Семинар для воспитателей
консультация по развитию речи

Березнёва Валентина Юрьевна

 Технология «Волшебная лупа». Авторы программы «ПРОдетей» предлагают применять технологию «Волшебная лупа» для опытно-экспериментальной деятельности: для выявления свойств и качеств различных материалов и предметов, а также для развития у детей категориального восприятия.

Мы же решили использовать данную технологию, чтобы сфокусировать внимание детей на определенных предметах, деталях, действиях или событиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_vospitateley.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей детского сада

 Технология «Волшебная лупа». Авторы программы «ПРОдетей» предлагают применять технологию «Волшебная лупа» для опытно-экспериментальной деятельности: для выявления свойств и качеств различных материалов и предметов, а также для развития у детей категориального восприятия.

Мы же решили использовать данную технологию, чтобы сфокусировать внимание детей на определенных предметах, деталях, действиях или событиях.

 Свойства «волшебных луп» (волшебная лупа – это карточки-макеты луп, у которых вместо стекла определенное изображение-символ):

1) Лупа – глаз. Ребенку необходимо от имени героя или предмета рассказать, что он видит;

 2) Лупа – рот. Ребенку необходимо рассказать, какой голос у героя, что и как он говорит. Если герой - «неодушевленный предмет», то возможно описать какой он на вкус;

 3) Лупа – ухо. Ребенку необходимо выразить, что может слышать герой вокруг себя;

 4) Лупа – рука. Ребенку необходимо сказать, что делает герой;

 5) Лупа – нос. Ребенку необходимо рассказать, какой запах чувствует герой; 6) Лупа – зеркало. Ребенок рассказывает, как выглядит герой или предмет.

Работать с «волшебными» лупами можно по такому алгоритму:

 1) Внимательно посмотрите на предмет через «волшебную лупу»;

 2) Скажите своему партнеру, что вы видите;

 3) Передайте «волшебную лупу» своему партнеру;

 4) Посмотрите, увидел ли ты тоже, что и твой партер и скажи ему об этом. Варианты применения «волшебных луп»:

 ∙ При составлении описательных рассказов о каком-либо предмете или герое;

 ∙ При составлении рассказов по сюжетной картине;

 ∙ Для придумывания загадок;

 ∙ При рассказывании историй из личного опыта.

 Пример придумывания загадки с применением «волшебных луп»: ребенок прячет предмет, о котором будет составлена загадка в «чудесный мешочек, перед собой кладет «волшебные лупы» и начинает описывать качества предмета. Круглый, рядом с ним дети (лупа-глаз); дети смеются, радуются (лупа-ухо); несъедобный (лупа-рот); вокруг пахнет травой (лупа-нос); разноцветный (лупа-зеркало), его можно кидать, ловить (лупа-рука). Ответ: мяч.

Применяя «волшебную лупу» ребенок учится субъективно оценивать и описывать состояние героя, его характер, действия, поступки и т.д., отношение героя к существующей или возможной ситуации.

 Технология «Парные коммуникации». Суть технологии заключается в том, что дети делятся на пары и каждая пара получает две карточки. На одной изображено ухо, что означает «слушаю», на другой изображены губы - «говорю». Дети самостоятельно распределяют, кто будет говорить, а кто слушать, затем меняются карточками.

 Варианты применения технологии «Парные коммуникации»:

 ∙ При обсуждении новостей на утреннем или вечернем групповом сборе;

 ∙ После прочитанного произведения или рассказанной истории;

 ∙ После просмотра мультфильма и.т.п.

Данная технология дает возможность развивать диалогическую речь детей, совершенствовать коммуникативные навыки. В процессе работы в парах у каждого ребенка есть возможность высказаться и быть услышанным, научиться активному слушанию, задавать вопросы, контролировать свое поведение в соответствии с правилами.

 Технология «Лаборатория историй». Данная технология направлена на развитие у дошкольника понимания текста, а также внимания и памяти, способствует обогащению опыта ребенка и расширению его словарного запаса; помогает усвоить новые слова и понятия, обеспечивая возможность их употребления в контексте чтения книг и обсуждения с детьми.

 Суть технологии в том, что детям предлагаются особые карточки с картинками, обозначающими то, на чем ребенку следует сконцентрировать внимание во время чтения или рассказывания истории педагогом. Со значением карточек детей необходимо знакомить заранее. После прослушивания истории начинается активное обсуждение содержания — друг с другом в больших и малых группах, а также в парах.

 Пример работы с «Лабораторией историй»: детям предлагается карточка с заданием «как ты думаешь, что случится дальше?». Педагог рассказывает сказку «Лисичка сестричка и волк», по окончании чтения обращает внимание детей на карточку с заданием, дети начинают делиться своими мыслями о том, что же может случиться с волком и лисой дальше.

 И еще один, на наш взгляд, немало важный факт – это то, что любая педагогическая технология развития коммуникативно-речевых навыков должна определять позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!». Тогда будет достигнута ситуация свободного общения ребенка с взрослыми и сверстниками, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим.

Источник:

семинар для воспитателей детского сада на тему: технология "волшебная лупа" | Учебно-методический материал (подготовительная группа): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар с воспитателями: «Обучение детей правилам дорожного движения»

Выстуление на семинаре "Обучение детей правилам дорожного движения в ДОУ"...

Семинар для воспитателей «КНИГА – лучший воспитатель»

Данный семинар позволяет педагогам осознать ценность книги в дошкольном возрасте....

Семинар для воспитателей коррекционных групп: «Совместная работа логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию речи»

Коррекционная работа воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...

Семинар для воспитателей «Привитие дошкольникам навыки поисковой и исследовательской деятельности» Подготовила:Валиджанова А.Ш.- воспитатель МКДОУ№ 4

Тема:  «Детское экспериментирование как особая форма поисковой деятельности ребенка.»           «Начало познаний… всегда вытекает из ощ...

Семинар для воспитателей на тему: «Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»

Семинар для воспитателей на тему:«Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»...