Проект"Путешествие в космос"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

В данном проекте материал для изучения темы "Космос" с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_kosmos.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Специализированное структурное образовательное подразделение

АО "МЕТРОВАГОНМАШ" Дошкольное образовательное учреждение Детский сад №4 "Алëнушка" АО "МЕТРОВАГОНМАШ"

Паспорт проекта «Путешествие в космос»

Вид проекта: краткосрочный

Сроки реализации: 10.04-14.04.2023г

Подготовили и провели:

Жукова О.В.

Крутилина К.И.

г. Мытищи, 2023

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

(для детей 6 – 7 лет)

«ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»

Актуальность:

 Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано. Загадки вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях.

 

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное»

«Познавательное»

«Художественно-эстетическое»

«Физическое»

 

Цель:

 Расширить знания детей о Космосе и о планетах солнечной системы, обогатить словарный запас по теме «Космос»; развивать логическое мышление, воображение, творческую и двигательную активность.

 

Задачи:

Продолжать расширять знания детей о космосе и космическом пространстве.

Дать детям представление о том, что Вселенная – это множество звезд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.

Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым летчиком - космонавтом Ю.А. Гагариным.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса. 

Ежедневные беседы по темам:

Планеты.

Звезды.

Зачем нужно изучать космос?

Орбитальная станция – дом на орбите.

Искусственные спутники Земли. Первый российский искусственный спутник.

Российские конструкторы космических кораблей.

Животные в космосе.

Первый полет человека в космос. Космонавт №1 Юрий Алексеевич Гагарин.

Корабль «Восход». Первый выход человека в открытый космос.

Космонавт Алексей Архипович Леонов.

Женщины в космосе. 

 

Обогащение словаря (лексический минимум):

Космос, планета, Земля, Луна, Марс, Солнце, звезда, созвездие, шар, тело (космическое), комета, метеорит, ракета, корабль, луноход, спутник, полет, орбита, станция, землянин, космонавт, астроном, скафандр, невесомость, телескоп,   затмение;   первый,          искусственный,   звездный,   космический, орбитальный, межпланетный, межзвездный, солнечный, лунный, земляной, далекий; летать, взлетать, стартовать, запускать, осваивать, прилуняться, приземляться, фотографировать,       исследовать,          передавать,         отражать, вращаться; быстро, высоко, далеко.

 

Дидактические игры:

«Космическое путешествие», «Что лишнее и почему?», «Подбери признаки».

 

Подвижные игры:

«Веревочка», «Космонавты».

 

Сюжетно – ролевые игры:

«Космическое путешествие».

 

Опыт:

«Метеориты и метеоритные кратеры».

 

ФЭМП:

«Путешествие в космос».

 

Физкультминутки:

«Подготовка к полету», «Космическая физкультминутка», «Скафандр космонавта».

 

Чтение художественной литературы:

Загадки, В. Степанов «В темном небе звезды светят…», рассказ О. Григорьевой о Юрии Гагарине, Н. Яковлева «В космос!», Ю. Яковлева «Трое в космосе», Самая первая энциклопедия «Космос», А.В. Митяев «Сегодня праздник 12 апреля», М.В. Водопьянов «Космонавт – 1».

 

Творческая деятельность:

Рисование «Мой космический корабль»

Лепка «Инопланетянин» 

Коллективная работа «Полет в Космос».

 

Развитие речи:

Составление рассказов по сюжетным картинкам; знакомство со звуком и буквой К.

 

В понедельник утром дети, придя в садик, увидели на стенах коридора картинки и плакаты, посвященные празднику «День космонавтики». Ребята очень заинтересовались, стали задавать много вопросов.

Что такое космос?

Для чего человек осваивает космическое пространство?

Какие планеты существуют и сколько их?

Что такое спутник?

Что такое кометы?

Кто самый первый полетел в космос?

Для чего космонавтам нужен скафандр?

Какими качествами должен обладать космонавт? И т.д.

