ПРОЕКТ "ПАЛОЧКИ КЮИЗИНЕРА".
проект по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Федосеева Кристина Николаевна

Степень овладения речевыми навыками – это один из основных признаков уровня общего развития у ребенка. Правильно развивающиеся дети отличаются и способностью к овладению родным языком, так как именно это является самым важным средством коммуникации.

      Именно потребность в развитие речи, и поиск путей ее решения у дошкольников побудило меня разработать проект «Использование развивающего дидактического материала, как средство развития речи дошкольников». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Аленушка»»

Тема проекта

Использование развивающего дидактического материала, как средство развития речи дошкольников

(конкурс проектов молодых специалистов в системе образования

г. Канска «Молодой учитель – новой школе»)

Воспитатель:

Федосеева Кристина Николаевна

г. Канск, 2019 г

Актуализация темы

На сегодняшний день одной из основных задач приоритетного направления региональной и муниципальной образовательной политики в области дошкольного образования является обеспечение качества дошкольного образования. Работа в этом направлении включает в себя формирование образовательного пространства, организацию различных видов деятельности дошкольников, взаимодействие детей между собой и взрослыми.

Тема моего проекта представляет особую актуальность, так как создание условий необходимых для качественной реализации ООП ДО в дошкольной организации является одной из основных задач.

Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Данный материал можно использовать для развития речи дошкольников с младших групп.

Важным условием успешного обучения в школе является хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста. Недостаточное развитие речевых средств, наблюдающееся у детей, обуславливает, в свою очередь, снижение уровня познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы, что приводит, в дальнейшем, к появлению затруднений в овладении школьной программы, и, прежде всего чтением и письмом.

Одним из нетрадиционных средств - выступают палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера - пластмассовые разноцветные брусочки (призмы) разной длины. Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Леонтьев, 1981).

;n=13&exp=1Проблема

Проходя производственную практику в МБДОУ № 10 «Аленушка», где на данный момент и работаю 1-й год, успела заметить, что среди детей комбинированной группы, имеются дети с нарушением речи. Данное явление у детей стало серьезной проблемой в наше время.

Степень овладения речевыми навыками – это один из основных признаков уровня общего развития у ребенка. Правильно развивающиеся дети отличаются и способностью к овладению родным языком, так как именно это является самым важным средством коммуникации.

Именно потребность в развитие речи, и поиск путей ее решения у дошкольников побудило меня разработать проект «Использование развивающего дидактического материала, как средство развития речи дошкольников».

Для решения проблемы была определена

Цель проекта: разработать систему деятельности по обучению основам развитию речи детей дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера.

Задачи:

  • изучить современную научную и педагогическую литературу по вопросу: «Палочки Кюизенера- средство развития речи в дошкольном возрасте»;
  • разработать систему занятий и игр с детьми дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера;
  • повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов ДОУ по проблеме речевого развития дошкольников с помощью палочек Кюизенера;
  • повысить у дошкольников интерес к занятиям и играм с помощью палочек Кюизенера, для достижения поставленной цели;
  • проведение мониторинга для выявления особенностей развития речи дошкольников.

Средством реализации цели и задач стал проект «Использование развивающего дидактического материала, как средство развития речи дошкольников», который предусматривает несколько этапов:

  • организационный (подготовительный);
  • основной;
  • заключительный.

Тип проекта: долгосрочный, групповой

Состав участников: воспитатель, воспитанники группы, родители.

Формы организации проекта:

  • ОД (Развитие речи, конструирование);
  • Игровой;
  • Индивидуальная работа.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I Этап – Подготовительный

  • Определение цели и задач проекта;
  • Изучение литературы по вопросу;
  • Организация деятельности творческой группы ДОУ (разработка механизма реализации проекта и плана-графика реализуемого проекта в ходе непрерывной образовательной деятельности и режимных моментов для всех возрастных групп ).
  • Создание необходимых условий для реализации проекта по внедрению
  • развивающего дидактического оборудования;
  • Накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;
  • Подбор диагностических методик по организации наблюдения и оценки уровня для развития речи дошкольников.

II Этап – Основной (практический)

  • Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по использованию палочек Кюизенера в развитие речи дошкольников.
  • На данном этапе будет происходить вся большая часть работы по приобщению детей к развивающему дидактическому оборудованию. Эта работа будет происходить в несколько этапов: внедрение палочек Кюизенера в образовательный процесс (совместная, самостоятельная деятельность), взаимодействие с родителями. Данная работа будет проводиться с начала второй младшей группы в течение года, в соответствии с планом – графиком. В конце года, проводиться диагностическая методика по определению уровня развития речи дети. С помощью которой, мы можем увидеть, являются ли палочки Кюизенера эффективным способом в развитие речи детей.
  • Разработанная система занятий и игр с использованием дидактического пособия «Цветные палочки Кюизенера» для всех возрастных групп помогут в реализации основных программных задач по речевому развитию: обогащение и активизация словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание культуры речи, обучение детей навыкам связной речи.

III Этап – заключительный

Ожидаемые результаты:

  • разработать систему занятий и игр с детьми дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера;
  • повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов ДОУ по проблеме речевого развития дошкольников с помощью палочек Кюизенера;
  • у дошкольников повысить интерес к занятиям и играм с использованием палочек Кюизенера, для достижения поставленной цели.

Организация деятельности творческой группы

План работы с родителями на 2019-2020г

Форма работы

Мероприятия

Срок

1

Анкетирование

Анкетирование родителей. Определение

позиции родителей о необходимости

внедрения инновационной технологии.

Сентябрь - 2019

2

Групповое

родительское

собрание

Групповое родительское собрание по

ознакомлению с направлениями работы по

речевому развитию

дошкольников.

Октябрь - 2019

3

Консультация

Консультация для родителей «Как

реализовать современную образовательную

технологию - палочки Кюизенера в

дошкольных учреждениях с участием

родителей».

Октябрь-2019

4

Наглядно-информационная

«Развивающие игры и занятия с палочками

Кюизенера».

Ноябрь, декабрь-2019

5

Семейный досуг

«На улице разноцветных палочек».

Январь-2020

6

Творческая

лаборатория

родителей

Совместный семейный альбом с

зарисовками придуманных из палочек

изображений или сюжетов, сказок.

«Научи меня, мама!»

«Папа может всё!».

Февраль, март-2020

7

Лучший семейный

опыт

Изучение, обобщение, распространение

лучшего семейного опыта по работе с

палочками Кюизенера.

Апрель,май-2020

8

Подведение итогов

работы.

Подведение итогов работы. Заполнение

анкет обратной связи родителями и

педагогами. Анализ степени достижения

поставленной цели.

Май, июнь-2020

План работы с педагогами на 2019-2020г

Мероприятия

Срок

1

Организация курсов ПК с включением в учебный план «Использование развивающего дидактического материала».

Ознакомление с развивающим дидактическим оборудованием- Цветные палочки Кюизенера. Методические советы по использованию игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера».

Октябрь-2019

2

Игровой тренинг – практикум «Сложна ли работа с палочками Кюизенера?».

Ноябрь-2019

3

Мастер-классы «Улица разноцветных палочек», « В стране умных игр».

Декабрь-2019

Январь-2020

4

Показ презентации «Сказка подводного мира»,

«Морские обитатели из палочек Кюизенера»,

«Выставка кораблей из палочек Кюизенера».

«Совместный альбом с зарисовками придуманных из

цветных палочек Кюизенера изображений, сюжетов, сказок».

Февраль-апрель2020

5

Подведение итогов работы. Заполнение анкет

обратной связи родителями и педагогами. Анализ

степени достижения поставленной цели.

Май-2020

План работы с детьми на 2019-2020г

Мероприятия

Сроки

1

Приобретение оборудования палочек Кюизенера.

Сентябрь-Октябрь 2019

2

Разработка конспектов занятий и игр для детей второй младшей группы, проведение диагностических методик, с целью выявления уровня развития речи детей.

Ноябрь-декабрь 2019

3

Игры подготовительного этапа:

- Найди и покажи палочку такую же по цвету и подлине.

-Отбери все красные (синие, желтые и т. д.), палочки такой же длины.

-Отбери по одной палочки разного цвета.

-Перечисли все цвета всех палочек на столе.

-Раскрась шарик так, чтобы цвет его и палочки был одинаковым (разным).

-Сопоставить палочки одновременно по цвету и длине. «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных» и

т.д.
Учить следовать заданному алгоритму, точно выполнять словесную инструкцию. Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия, использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине и т.д. развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Январь-2019

4

Апробация игр с палочками Кюизенера с детьми.

Февраль- 2020

5

Апробация конспектов занятий по развитию речи детей.

Март-2020

6

Проведение игр и ООД с палочками Кюизенера

Апрель-май 2019

7

Проведение диагностических методик

Май-2020

Вывод: дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизенера» универсально, соответствуя современным требованиям в соответствии с ФГОС ДО, позволяет успешно решать программные задачи. Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами, с родителями по внедрению в образовательный процесс развивающего дидактического оборудования палочек Кюизенера. Достоинством проекта является система, которая выстроена на основе постепенно усложняющихся задач развития дошкольника, не теряя приобретённые навыки. Задания предлагаются в определённом порядке в игровой форме, которые помогут решать любую умственную задачу, найти пути решения, позволяют проводить корректирующую работу с детьми.

Основное правило: от простого к сложному - способствует развитию внимания, памяти, воображения, речи, расширяет кругозор, пробуждает интерес к познанию нового.

Развитие речи требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового.

Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

Информационные ресурсы:

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000.
  2. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В.
  3. Александрова. - М.: Эксмо, 2013.
  4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  5. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013.
  6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1990.
  7. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы».
  8. Ушакова О.С. «Развитие речи», М., 2000г

Приложение 1

Диагностические методики выявления уровня развития речи дошкольников

Методики обследования Е. А. Стребелева

Методика «Покажи картинку»

Цель: диагностика понимания ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

О6рудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.

Ход обследования: перед ребенком раскладывают картинки, при этом речевая инструкция не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других ориентируясь на следующие словесные инструкции: Покажи, что люди надевают на голову, когда идут на улицу. - «Что люди надевают на руки зимой?» - «Чем пришивают пуговицу?» - «Что нужно людям, чтобы лучше видеть?» - «Чем режут бумагу?» - «Что нужно взять на улицу, если идет дождь?» Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с иней, возможность называть предметы, изображенные на картине.

Методика «Назови, что покажу»

Цель: проверка предметного и глагольного словаря.

Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфеты; груша, кастрюля, корова, корабль, лук, шарф, лиса, реши, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум, памятник. Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: читает, катается, кормит.

Ход обследования: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов действий и назвать их. В случаях затруднения взрослый просит показать определенную картинку, а затем ее назвать.

Методика «Будь внимательным»

Цель: проверка предметного и глагольного словаря.

Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфеты, груша, кастрюля, корова, корабль, шарф, лиса, репа, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум. Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: читает, катает, кормит.

Ход обследования: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов действий и назвать их.

В случаях затруднения взрослый просит показать определенную картинку, затем ее назвать.

Методика «Назови одним словом»

Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку. игрушки — машинка, зайка, мишка, пирамидка, матрешка, картинки с изображением нескольких предметов: одежда и овощи.

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды и овощей, а также игрушки и назвать их одним словом.

Методика «Скажи наоборот»

Цель: диагностика умения употреблять слова, обозначающие признаки предметов.

Оборудование: картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки: здоровая-больная; чистые - грязные, белый-черный; толстая-тонкая; высокий-низкий.

Ход обследования: ребенку предлагают поиграть, подобрав слова-признаки с противоположным значением. Например: «У одного мальчика чистые руки, а у другого - какие?»

Методика «Назови ласково»

Цель: диагностика сформированности умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов: цветок - цветочек, шапка - шапочка, кольцо - колечко, скамейка - скамеечка.

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть и назвать картинки с изображением большого в маленького предметов.

Выявление овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи).

Методика «Назови, что это?»

Цель: выявление овладения обобщающими словами.

Оборудование: картинки с изображением: одежды, фруктов, мебели.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок и назвать их одним словом (одежда, мебель). Затем взрослый просит ребенка перечислить цветы, птиц и животных. Далее ребенку предлагают отгадать предмет по описанию: «Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт» (яблоко). Оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ (морковь); зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сырой, кто же он такой? (огурец); красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный, овощ (помидор).

Методика «Кто как двигается?»

Оборудование: картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, кошки, лягушки, бабочки, змеи.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на Вопросы: Рыба.,. (плавает) Птица.,. (летает). Лошадь ..(скачет). Собака... (бегает) Кошка .. .(крадется, бегает). Лягушка (как двигается?) - прыгает. Бабочка . ..(летает).

Методика «Назови животного и его детеныша»

Цель: выявление уровня сформированности словарного запаса.

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.

Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: «Это кошка, а у нее детёныш - котенок. А это собака, как называется ее детеныш?»

Методика «Подбери слово»

Цель: выявление умения подбирать слова, обозначающие качество действия.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать словосочетание и подобрать к нему нужное слово. Например: «Конь бежит. Как? Быстро». Предлагаются следующие словосочетания: ветер дует... (сильно); собака лает... (громко); лодка плывет... (медленно); девочка шепчет... (тихо).

Методика «Объясни действия»

Цель: выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, которые придают словам различные оттенки).

Ход обследования: ребенку предлагается выслушать слова и объяснить значения слов:

бежать-подбежать-выбежать;

писать-подписать-переписать;

играть-выиграть-проиграть;

смеяться-засмеяться-высмеять;

шел-отошел-вошел.

Методика «Подбери слово»

Цель: выявление понимания оттенков значений синонимов - прилагательных.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по значению к названному слову (прилагательному), Например: умный - рассудительный.; слабый - робкий -. старый.

Методика «Объясни»

Цель: выявление понимания переносного значения прилагательных.

Ход обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима; золотые руки; золотые волосы; колючий ветер; легкий ветерок.

Методика обследования (по Ушаковой, Струниной)

Цель: диагностика

сформированности словаря детей.

Задание 1. Кукла.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.

1) Ребенок называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);

2) дает имя (одним словом);

3) не дает имя (повторяет слово кукла).

2. Скажи, какая Марина?

1) Называет два слова и более (красивая, нарядная);

2) называет одно слово (хорошая);

3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).

3. Что на ней (Марине) надето?

1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);

2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи...» (Это -носочки, это -платье);

3) показывает предметы одежды, но не называет.

4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки - это...?»)

1) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);

2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта...);

3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5. Какая одежда надета на тебе?

1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);

2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);

3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).

6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)

1) Ребенок называет все действия;

2) называет два действия (встала, подняла руку);

3) называет одно слово -действие (стоит или сидит).

7. Что можно делать с куклой?

1) Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);

2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);

3) называет одно слово (играть).

Задание 2. Мяч.

1. Какой мяч (дать в руки ребенка)?

1) Называет два признака и более (круглый, резиновый);

2) называет одно слово;

3) не называет качеств, говорит другое слово (играть).

2. Что с ним можно делать?

1) Называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);

2) называет два действия (играть, бросать);

3) называет одно слово (играть).

3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:

- Что я сделала (бросает мяч)? (Бросила.)

- А ты что сделал? (Поймал.)

- Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил.)

- А я что сделала? (Поймала.)

1) Ребенок называет все глаголы в нужной форме;

2) называет 2-3 глагола правильно;

3) называет только одно действие.

Задание 3.

1. Как одним словом назвать куклу, мяч?

1) Ребенок дает обобщающее слово (игрушки);

2) перечисляет названия (Катя, мяч);

3) говорит одно слово (кукла).

2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем?

1) Составляет рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж);

2) перечисляет игрушки;

3) называет одну игрушку.

Оценка ответов производится следующим образом

Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 - 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла - это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла - это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу - это средний (или ниже среднего) уровень.

Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития

I уровень – высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом

III уровень – низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие детей через технологию палочек Кюизинера и логических блоков Дьенеша

В помощь педагогам, кто ещё не работал с палочками Кюизинера логическими блоками Дьенеша...

Развивающие игры с использованием палочек Кюизинера и блоков Дьенеша

С помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша можно развиват абсолютно все познавательные и психические процессы у дошкольников. Также они могут использоваться в работе с разными возрастными категориям...

презентация о палочках Кюизинера.

задачи, и некоторые задания по палочкам Кюизинера...

Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша палочек Кюизинера

Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша  палочек Кюизинера...

ПАЛОЧКИ КЮИЗИНЕРА

Как использовать в игровой деятельности дошкольников палочки Кюизинера...

Отчет по самообразованию по палочкам Кюизинера

Формирование способности решать математические, интеллектуальные задачи через развивающие игры...