Опыт работы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Чернявская Алена Михайловна

Опыт работы по теме " Развитие речи детей через художественную литературу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx394.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №9

«Канашевский детский сад «Золотой ключик»

Опыт работы

Тема: «Развитие речи, через художественную литературу»

Воспитатель:

Чернявская Алена Михайловна

2023 г.

Содержание:

1. Актуальность опыта…………………………………………...…………

3

2. Тема и цель опыта ……..…………………...………………….…………

4

4. Содержание опыта …………………..……………………………………

5

5. Заключение …..……………………………………..……………………..

11

Список библиографической литературы…………...…………………....

12


Введение.

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи.

Данное направление представлено в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в образовательной области «речевое развитие».

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является в настоящее время одной из актуальных, так как общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников.Современное общество получает информацию не из книг, а из сети Интернет и практически исчезла практика семейного чтения. К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем рядом со взрослым и с книгой в живом окружении. Вследствие этого речевые возможности детей ограничены. Рассказы детей зачастую бедны, ситуативны, их речь невыразительна и фрагментарна.

Подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А. Сохина.

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами произведений художественной литературы занимались М. К. Боголюбская, С. С. Бухвостова, Е. Н. Водовозова, Ю. Г. Илларионова, Н. С. Карпинская, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, А. П. Усова, К. Д. Ушинский, и др.

По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг – тропинка по которой, умный думающий педагог находит путь к сердцу ребенка», так как из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений. Книга служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи. Книга обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература с которой впервые встречается ребенок должна его вводить в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа.

Такой литературой являются произведения устного народного творчества (потешки, прибаутки, скороговорки, загадки, пословицы, заклички, сказки и.т.д.) Поэтому цель своей педагогической деятельности определила - развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений - выявила, что развитие речевойактивностинеобходимо рассматривать в качестве одной из наиболее значимых, можно сказать – приоритетных задач воспитания. А художественная литература дает богатый материал для речевой деятельности.

Исходя из этого, я выбрала тему своего опыта работы «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста, через художественную литературу».

Для достижения цели сформулироваласледующие задачи:

Формировать интерес к художественной литературе.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.

Развивать творческие способности у детей.

Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Ознакомление детей с детской художественной литературой будет способствовать развитию разных сторон речи детей при следующих условиях.

Содержание опыта.

Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы.

Изучив особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, определила основные направления деятельности:

  • Правильного подбора художественной литературы;
  • создание речевой развивающей среды;
  • Целенаправленного использования художественной литературы в разных видах деятельности;
  • При правильной организации совместной работы с родителями;
  • Работа с социумом (посещение библиотеки, музеев).

Работа по развитию речи в процессе ознакомления с литературой, претендующая на эффективность, должна строиться на следующих принципах:

1) интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры, режимные моменты и др.);

2) активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованную;

3) индивидуального подхода, учета индивидуальных предпочтений детей, их склонностей, интересов, уровня развития;

4) создания эстетической среды в повседневной жизни, оформления соответствующего интерьера;

5) бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в разнообразных его проявлениях.

Ведущими формами и методами работы стали: занятия, экскурсии (в детскую библиотеку), игры, литературные викторины и праздники, игры-путешествия, дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру речи, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников.

Формирование интереса и потребностей в чтении (восприятии) книг мы начинали со знакомства с книжным уголком.

Для обогащения речевой развивающей среды, помимо тематических выставок книг, поместила альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей с их произведениями.Знакомила детей с детскими поэтами и писателями Южного Урала.Оформила папку с иллюстрациями к сказкам.

При ознакомлении детей с новыми книгами использую разные приемы:

• В книжный уголок помещаю новую книгу. Дети сами рассматривают иллюстрации, пробуют определить, к какому жанру относится это произведение (сказка, рассказ, стихотворение), о чём оно. В начале занятия расспрашиваю детей об их предположениях, хвалю за наблюдательность и называю произведение.

• Показываю предметы, о которых упоминается в произведении, и которые дети не знают, называю их, объясняю назначение.

• Предлагаю, ориентируясь на название, высказать предположения относительно содержания книги.

В книжном уголке оформили выставку «Моя любимая книга», где дети приносят свои любимые книги.

С самого рождения мамы используют фольклорные произведения при одевании, кормлении, умывании, укладывании спать, а ведь они как ни что другое помогают развить речь ребенка.

Народные потешки, прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который я использую на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Дети запоминают четверостишие и активно их используют в повседневной жизни.

Развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявиться у ребенка в самых разнообразных жанрах – сочинение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения, что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.

Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению К. И. Чуковского экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию.

Важное место в своей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным смыслом.

Самым любимым жанром у детей в художественной литературе является сказка. Сказка и игра во все времена имели огромную власть над детским сердцем. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Как хочется быть похожим на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью. И ничто так не развивает речь, как театральная деятельность детей по прочитанной книги.

В своей практике стараюсь широко использовать: показ кукольных и театральных представлений для детей, литературные досуги и вечера встреч по прочитанной книге.

Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить, играя. Кроме того, театрализованная деятельность – это очень эффективное средство вторичного ознакомления с художественным произведением.Театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.Участвуя в инсценировках, каждый ребенок проявляет свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

В своем театральном уголке обновила разные виды театров (кукольный, теневой, на фланелеграфе, на ложках, пальчиковый и др), для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей.

Очень нравятся детям организуемые для детей младших групп показы мини-спектаклей по литературным произведениям с применением разных видов театра: игры - драматизации, настольного и кукольного театра. При постановке дети так же используют театральные игрушки, сделанные или слепленные своими руками.

Дети охотно рисуют любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, применяя их в показе новых придуманных сказок или для оформления книг-самоделок.

Развитие речи через знакомство с художественной литературой дает лучшие результаты, если объединены усилия педагогов и родителей, но в силу своей загруженности родители не так часто читают детям книги или очень мало уделяют внимания чтению детям. В связи с этим наметила работу с родителями. Разработала перспективный план.

Провела родительское собрание на тему «Книга твой друг – без неё как без рук». Консультации «Ребенок и книга». «Положи свое сердце у чтения». «Что и как читать детям». «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи», «Как воспитать «читайку», «На сколько, важно читать ребенку», «Роль книги в развитии ребенка».

Провела игры на знание сказок, индивидуальные беседы с родителями детей, которые не проявляют интереса к художественной литературе.

Рекомендовала родителям художественную литературу для чтения детям данного возраста. Для интереса к художественной литературе предложила сводить в библиотеку. В группе проведена акция «Подари ребенку книгу». Родители откликнулись.

Подготовила список рекомендуемой литературы по Федеральной Образовательной программе в старшей группе.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детского сада.ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми.

Чтобы повысить интерес подрастающего поколения к чтению, привить любовь и уважение к книге. Помогают внедрение и использование новых технологий. И одно из направлений, которое в данное время набирает обороты в обществе, является «Популяризация чтения», а именно «Буккросинг».

Если в семье любят и много читают, то и ребенок будет подражать образу жизни своей семьи.

Следуя новым технологиям организовала в фойе группы уголок «Буккросинг», что означает «прочитал сам- передай другому», гдеродители и дети обмениваются книгами.

С помощью буккросинга появилась новая традиция моей группы- обмениваться книгами. Дети и родители стали имеют возможность больше общаться друг с другом, делиться впечатлениями, получают много новой дополнительной информации. Так же для родителей, проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе».

Для более эффективной работы организовала работу с социумом. С детьми постоянно посещаем Дом культуры села, знакомимся с профессией библиотекаря, с книгами, имеющимися в библиотеке. Библиотекарь подробно рассказывает детям для чего нужны книги, как надо обращаться с книгами, формировать бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не заворачивать листики).

Во время пребывания в библиотеке, дети:

Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.

Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.

Участвуют в физкультминутке.

Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.

Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.

Смотрят советские мультфильмы (не нарушая Сан Пин).

Вообще занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, задорно и познавательно. Наш библиотекарь придумала – «Сказочный рюкзачок"- это яркий ранец, в который помещаются новые детские книги, который передается в группу, для поддержания интереса к «чтению» и художественной литературе.


Анализ результативности опыта

Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру, у детей повышается интерес к книге, художественной литературе, дети стремятся использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи, дети учатся задавать вопросы по прочитанному. Стараются бережно относиться к книге.

Мы с ребятами стали много читать: утром, во время проведения мероприятий, перед сном, на прогулке. Ребята стали самостоятельно проводить много времени в нашей минибиблиотеке: берут книги, рассматривают их, а потом обмениваются друг с другом. Дети с удовольствием выбирают понравившуюся книгу и читают ее дома с родителями, а для других ребят приносят из дома свою.

Подведя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы:

- повысился интерес детей к чтению, к книгам, дети активно включаются в читательскую деятельность. знают наизусть много стихов, потещек, сказок, высказывают свое отношение к героям литературных произведений.

Большим спросом пользуются у детей настольные игры «Слоги и слова», «Веселый алфавит», «Буквы» и другие.

- Прослеживается положительная динамика развития речи детей по средствам художественной литературы. речь детей стала более выразительной, четкой, эмоциональной;

- вдвое увеличилось число родителей, заинтересовавшихся данной проблемой и принявших активное участие в ее решении; укрепилась практика «семейного чтения»;

- С огромным желанием дети стали играть в сюжетно-ролевую игру «Библиотека» в группе.

Таким образом, система работы по развитию речи детей посредством приобщения к художественной литературе является целенаправленной.

Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что речевое развитие детей можно улучшить при:

- систематической работе;

- создании речевой развивающей среды.

Полученные результаты подтверждают эффективность и необходимость проведённой работы: процесс речевого развития посредством литературных произведений у детей старшего возраста будет протекать эффективно, если с детьми систематически проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность при непосредственном участии детей, педагогов и родителей.

Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников, так как взаимодействие с родителями, повлияло на повышение знаний, речевых умений и навыков у детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Есть все основания полагать, что любовь к книгам, к чтению сохраниться у детей на всю жизнь. А значит красивая богатая речь им гарантирована.


Список библиографической литературы:

#1043;ербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми» М.: Просвещение, 2004

2. Горбушина Л.А, Николаичева А.П.» Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста»; М.: «Просвещение», 1985г.

#1041;ородич А.М. «Методика развития речи детей» М.: Академия, 1981.

#1040;лексеенко В.В., Лощинина Я.И. «Играем в сказку» М.; Издательство «Дом. ХХI век»,2008 г.

#1043;аланов А.С. «Сказка для детей с развивающими заданиями и играми»; М.: Издательство «АРКТИ», 2002 г.

#1043;риценко З.А. «Ты детям сказку расскажи»; М: «Линка - Пресс»,2003г.

#1043;урович Л.М. «Ребенок и книга» Книга для воспитателя детского сада. М.: «Просвещение», 2002.

#1059;шакова О.С. Гавриш Н.В, Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ «Сфера», 2003.

#1064;орохова О.А. «Играем в сказку». М.: ТЦ «Сфера» , 2010 г.

#1043;урович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства.//Дошкольное воспитание, 2004г, №8

11. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: «Просвещение», 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...