Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ
Область образования - познание, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое
Возрастная группа: 2 младшая группа
Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.
Задачи
Образовательные:
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,
3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).
Развивающие:
1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у тетей позитивные эмоции.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия (глаголы).
Материал к НОД: мяч, «Волшебный сундучок», в нем Колобок, карточки-схемы к сказке «Колобок», рукавичка, иллюстрации к сказке «Коза с козлятами», «Заюшкина избушка», листы бумаги (с предварительно нарисованными воском воздушными шарами, кисточки, краски.
Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше).
Форма работы: групповая (индивидуально-коллективная).
Тип НОД: комплексное занятие творческого применения знаний и умений детей.
Методы и приёмы: наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.
Ход:
I этап. Организационный
1. Псисихогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).
Здравствуй - солнце золотое,
Здравствуй – небо голубое,
Здравствуй – легкий ветерок,
Здравствуй – маленький дружок,
Здравствуй – утро,
Здравствуй – день,
Нам здороваться не лень.
II этап. Мотивационный
Фея: Вы узнали меня, ребята? Кто я? Правильно, я – волшебная сказочная фея! И сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по сказкам. Хотите отправиться в такое путешествие? А сказки-то вы знаете? Вот я сейчас и проверю! (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя)
(метод «Мозговой штурм»).
- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?
- Кто съел козлят?
- Кто пришел в гости к медведям?
- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?
- Что выросла «Большая – пребольшая»?
- Что случилось с ледяной избушкой?
- В какой сказке кот спасал петушка?
- Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?
Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.
III этап. Практический
- Смотрите, ребята, сказочный волшебный сундучок (дети садятся на стульчики).
- Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в сундучок).
-Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка).
- Это кто? (Колобок)
- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- А что еще бывает такое же? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)
- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)
3. Воспитатель достает из сундучка листы-схемы
Задание: посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась?
(«Клобок»)
- А лисичка какая в сказке? (хитрая, лукавая, рыжая, пушистая).
- А петушок, какой? (любопытный, доверчивый, голосистый).
- А котик какой? (смелый, отважный, быстрый, ловкий).
4. Воспитатель достает из сундучка рукавичку.
- Что это? (рукавичка)
- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).
- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани).
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей).
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее).
- А кто жил в рукавичке?
- Почему они там жили?
- Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке.
(метод эмпатии).
Воспитатель спрашивает у ребенка:
- Ты кто? Как тебя зовут? Где ты живешь? Чем питаешься? Что любишь делать? Кого ты боишься? С кем ты дружишь? (ребенок отвечает от имени животного).
5. Физкультминутка.
Дружным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,ну-ка вместе делай так:
Раз-мы встали, распрямились,
Два-согнулись, наклонились,
Три-руками три хлопка,
А четыре – под бока.
Пять-руками помахать,
Шесть- на место сесть опять.
6. Воспитатель достает из сундучка иллюстрации к сказке «Коза с козлятами»
- Кто здесь живет? (Коза с козлятами)
- У мамы Козы было трое козлят? (нет семеро)
-Почему козлята попали в беду? (были непослушными)
- А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый).
- А какая была мама Коза? (добрая, заботливая).
- А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошо-плохо»). (хорошо- поест, козлятам будет молоко, плохо-оставляла козлят одних).
7. Дид. Игра «Кто чем будет».
Воспитатель достает из сундучка:
Дощечка-стол, стул, теремок…
Яйцо-цыпленок, курочка, омлет…
Клубочек-шапочкой, рукавичкой, шарфиком…
Семена-цветочком, редиской…
8. Воспитатель достает из сундучка зайчика - он плачет.
- Как вы думаете, что могло случиться с зайчиком, кто его мог обидеть?
(его лиса выгнала из дома).
- А давайте подскажем лисичке из чего еще можно построить дом.
(метод проб и ошибок)
- А как можно развеселить зайчика? (ответы детей).
IV этап. Рефлексивный
- Наше путешествие подходит к концу. Мне с вами было очень весело и интересно. Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (ответы детей). А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты и отрицательные, если таковые имелись).
А сейчас я хочу вам предложить развеселить нашего зайчика. Посмотрите, какой он грустный. Для этого мы с вами превратимся в маленьких волшебников. А помогут нам в этом эти волшебные кисточки и листы бумаги. Нужно закрасить эти листы краской и вы увидите, что получится.
(Дети приступают к работе. На листе появляется изображение воздушных шаров. Они разноцветные, яркие, веселые. Дети дарят зайчику свои работы. Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сказку).
Конспект НОД по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий в подготовительной группе
Тема: «Гуси-лебеди
Область образования - познание, социально – коммуникативное,
Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать умение детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
Развивающие: Развивать умение детей действовать согласованно. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию,
Воспитательные: . Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: презентация «Что лишнее?», иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», речки, карточки с изображением предметов, сундучки, кружки трех цветов.
Оборудование: модель яблоньки, печки, ноутбуки.
Ход.
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, ведь сегодня нас ждет необычное путешествие. Вы хотите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Сначала сделаем гимнастику для глаз.
«Мы пришли в чудесный лес.
(Глазами нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес.
(Круг влево)
Слева сосны — справа ели,
(Глазами вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук.
(Глаза вверх- вниз)
Ты глаза открой, закрой.
И скорей иди за мной.
Воспитатель: А теперь ребята, давайте подойдем ближе к экрану и посмотрим, что же здесь лишнее? (какая картина)
Дети: Картина, на которой изображен фильм лишнее, потому что на других сказка.
Воспитатель: Правильно. А как думаете куда мы с вами пойдем?
Дети: В сказку.
Воспитатель:А чтобы узнать в какую сказку мы с вами попадем нужно отгадать загадку: У Алёнушки –сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Дети: Гуси –лебеди.
Воспитатель: Правильно, ребята.
Воспитатель: А какие знаете сказки?
Дети: Колобок, Аленький цветочек.
Воспитатель: Какие бывают сказки?
Дети: Народные, авторские
Воспитатель: Ребята, я буду называть характеристики героев, а вы попробуйте назвать наоборот.Например: Добрый - злой, веселый - грустный и т. д. (щедрый -жадный, веселый- грустный, ленивый- трудолюбивый, красивый- уродливый, толстый- худой, высокий- низкий, ласковый- грубый, умный- глупый)Молодцы!
Воспитатель: Пока мы с вами играли, беда случилась в этой сказке! Баба-Яга заколдовала и яблоньку, и печку, и речку, чтобы Алёнушка с братцем не смогли спрятаться от Гусей- лебедей….Чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания. Они просят помощь. Такие сложные задания дают и речка, и печка, и яблонька! Поможем ребята?
Дети: Да!
Воспитатель ведет детей на полянку, где растет яблонька. На яблочках картинки (дерево, дверь, шкафчик, золотой ключик, юбка, шапка, игольница, подушка, котик, рыбка, лейка, роза, ножницы, ваза, кукла)
Задание от яблоньки: «Собрать бусы из яблок, так, чтобы следующая картинка должна чем-то напоминать предыдущую, или связана с ней по смыслу.»
Дети выстраивают цепочку из яблочек, объясняя, чем связаны картинки между собой.
Метод «МФО-метод фокальных объектов», «Противоречий»
Воспитатель ведет ребят к печке.
Воспитатель: К чему мы пришли?
Дети: К печке!
Задание от Печки: «Придумать необычную кастрюлю» В помощь предлагаются «сундучки»
Четыре сундучка с символами - картинками:
• «ноты»- звук (колокольчик, барабан, комар, ворона и т. д.)
• «цветы»- запах (конфета, роза, мандарин, кофе, мята и т. д.)
• «машинка»- движение (самолет, гепард, машина и т. д.)
• «платье»- материал (деревянная ложка, колесо, серьга и. т. д.)
В каждом Сундучке набор картинок. По одному ребенку вызывается, для составления характеристики кастрюли. Одна картинка- звук, вторая- запах, третья- материал, четвертая- движение.
Воспитатель: Наша кастрюля двигается, как…., пахнет, как, сделана из… и звучит, как… Что же хорошо в нашей кастрюле?
Дети: Она вкусно пахнет, если все готово- она звучит, как…. Она может двигаться, как…
Воспитатель: А что же плохого в такой кастрюле?
Дети: Она может сгореть, один и тот же запах, надоест звук….
Воспитатель: А как же нам ее усовершенствовать? То, что было плохо- стало ХОРОШИМ?
Дети: Можно вставить кнопочку, чтобы отключать звук, запах, менять запах…. сделать из более прочного материала….
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, печке понравится такая кастрюля?
Дети: Да.
Воспитатель: Но! У нас еще одно задание осталось. От Речки. Давайте к ней подойдем.
Подходят к стенду с нарисованной речкой. На волнах лежит конверт с заданием.
Метод «Моделирование Маленькими Человечками (Твердые (крепкие)- красные, Жидкие- желтые, Газообразные- голубые)»
Воспитатель: Определить из чего состоят предметы и вещества.
Картинки с изображением: зонт с капельками дождя; стол со скатертью и мокрым пятном; ванна с водой; тучи и капельки дождя; чашка с горячим чаем, из которой идет пар; банка с яблочным компотом; кораблик на море; яйцо на тарелке; сосульки на крыше; ложка с капелькой лекарства; тарелка с кашей и т. д.
На столах подносы с кружками желтого, голубого и красного цвета. Дети выкладывают на рисунки кружки- закрывая изображения, в соответствии со свойствами предметов.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Выполнили задание Речки.
Воспитатель: Ребята, чтобы гуси –лебеди больше не унесли Иванушку я предлагаю построить дом большой и крепкий.
Дети садятся за стол, на компьютере строят дом для Алёнушки и братца Иванушки.
Воспитатель: Ребята, ну вот пришло к концу наше необычное путешествие. Скажите, пожалуйста, где мы с вами побывали?
Конспект образовательной деятельности
с использованием элементов ТРИЗ- технологии (для средней группы)
Область образования - познание, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое
Тема: «Домашние животные в деревне»
Цель: Закрепить знания детей о домашних животных, их внешнем виде, питании, о пользе, которуюони приносят людям.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать навыки ведения диалога.
Развивающие: Развивать мышление, воображение, речь, умение доказывать свою точку зрения.
Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, любви и бережного отношения к животным.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением домашние ифантастических животных. Запись голосов домашних животных. «Волшебные» шляпки, сундучок с картинками, развивающий модуль, «кольца Луллия».Дидактическиеигры: «Один-много», «Домашние животные», «Чудесные вещи».
Подготовительная работа: Подбор наглядного материала, изготовление дидактических игр, запись голосов животных, изготовление модуля «Кольца Луллия».
Предварительная работа: Рассматривание альбомов о животных. Составление рассказа о домашнем животном используя модуль «кольца Луллия». Проведение дидактической игры «Один-много».
1. Организационный этап.
Цель: Пригласить и заинтересовать детей к работе на занятии, рассказать о животных, и какую пользу они приносят людям.
Методы: Письмо с деревни, развивающиймодуль, «Кольца Луллия»,«волшебный» сундучок,дидактическиеигры «Один-много»,«Домашние животные»,«Чудесные вещи».
2. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: Развивать способности детей оценивать свою работу.
Методы: Собрать и сосчитать всех домашних животных, и придумать фантастическое животное.
Ход занятия:
В:Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости!
Сегодня мы с Вами отправимся в очень интересное путешествие, а куда… Вы сейчас должны будете догадаться сами.
Сегодня утром мне позвонил в дверьпочтальон, а в руке у него… как Вы думаете что? (Письмо).
А хотите знать от кого оно …. (Да). Я получила письмо от дедушки и бабушки, они приглашают меня в гости и просят, чтоб я им помогла. А хотите поехать со мной и помочь дедушке и бабушке? Приглашение принимаете …. (Да).
(Неожиданно раздаются голоса животных. Звучит запись «Голоса домашних животных».)
В:Ребята, что это за звуки?
Может это самолет?. (Нет)
Может это машина?. (Нет)
А что вы услышали?
(Ответы детей: я услышал, как кошка мяукает,как собака лает, а я — как корова мычит, и. т. д.)
А вы хотели бы увидеть животных, чьи голоса вы слышали?. (Да)
А как вы думаете, где все эти животные живут?. (В деревне).
Ребята, а где живем мы с Вами? … (в городе Краснодаре).
И так, начинаем волшебство, одевайте эти волшебные шляпки и слушайте внимательно
- Шляпки с Вами одеваем,
- Глазки крепко закрываем,
- Все считают до 5, а потом до 10,
- Путь в деревню у нас не близкий,
- И дорога не проста,
- Всем нам нужно постараться,
- Крепко за руки нам взяться,
- Наклониться в право, в лево,
- Глазки наши открываем,
- Остановка,
- Вот она,
- Деревня наша.
(в это время выставляется макет деревни и её жителей)
В:Ребята,дедушка и бабушка одни, а где же все животные? Наверное они разбежались. Как же нам помочь дедушке и бабушке? (ответы детей)
В: Верно, нам нужно собрать, посчитать всех животных, и расставить по своим местам. Но для этого нам понадобится «волшебный» сундучок. Чтобы он нам помог, все должны к нему притронуться, своей рукой и сказать волшебные слова.
- Наш волшебный сундучок,
- Всем ребятам ты дружок,
- Очень хочется нам знать,
- Где животных нам искать?
- Что за пользу нам приносят?
- И куда ложатся спать?
(Дети по очереди достают из сундучка изображения животных и рассказывают о нем).
1. Какой он?
2. Сколько у него ног, ушей и т. д?
3. Какого он цвета?
4. Где он живет?
5. Что он ест?
6. Какую пользу он приносит?
(После рассказа о животном, дети выбирают соответствующую картинку и помещают на развивающий модуль)
В: Как можно назвать этих животных, одним словом? …
(Это домашние животные).
А где можно увидеть всех этих животных? … (в деревне).
Ребята, мы собрали всех домашних животных и пересчитали их, но у бабушки и дедушки по одному домашнему животному, а в деревне их много.
(Проводится дидактическая игра «Один — много»)
-У бабушки есть корова, а в деревне (Коровы)
-У бабушки есть теленок, а в деревне. (Телята)
-У дедушки есть лошадь, а в деревне. (Лошади)
(Коза - козы, козленок - козлята, овца - овцы, ягненок - ягнята, собака - собаки, щенок - щенки, кошка - кошки, котенок - котята, свинья - свиньи, поросенок - поросята.)
В: Ребята давайте немножко отдохнем и поиграем, во дворе у бабушки и дедушкиживут разные животные. Давайте, их изобразим.
(Проводится физминутка «На лужайке во дворе»)
1. Кошка очень хороша,
Ходит мягко, не спеша,
Сядет, умывается,
Лапкой вытирается.
(Дети показывают улыбающуюся кошку, и умываются.)
2. Вот козленок озорной
Вдруг затряс бородой,
Головой качает,
Рожками пугает.
(Дети подпрыгивают, делают повороты головой. Прижимают к голове указательные пальцы, имитируя рожки козлёнка.)
3. Вот веселые ребятки,
Розовые поросятки.
У них носик пяточком,
Хвостики торчат крючком.
(Дети стоят на месте, руки согнуты в локтях, делают развороты вправо и влево.)
В: Ребята, давайтепокажем бабушке и дедушке и нашим гостям, что мы узнали о домашних животных.
(Проводится игра с использованием круговЛуллия «Домашние животные», применяется прием «объединение», первый круг изображения домашних животных, второй – где живут, третий – что едят).
В: Сегодня мы много узнали о домашних животных и помогли бабушке и дедушке их собрать ипосчитать. Ребята, давайте придумаем такое фантастической животное, которое будет во всем помогать уже стареньким дедушке и бабушке.
(Проводится игра «Чудесные вещи»)
Игра «Чудесные вещи»
Цель игры: придумать и описать новый объект с необычными свойствами.
Задачи: развивать фантазию и речь, вариативность мышления, креативность, интерес к придумыванию нового
Подготовка:
В этой игре используется серия карточек с частями тела домашних животныхи две серии карточек: «движение» и «звук», которые показывают, как предмет может двигаться и как звучать.
(Дети собирают фантастическое животное.)
В:Вот какое фантастическое животное у нас получилось. Ребята, а как же мы его назовем?).
В:Как умеет двигаться наш зверь? (Выкладывает перед детьми игровые карточки из серии «движение».)
Например:Ребенок (выбирает карточку с нарисованным на ней мячиком). Он будет прыгать высоко и низко, как мяч.
В: Чем это хорошо?
(Ответы детей)
В: А чем это плохо?
(Ответы детей)
В: Какие звуки оно издает? (Раскладывает игровые карточки из серии «звуки».)
Например:Ребенок (выбрал гудок). Умеет гудеть.
В:Почему это хорошо?
(Ответы детей)
В: Почемуэто плохо?
(Ответы детей)
В:Ребята наше время волшебства заканчивается и нам нужно возвращаться в детский сад.
(Все, надевают волшебные шляпки, произносят волшебные слова и возвращаются в группу).
- Шляпки с Вами одеваем,
- Глазки крепко закрываем,
- Все считают до 5, а потом до 10,
- Краснодар у нас не близко,
- И дорога не проста,
- Всем нам нужно постараться,
- Крепко за руки нам взяться,
- Наклониться в право, в лево,
- Глазки наши открываем,
- Остановка, группа наша?. (Да)
Ребята, давайте сейчас расскажем о нашем удивительном путешествии нашим гостям.
(Где мы были, что мы видели, с кем познакомились, какое фантастическое животное мы придумали и как его назвали).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ
Этот материал используется для развития речи в младшей группе. В конспекте показано, как с помощью игровых приёмови методов триза, дети лёгко осваивают материал....
Конспект ООД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ Тема ООД: «Путешествие в страну сказок»
Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных зада...
Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ Тема НОД: «Путешествие в страну сказок»
Социально-коммуникативное развитие. Создание условий для естестественного психологического развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредс...
Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ
Конспект НОД во второй младшей группе с использоанием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ ....
Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок».
Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ«Путешествие в страну сказок»....
Конспект занятия во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ
Конспект занятия во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ...
Конспект занятия во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ на тему «Поиграем с тучкой»
Цель: обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Закрепить обобщающие понятия (фрукты, овощи с помощью игры ТРИЗ «Что лишнее?»Совершенствовать знания детей ...