Развитие речи во второй младшей группе «В мире сказок»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Развитие речи является одной из основных задач воспитания детей. Ведь речь непосредственно связана ссенсорными процессами, воображением, мышлением, памятью и эмоциями. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли и чувства, тем успешнее он познаёт окружающий мир, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически.
Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребёно, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией. Сказки вырабатывают у детей художественный вкус. Подражая речи героев сказки, дети учатся правильному и четкому звукопроизношению, выразительному интонированию, четкой артикуляции. Маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к культуре и мудрости своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_vo_vtoroy_mladshey_gruppe_v_mire_skazok.odt | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи во второй младшей группе «В мире сказок»
Индивидуальная методическая разработка
Автор: Волкова Елена Викторовна,
воспитатель
г. Санкт-Петербург
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение……………………………………………………………………….3
Актуальность……………………………………………………………...3
Проблема………………………………………………………………….4
Цель………………………………………………………………………..4
Задачи……………………………………………………………………...4
Предполагаемые результаты…………………………………………….4
- Перспективный план работы на год……...………………………………….5
- Заключение…………………………………………………………………..11
- Список литературы………………………………………………………….12
Приложение 1……………………………………………………………………….13
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Развитие речи является одной из основных задач воспитания детей. Ведь речь непосредственно связана с сенсорными процессами, воображением, мышлением, памятью и эмоциями. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли и чувства, тем успешнее он познаёт окружающий мир, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически.
Проблемой развития речи детей в дошкольном возрасте занимались такие учёные как Л.С. Выготский, А.С. Леонтьев, Е.И. Тихеева.
На сегодняшний день проблема развития речи приобретает особую актуальность. Всё большее количество детей испытывают затруднения в речевом развитии или имеют ограниченный словарный запас. Потребность малышей в общении удовлетворяется недостаточно. Вот почему основная задача педагога - помочь детям развить и обогатить речь.
Одним из эффективных средств развития речи является сказка. Это совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка. Сказка — замечательное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и малышам и взрослым. В мир сказок ребёнок попадает с раннего детства. Однажды придя к малышу, она остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи. Она богата лирическим вставками, запоминающимися характеристиками персонажей, меткими сравнениями, яркими эпитетами, ритмической напевностью и диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, традициями, обычаями, укладом русской жизни.
Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребёно, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией. Сказки вырабатывают у детей художественный вкус. Подражая речи героев сказки, дети учатся правильному и четкому звукопроизношению, выразительному интонированию, четкой артикуляции. Маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к культуре и мудрости своего народа.
Современная методика развития речи содержит разнообразные приёмы совершенствования всех сторон речи дошкольников. Их можно использовать при знакомстве детей со сказками. Рассмотрим некоторые из них:
- Чтение вслух и рассказывание сказок – им принадлежит главенствующая роль в ознакомлении детей со сказками.
- Моделирование сказок. Использование геометрических форм, схематичного изображения, как стимульный материал для составления сюжетов сказок. Использование зрительного плана — схемы делают сказки четкими, связными и последовательными.
- Ритмизация (простукивание, прохлопывание ритма, отражающего особенности движения – быстрый, моросящий дождик, настроение героев – «идет грустный медвежонок», «скачет веселый зайка»).
- Психогимнастика - выразительная передача в мимике, движениях эмоциональных состояний.
- Музыкальное сопровождение
- Словесное рисование - точное определение словами состояний героев («петушок обиделся»), изображение их позы, мимики, жестов не раскрытых в контексте литературного произведения (глаза у мышат радостные, они улыбаются, пляшут).
- Словесная режиссерская игра – упражнение детей в звуковом оформлении связного высказывания (разная сила голоса, темпа и ритма речи), использование в речи образных выражений, сказочных повторов
- Драматизация – «это игра детей в рассказанное или прочитанное произведение» Р. И. Жуковская
С древнейших времен сказка является обязательной частью воспитания каждого ребёнка. Она помогает доступным языком научить детей жизни, рассказывает им о добре и о зле. Благодаря сказке дети рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли. Она - лучший помощник в формировании основ общения и поведения.
Проблема: недостаточное развитие речи у детей в группе, а в отдельных случаях почти полное ее отсутствие.
Цель: создание системы работы по развитию речи детей, а также развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей посредством сказок.
Задачи:
- целенаправленно обогащать словарь детей, активизировать его;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей;
- совершенствовать грамматически правильную речь;
- воспитывать звуковую культуру речи;
- формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер;
- воспитать у детей положительные черты характера (отзывчивость, доброжелательность, сочувствие, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения).
Предполагаемые результаты:
- развитие речи детей, обогащение словаря и навыков связной речи;
- совершенствование интонационной выразительности речи;
- формирование умения рассказывать знакомые сказки.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД
Неделя | Занятия | Задачи | Материалы | Работа с родителями |
СЕНТЯБРЬ «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обработкаМ. Булатова) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками |
2 | Вспоминание и совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | |
3 | Слушание аудиосказки. Моделирование сказки | 1. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действий. 2. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). 3. Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели. | Мнемотаблицы к сказке | Консультация «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» (папка-ширма) |
ОКТЯБРЬ «Волк и козлята» (обработка А.Н. Толстого) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Анкетирование родителей «Сказка в жизни ребёнка» |
2 | Вспоминание ии совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | |
3 | Показ настольного театра | 1. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. 2. Поощрять участие в рассказывании сказки. 3. Развивать интонационную выразительность речи. 4. Воспитывать любовь к театру. | Настольный театр | Консультация «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой» |
НОЯБРЬ «Лиса и заяц» (обработка В. Даля) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Консультация «О чём рассказывает сказка» (папка-ширма) |
2 | Вспоминание ии совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | Практическое задание «Моя любимая сказка» (сотворчество ребёнка и родителей) |
3 | Показ настольного театра | 1. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. 2. Поощрять участие в рассказывании сказки. 3. Развивать интонационную выразительность речи. 4. Воспитывать любовь к театру. | Настольный театр | |
ДЕКАБРЬ «Снегурочка и лиса» (обработка М. Булатова) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Консультация «Как ускорить процесс понимания сказки» (папка-ширма) |
2 | Вспоминание ии совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | Видеоконсультация «Как подружить ребёнка с книгой» |
3 | Слушание аудиосказки. Моделирование сказки | 1. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действий. 2. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). 3. Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели. | Мнемотаблицы к сказке | |
ЯНВАРЬ «У страха глаза велики» (обработка М. Серовой) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Консультация «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка» (папка-ширма) |
2 | Вспоминание ии совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра: настольный, бибабо и др. |
3 | Театр бибабо | 1. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. 2. Поощрять участие в рассказывании сказки. 3. Развивать интонационную выразительность речи. 4. Воспитывать любовь к театру. | Куклы бибабо | |
ФЕВРАЛЬ «Кот, петух и лиса» (обработка М. Боголюбской) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Оформление альбома «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей) |
2 | Вспоминание ии совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | Работа с родителями по изготовлению бумажных масок персонажей |
3 | Игра-драматизация | 1. Учить внимательно слушать сказку, сопровождаемую показом перчаточных кукол. 2. Формировать у детей понятие о сказке, как литературном произведени. 3. Закрепить знания о сказочных героях, их особенностях (внешнем виде, характере, способе говорить). 4. Активно участвовать в исполнении песенки лисы 5. Воспитывать любовь к театру, эмоциональную отзывчивость. | Деревянная распашная ширма, бумажные маски персонажей | |
МАРТ «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Видеоконсультация «О чем и как беседовать с детьми после чтения» |
2 | Вспоминание ии совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | Советы «Читаем и играем» |
3 | Слушание аудиосказки. Моделирование сказки | 1. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действий. 2. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). 3. Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели. | Мнемотаблицы к сказке | |
АПРЕЛЬ «Упрямые козы», узб. обр. Ш. Сагдуллы | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Видеоконсультация «Как и когда рассказывать сказки» |
2 | Вспоминание и совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | Буклет «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» |
3 | Игра-пазлы | 1. Напомнить детям героев сказки. 2. Развивать логическое мышление, внимание. | Пазлы | |
МАЙ «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | |
2 | Вспоминание и совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | |
3 | Слушание аудиосказки. Моделирование сказки | 1. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действий. 2. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). 3. Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели. | Мнемотаблицы к сказке | Семинар-практикум для родителей «По сказочным тропинкам» |
ИЮНЬ «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Буклет «Дидактические игры на развитие речи на примере сказок» |
2 | Вспоминание и совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | |
3 | Отгадывание загадок о героях сказки | 1. Уточнить представление детей о загадках. 2. Учить отгадывать описательные загадки. 3. Развивать логическое мышление. | Изображения персонажей сказки | |
ИЮЛЬ «Пых», белорус. обр. Н. Мялика | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Видеоконсультация «Сказки на ночь» |
2 | Вспоминание и совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | |
3 | Показ пальчикового театра | 1. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. 2. Поощрять участие в рассказывании сказки. 3. Развивать интонационную выразительность речи. 4. Воспитывать любовь к театру. | Пальчиковые фигурки персонажей | |
АВГУСТ «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Анкетирование «Речь моего ребёнка» |
2 | Вспоминание и совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | |
3 | Игра-имитация | 1. Учить детей координировать свои движения с текстом (из сказки). 2. Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки | Книга с текстом сказки |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, приобщение ребёнка к сказкам следует начинать с раннего детства. Она вносит разнообразие в жизнь малышей, дарит им радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказки помогают расширить словарный запас ребёнка, а также развить связную логическую речь. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.
Работая над данной проблемой, я пришла к выводу, что планомарное систематическое использование сказок является эффективным средством развития речи детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева Н.Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: У истоков общения. - М.: Педагогика, 2001
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учеб. пособие для воспитателей дошк. учреждений, студентов пед. колледжей и вузов, родителей дошкольников. - М.: ЮВЕНТА, 2001
- Вачков, И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2007
- Веракса Н.Е.,Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. - М.: Мозаика-Синтез, 2017, 2018
- Гербова В.В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. и др. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1981
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - СПб: Детство-Пресс, 2009.
- Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. : Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2004
- Интернет сайты: «Играем до школы», «;, «;, «;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.
Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...
Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Тема: "Путешествие в страну сказок"
Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе с интеграцией задач образовательных областей в контексте с ФГТ - познание, социализация, коммуникация, здоровье, музыка, чтение ху...
Познавательное развитие(развитие речи) во второй младшей группе №1. Тема: «Путешествие в страну сказок»
Формировать умение эмоционально и активно воспринимать сказки, участвовать в игре драматизации; развивать творческое воображение,активизировать речь детей,певческие умения и ритмичность движения;воспи...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Сундучок сказок"
Задачи:Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать свои знания).Упражнять детей в...
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Мир сказок»
Конспект НОД "Мир сказок"...
Конспект по развитию речи во второй младшей группе «По дорогам сказок»
Цель занятия: Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции....
Конспект занятия по развитию речи с детьми младшей группы "В мире сказок"
ель: Уточнение и расширение представления у детей о сказках, развитие речевой деятельности детей.Задачи:...