Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
консультация по развитию речи (младшая группа)
В материалле рассказывается как можно использовать театрализовавнную деятельность для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
«Именно в игре ребёнок свободно
владеет речью, говорит то,
что думает, а не то, что надо.
Не поучать и обучать, а играть с ним,
фантазировать, сочинять, придумывать - вот,
что необходимо ребёнку».
Джанни Родари
Огромное значение в жизни ребенка имеют театрализованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она лежит глубоко в природе ребёнка, близка и понятна ему. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи дошкольника. Это актуальная проблема в современном обществе.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Значение театрализованной деятельности: - помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств; - появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению; - совершенствует артикуляционный аппарат; - формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь; - улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий; - дети получают эмоциональный подъём; - способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
.Педагогическая значимость театрализованных игр выражается их обогащающим воздействием на развитие речи, её выразительности, образности, культуры. Через ролевые высказывания ребёнок-дошкольник усваивает смысл и активно экспериментирует со словом, овладевает различными способами выражения мыслей, характера героя спектакля. Сценическое взаимодействие способствует развитию диалогической речи, создаёт реальные ситуации для овладения культурой общения. Театрализованная игра – это сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Во время игры ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно, естественно. В своей работе мы используем следующие виды театрализованной деятельности: - музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов; - художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха); - театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, творческие игры). Основные направления речевой работы в театральной деятельности: - развитие культуры речи - развитие артикуляционной моторики, - речевого дыхания, правильного звукопроизношения. - развитие монологической и диалогической, эмоционально насыщенной формы речи.
Содержание деятельности: - Артикуляционная гимнастика - Чистоговорки и скороговорки - Пластические и мимические этюды - Упражнения на воображение - Упражнения на имитацию движений - Упражнения на активизацию словарного запаса - Упражнения на интонационную выразительность - Упражнения на формирование разговорной речи - Упражнения на речевое дыхание - Игры со словами и без слов - Хороводные игры - Подвижные игры с героями - Инсценирование потешек, стихов, сказок
Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи: словаря, грамматического строя, диалога, монолога. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Дети становятся более раскрепощенными, общительными: постепенно формируется умение формулировать свои мысли и излагать их, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Знакомство детей с театральной куклой и театрализованными играми целесообразно начинать в первой младшей группе. Радостную атмосферу малышам создает просмотр инсценировок и небольших драматизированных сказок. Начиная со второй младшей группы (3-4 года), детей постепенно знакомим с видами театров, основами актёрского мастерства. Для этого используем этюдный тренаж, помогающий развивать внимание, восприятие, память, речь. В этом возрасте у детей формируются простейшие образно-выразительные умения (имитация характерных движений сказочных животных).
Театрализованные игры, способствующие развитию речи:
Театральные этюды:
Театрализованные игры, способствующие развитию речи:
Театральные этюды:
Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим). Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла. Я работник сладкий, Целый день на грядке: Ем клубнику, ем малину, Чтоб на всю наесться зиму... Впереди арбузы — вот!.. Где мне взять второй живот? На носочках я иду — маму я не разбужу Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки. У ребенка в руках воображаемая коробка с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
Игры-драматизации: «Самолет» Поиграем в самолет? (Да) Вы все — крылья, я — пилот. Получили инструктаж — начинаем пилотаж. В снег летаем и пургу, У-у-у-у! Видим чьи-то берега. А-а-а-а! Ры-ры-ры — рычит мотор, мы летаем выше гор. Вот снижаемся мы все к нашей взлетной полосе! Что ж — закончен наш полет. До свиданья, самолет. «Умываемся» Кран откройся, нос умойся, воды не бойся! Лобик помоем, щечки помоем, Подбородочек, височки помоем, Одно ухо, второе ухо — вытрем сухо! Ой, какие мы чистенькие стали! А теперь пора гулять, В лес пойдем мы играть, А на чем поедем — вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед). Стоп! Дальше ехать нам нельзя! Шины лопнули, друзья. Будем мы насос качать, воздух в шины надувать. Ух! Накачали. «Мишка» Косолапые ноги, зиму спит в берлоге, Догадайся и ответь, кто же это спит? (Медведь.) Вот он Мишенька-медведь, по лесу он ходит. Находит в дуплах мед и в рот себе кладет. Облизывает лапу, сластена косолапый. А пчелы налетают, медведя прогоняют. А пчелы жалят Мишку: «Не ешь наш мед, воришка!» Бредет лесной дорогой медведь к себе в берлогу, Ложится, засыпает и пчелок вспоминает ...
Скороговорки на развитие дикции: Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы три недели Карамель на мели ели. Волки рыщут – пищу ищут. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок, Рожица, жук, моржонок, флажок. Виноград, трава, топор, Шар, крапива, помидор, Сковородка, ранец, груша, Крыша, радуга, Каркуша. Маша шла, шла, шла И игрушку нашла: Кошку, матрёшку, шишку, мартышку, Мышку, машинку, пушку, зайчишку, Шар, неваляшку, кутушку, лягушек,- Кто потерял столько игрушек?
Артикуляционная гимнастика: - Здравствуйте, котята! -Мяу, мяу, мяу - Здравствуйте, телята! - Му, му, му. - Здравствуйте, мышата! - Пи, пи, пи. - Здравствуйте, лягушки! - Ква, ква, ква. Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня. А сейчас я – дудочка, дудочка – погудочка. Мне понравилось играть, повторю-ка всё опять. «Поцелуйчик». На счет «раз» сомкнутые губы вытянуть вперед, как для поцелуя; на счет «два» губы растянуть в улыбку, не обнажая зубов. Сомкнутыми вытянутыми губами двигать вверх-вниз, вправо- влево; делать круговые вращения по часовой стрелке и против нее. «Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, добавляется хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
На занятиях мы используем различные виды театров: - перчаточный - настольный - кукольный - пальчиковый - костюмированный - масочный - теневой. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализованные занятия развивают и эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Они всегда радуют детей, способствуют не только речевому, но и умственному развитию. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. . Ребёнок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления. Влияние театрализованной деятельности на развитие детей неоспоримо. Это один из самых эффективных способов развития речи и проявления творческих способностей младших дошкольников. Именно в театрализованной деятельности наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя. Человек формируется в деятельности.
Чем разнообразнее деятельность, тем разнообразнее личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений,Любой малыш здесь хочет побывать.Вдруг...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений,Любой малыш здесь хочет побывать.Вдруг...
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
К сожалению, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения способности правильно говорить. Вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс ...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
В данном материале говорится о формировании диалоговой, эмоциональной, насыщенной речи детей, что они лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, развитие речи детей ...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Развитие речи детей младшего тдошкольного твозраста через театрализованную деятельность...
План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»План по самообразованию Кадралинова Надежда ДамировнаЦель: создать условия для ра...