 

 Для воспитанников был организован просмотр презентации на тему «Космос» и познавательного мультфильма о путешествии кролика в космос.  Первая беседа с детьми была на тему «Планеты и звезды». После чего, у детей возник вопрос: «Для чего нужно изучать космос?».

Затем последовал вопрос: «Как можно изучать космос?». Тогда с детьми была проведена беседа про орбитальные станции, искусственные спутники Земли и космические корабли.

 Тут же возник вопрос: «Кто и как создал космические корабли?». Рассказ о российских конструкторах космических кораблей.

 «Кто самый первый полетел в космос?». Рассказ о собаках (Лайка, Белка и Стрелка).

«Кто полетел в космос после собак?». Рассказ о Ю.А. Гагарине.

 

Дидактическая игра «Космическое путешествие».

Цель: Закреплять употребление предлогов напод для обозначения пространственного расположение предметов. Развивать фразовую речь.

Материал: Графические схемы предлогов напод. Серия картинок по теме «Космос».

Ход игры: Педагог выставляет на магнитную доску серию картин и графические схемы предлогов. Предлагает детям отправиться в космическое путешествие и составить предложения, используя картины и схемы.

  

«Кто первый вышел в открытый космос?». Рассказ о корабле «Восход» и космонавте А.А. Леонове.

«Только мужчины летали в космос?». Рассказ о В.В. Терешковой, С.Е.

Савицкой, Е.В. Кондаковой.

 

Физкультминутка «Космическая». В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете.

(Потянуться – руки вверх). 

А внизу леса, поля –  (Наклониться).

Расстилается земля.

(Руки развести в стороны).

Затем дети изображают, как ходят на Луне, т.е. ноги на ширине плеч и медленно прыгает вбок.

 

 Детям было предложено нарисовать космический корабль таким, каким они его себе представляют. Был предоставлен материал для изодеятельности: бумага разных оттенков, пластилин, гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки и цветные карандаши.

 

 Как-то раз, придя из дома, одна из воспитанниц рассказала, что она смотрела мультфильм и там прозвучало «Метеоритные кратеры». Вопрос: «Что это такое?». Чтобы ответить на этот вопрос, я попросила детей принести из дома по стакану муки.

        Опыт «Метеориты и метеоритные кратеры».

- Представьте, что мука, это поверхность планеты, а мячик – это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, сто образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжелый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).

 

        Дидактическая игра «Подбери признаки».

Цель: расширять слова детей за счет слов-признаков. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Материал: мяч, серия картин по теме «Космос».

Ход игры: педагог раскладывает перед детьми картины, уточняет названия предметов и объектов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а вы отвечать».

В космосе много планет. Каких планет? (Больших, красивых, далеких…) Космонавт прилетел на станцию. Какую станцию? (Орбитальную, космическую, далекую…) У космонавтов груз. Какой груз? (Нужный, тяжелый, космический…) В телескоп видно небо. Какое небо? (Звездное, чистое, темное…) На небе звезды. Какие звезды? (Голубые, белые, желтые…) 

Затем дети самостоятельно составляют предложения по картинкам, используя имена прилагательные. 

          

          Ф.Э.М.П. «Путешествие в космос» Программное содержание:

закрепить знания о составе числа 5 из двух меньших чисел;

закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в определении их на ощупь;

упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;

закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа;

упражнять в умении различать и называть цифры по порядку;

упражнять в сравнении двух групп предметов;

развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, самостоятельность.

 Материал: трафарет «ракета»; геометрические фигуры: квадраты, прямоугольник, круг, треугольники; карточки с изображением предметов, картина с изображением орбиты, спутников; куб с изображением цифр на гранях; карточки со знаками «+» и «-», звездочки – раздаточный материал; дорожка с изображением геометрических фигур; «летающие тарелки»; сундучок с кодовым замком; картина «Вселенная»; звездочки.  

         Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята, вы любите путешествовать? Почему вы любите путешествовать? Сейчас я предлагаю отправиться в космическое путешествие. На чем можно полететь в космос?

        На мольберте – трафарет «ракета».

Но ракета не готова к полету. Мы должны собрать ее из геометрических фигур. Воспитатель раздает геометрические фигуры.

С закрытыми глазами определите, какая геометрическая фигура у вас в руках и назовите ее. Встаньте по порядку в соответствии с цифрой на вашей геометрической фигуре.

Соберите ракету из геометрических фигур, начиная с цифры 1.

 Ракета готова к полету. Осталось дать команду. Посчитайте от 10 в обратном порядке. Пуск!

 

 

2. Планета «Цифровая»

Ребята, посмотрите, мы прилетели на необычную планету. Это планета «Цифровая». Вокруг этой планеты летают спутники. Каждый спутник имеет свой порядковый номер.

          Выведите спутники на орбиту в соответствии с их порядковым номером.

Чтобы перелететь на следующую планету ответьте на вопросы:

Назовите соседей числа 5. Назовите число, последующее за числом 3.

Назовите число, предыдущее числу 2. Назовите пятый день недели.

 

3. Вот планета «Математических знаков»

- Как называются эти знаки? Посчитайте предметы, изображенные на карточке. Выберите нужный знак и поставьте его между предметами. Почему вы выбрали знак «+»? Почему выбрали знак «-»?

 

Физкультминутка. Ходьба по «магнитной дорожке».

Чтобы перейти на другую планету, мы должны пройти по «магнитной дорожке». (Дети имитируют ходьбу по «магнитной дорожке», с трудом отрывая ноги от пола).

 

Планета «Игровая»

        Воспитатель показывает цифру на гране куба.

- Прохлопайте в ладоши столько раз, сколько не хватает до 5. Сделайте столько прыжков, сколько не хватает до 4. Сделайте столько приседаний, сколько на хватает до 3.

 

Работа с раздаточным материалом

 Вот звездная планета. На ней происходит настоящее волшебство. Разноцветные звездочки загораются каждый раз по-разному. Посчитайте, сколько звездочек на вашей карточке. Добавьте столько звездочек, чтобы их стало 5. Как получили число 5?

 

Пальчиковая гимнастика

Пальчики уснули, в кулачок свернулись

1,2,3,4,5, захотели поиграть

Разбудили дом соседей, там проснулись 6 и 7 8,9,10 – веселятся все.

Но пора обратно всем: 10,9,8,7

6 калачиком свернулся,

5 зевнул и отвернулся,  4,3,2,1

Снова в домиках мы спим.

 

8. Игра «Летающие тарелки»

- Посмотрите, какие необычные «летающие тарелки». Заштрихуйте такие два кружка, чтобы сумма чисел в них составляла число 5. Из каких чисел состоит число 5?

 

9. Игра «Фигурная дорожка»

- На следующую планету мы попадем тогда, когда пройдем по дорожке, наступая только на пятиугольники.

 

10. Планета «Сюрпризная»

- Посмотрите сундучок, но на нем кодовый замок. Подберите нужную карточку к замку, чтобы открыть сундучок.

        Сундучок открывается. Детям раздают звездочки на память о полете.

 

 

11. Игра «Исправь ошибки художника»

- Какие ошибки допустил художник, изображая на картине Вселенную? Где мы можем увидеть птиц, насекомых, деревья? Значит, нам пора возвращаться на планету Земля.

        Приготовить ракету к полету. Даем команду к запуску. Пуск!

 

Просмотрев дома мультфильм «Тайны третьей планеты», дети заинтересовались инопланетянами. Воспитатель предложил принести из дома пластмассовое яйцо из Киндер-сюрприза для занятия лепкой. Яйцо использовалось как туловище, а из пластилина ребята делали руки, ноги, голову и остальные части тела.

  

Физкультминутка «Подготовка к полету»

Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы.) Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч.) Хорошо ли застегнуты многочисленные молнии и пряжки? (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, вперед, назад, круговые движения туловища, наклоны к стопам ног.) Плотно ли прилегают перчатки к рукам? (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперед на уровне груди, переменные и одновременные махи руками, поднимание рук вверх перед собой с поочередным сгибанием и разгибанием кистей, через стороны опускать вниз, также поочередно сгибая и разгибая кисти рук.) Как работает радио, не барахлит? (Полуприседания, прыжки на двух ногах на месте.) Сапоги не жмут? (Ходьба по кругу на носках, пятках, внешних и внутренних стопах, с носка, боковой галоп вправо, влево, шаг гуськом.) В порядке ли «отопительная система» скафандра? Легко ли в нем дышится? (Вдох – руки вверх, выдох – руки вниз). 

 

Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие»

Сюжет. Космонавты собираются в полет: тренируются, изучают карту звездного неба. Врачи проверяют космонавтам давление, пульс. В полете космонавты наблюдают за звездами, планетами, ведут бортовой журнал, проводят сеансы связи, возвращаются на Землю.

Методические приемы: Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение С. Баруздин «Первый человек в космосе».

Продуктивная деятельность: «Бортовой журнал», «Карты звездного неба».

 

 

Дидактическая игра «Что лишнее и почему?» 

Цель: Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление.

Активизировать применение обобщающих понятий и вводить их в речь.

Ход игры: Педагог медленно и четко произносит ряд из четырех слов. Дети повторяют слова, а затем называют лишнее слово и объясняют свой выбор.

 

Детям было предложено сделать коллективную работу «Полет в космос». Дети с радостью поддержали идею. Решили, что работу будем выполнять на ватмане. Сначала нужно нарисовать космическое пространство. Ребята решили, что рисовать будут гуашью синего и фиолетового цветов. Группа ребят раскрасили лист ватмана. Пока гуашь высыхала, Соня В. Предложила нарисовать солнце. Было решено из белой бумаги вырезать полукруг и раскрасить его гуашью желтого, оранжевого и красного цветов, а потом приклеить на ватман. 

Из белой бумаги мы сделали ракеты в технике «оригами». Дети принесли из дома свои фото и вырезали свои личики. Ракеты раскрасили и приклеили свои личики на ракеты. Потом ракеты приклеили на ватман. Рассматривая получившуюся работу, Артем К. заметил, что не хватает звезд. Воспитанники предложили вырезать звезды из оберточной бумаги для цветов.

  

На прогулках дети играли в подвижные игры:

«Веревочка». Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры становятся в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить. Правила: играющие должны держать веревку двумя руками, по ходу игры веревка не должна падать на землю.

«Космонавты». На площадке раскладываются обручи – ракеты. Каждая ракета предназначена для двух космонавтов. Играющих на несколько человек больше, чем мест в ракетах. Дети, проговаривая текст, идут по площадке и выполняют тренировочные упражнения, готовясь к полету: Ждут нас быстрые ракеты Для полета на планеты.

На какую захотим,  На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Ребята разбегаются и попарно занимают ракеты. Вставшие в обруч дети поднимают его над головой, сдвинув плечи и плотно прижавшись друг к другу спинами и затылками. По команде: «Взлет!» - космонавты приставными шагами движутся по кругу. По команде: «Посадка!» - космонавты опускают обруч вниз и кладут у своих ног. Оставшиеся вне ракет дети оценивают самую красивую парную позу космонавтов. В конце игры отмечаются самые внимательные игроки, совершившие наибольшее число полетов.

 

          

 

 

 

В завершении проекта детям была устроена экскурсия в библиотеку по теме «Космос» и проведена викторина.

Викторина:

 Каждый человек знает, что такое космос. Космос – то же самое, что и Вселенная. Это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, разными частицами и излучением. Стройная система планет, которая вращается вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты – все это космос.

 Людям всегда хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Но чтобы это узнать, надо до планет долететь. А на чем сейчас мы сможем полететь в космос?

- На ракете.

 Разработал теорию ракеты, придумал ее устройство и то, как она будет двигаться ученый Константин Эдуардович Циолковский. И только много лет спустя, другой ученый – конструктор Сергей Павлович Королев смог сконструировать по теориям Циолковского ракету и первый космический спутник. Полетели в космос первыми собаки: Белка и Стрелка. И только после удачного их приземления, 12 апреля 1961 года в космос поднялся человек – Юрий Алексеевич Гагарин, стал первым космонавтом. С тех пор 12 апреля наша страна отмечает праздник – День космонавтики.

 У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Но крылья нужны не для полета – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.

 Воспитатель: Космонавты должны много знать. Сейчас мы посмотрим, как много вы знаете. Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.

Что значит космос? – Пространство вокруг Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами.

Как звали первого в мире космонавта? – Юрий Алексеевич Гагарин.

Когда наша страна отмечает день космонавтики? – 12 апреля.

Как называется дом космонавтов? – орбитальная станция.

Зачем он нужен? – космонавты там живут и работают.

На что похож космический дом? – на огромную птицу.

Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? – Космический корабль.

Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? – Ракета.

Как называется костюм космонавта? – Скафандр.

Как называется и животное и созвездие? – Медведица.

Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? – Белка и Стрелка.

Какие планеты вы знаете? – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон.

Самая большая и горячая звезда во Вселенной? – Солнце.

 Воспитатель: Молодцы ребята, на все вопросы ответили. Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Давайте представим и тоже сейчас наденем скафандры.

        Физкультминутка «Скафандр космонавта».

На голове у космонавта шлем (наклоны и повороты головы).

Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).

Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).

Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).

На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох – выдох).

 Воспитатель: Ну вот, мы почти готовы к полету. Но для того чтобы полететь в космос нам нужна ракета. Давайте мы ее сейчас соберем.

 Дети собирают ракету на ватмане из картонных геометрических фигур.   Воспитатель: Ракета наша готова. Покажите, что у вас получилось? А из каких геометрических фигур вы ее собрали?

        Дети: Прямоугольник, круги, треугольники, трапеция.

          Воспитатель: Вот теперь все готово к полету. Начинаем обратный отсчет.

        Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0 – пуск!

 

 

         Заключительное слово воспитателя.

 Итак, в космосе есть много разных звезд. Вокруг некоторых из них вращаются планеты. Может быть, на этих планетах тоже есть живые существа, как и на Земле. Но чтобы жизнь стала возможна, планеты должны быть не слишком горячими, но и не слишком холодными, на них обязательно должны быть атмосфера и вода. Пока мы ничего не знаем о других обитаемых планетах. Почему? Да потому, что планеты у далеких звезд рассмотреть нельзя даже в самый сильный телескоп. И пока никакой космический корабль, существующий на Земле, не может долететь до звезд.  Люди уже сделали свой первый шаг в космос: они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетели до Луны и как следует рассмотрели ее, даже путешествовали по ее поверхности.

 Сейчас люди осваивают уже всю Солнечную систему: запускают космические автоматы к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. И здесь их ждет много удивительных открытий.

 А следующим шагом будут полеты к звездам. Кто знает, ребята, может быть, и кто-нибудь из вас сможет совершить такой полет. Для этого нужно не бояться мечтать и фантазировать, а также уметь идти к поставленной цели, преодолевая все препятствия.

 

          

 

В результате проекта, дети осознали уникальность нашей планеты и важность ее изучения. У детей обогатился словарный запас путем введения определенных слов в практику общения. Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к труду людей, работа которых связана с освоением космоса. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийный проект «Путешествие в космос»

Мультимедийный проект  «Путешествие в космос»...

Проект «Путешествие в космос»

Формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми....

Презентация проекта "Путешествие в космос".

Игра – путешествие увлекательное занятие.      Играя, дети превращаются в космонавтов, узнают новое, выражают своё отношение, свои чувства в рисунках...

проект "Путешествие в космос"

Краткосрочный проект "Путешествие в космос"...

Детский инновационный проект "Путешествие в космос"

Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг неё....

Проект "Путешествие в космос"

Проект "Путешествие в космос"...

Проект «Путешествие в космос»

Формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми ....