Мастер-класс для педагогов «Обучать грамоте легко»
методическая разработка по развитию речи

Кутовая Екатерина Александровна

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.

Здравствуйте уважаемые педагоги! Тема нашего семинара: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста».

   В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрела статус социального характера. Родители хотят научить своих детей читать и писать в дошкольном возрасте. Негласно, при приёме детей в лицей, гимназию, в школы углубленного изучения иностранных языков, предпочтения отдают детям уже читающим детям.

Многие современные учёные считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к 4 годам. Именно период с четырёх до пяти лет считается периодом «Языковой одарённости», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.

Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамота»?

  Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Исходя из этого определения, считаем правильным, использовать в детском саду термин «подготовка к обучению грамоте».

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

 

 

Основные компоненты, которые входят в  процесс обучения грамоте:

  •   Сформированность  звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  •  Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  •  Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. 
  • Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • Умение работать со схемой предложения разрезной азбукой;
  • Владение навыками послогового чтения. 

    В соответствии с данной программой начинать процесс обучения грамоте можно как в три – четыре, так и в пять – шесть лет.

Процесс обучения грамоте условно делится на 4 периода. Трём периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период.

Первым периодам считается возраст (с 4 -5 лет); вторым периодам возраст (с 5 -6 лет); третьим периодам возраст (с 6 -7 лет).

Задачи работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста

          Первый период - средняя группа 
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

  1. Восприятие внимания к звуковой стороне речи.
  2. Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста:[у]- [а], [и]- [у], [э] -[о], [и] ,[о] ,[э]- [у]; гласные близкие по артикуляции: [у]- [о].
  3. Формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот – кит, бочка – точка, миска – киска).
  4. Формировать умения различать согласные и гласные звуки.
  5. Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Обучение выполнению слияний гласных звуков.

Обучение грамоте


  1. Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
  2. Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
  3. Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнуровки и мозаики, лепки из пластилина.
  4. Обучение узнаванию «Зашумленных», изображённых с недостающими элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.
  5. Формирование навыка составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.

Второй период  - старшая группа
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

  • Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.
  • Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов, цепочек слогов со стечением согласных.
  • Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.
  • Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и согласных звуков, подборе слов на заданные звуки.
  • Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трёх звуков.
  • Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой –звонкий, твёрдый – мягкий.
  • Закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук.
  • Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
  • Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трёх слогов.
  • Закрепление понятия слог и умения оперировать им.

Обучение грамоте.

  1. Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
  2. Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э .
  3. Совершенствование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнуровки и мозаики, лепки из пластилина.
  4. Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами.
  5. Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения).
  • Третий период – подготовительная к школе группа
    Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
  • Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
  • Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков.
  • Ознакомление с новыми звуками [j],[ц],[ч],[щ],[л],[ль],[р],[рь].
  • Оформление умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
  • Совершенствование навыков звукового анализа и синза слов из трёх – пяти звуков.
  • Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов.
  1. Обучение грамоте
    Ознакомление с буквой Й, Е,Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
  2. Формировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
  3. Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мазайки, навыков печатания.
  4. Совершенствование умения осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
  5. Закрепление знаний уже известных детям правил правописания.
  6. Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания (написания Ча-ща с буквой а, чу-щу с буквой у).
  7. Формирование навыка разгадывания ребусов, решения кроссвордов.

 Далее педагогам предлагается минивикторина.

Вопросы:

Задание 1

А

Чем отличается звук от буквы?

Назовите всегда мягкие согласные звуки.

Изобразите руками буквы С, Х, У, Б.

Назовите количество букв в слове деньги.

Поделите слово парикмахерская на слоги.

Измените слово по образцу Один дом- много домов, одно пальто – … .

Назовите родственные слова к слову «игра».

Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.

Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.

Б

Чем отличается согласный звук от гласного.

Назовите всегда твердые согласные звуки.

Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.

Назовите количество звуков в слове якорь.

Сколько слогов в слове электричество?

Продолжите ряд: лев – львенок, бык- ….

Назовите родственные слова к слову «звук».

Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.

Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.

Задание 2

Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.

А калина

Б кепка

Задание 3

Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.

А мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.

Б кит, пила, петух, окно, каток, молоко, книга, радуга, луг, бинт.

 

 И так же хочу предложить вам игры и упражнения для закрепления навыков обучению грамоте.

1. Дидактическая игра «Поймай звук».

- Из ряда звуков выделите звук [п] и хлопните (поймайте) в ладоши: а, о, п, н, к, и, п, у …

- Из ряда слогов выделите звук [у] и топните ногой: на, ту, ки, ну, до.

- Повторить за мной только те слова, которые начинаются со звука [а]: Оля, Аля, