматически правильной речи детей. Приведены примеры грамматических ошибок в речи детей и их причины. Обозначены пути формировани...
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте
Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошк...
Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в р...
Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста
В презентации представлены особенности развития связной речи дошкольников. А также примеры морфологических ошибок в речи детей....
Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Презентация разработана к семинару для воспитателей по теме " Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста" и является дополнением к выступлению...
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте
1. Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.2. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошк...
Лэпбук как средство формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы педагога, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка [2].Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития...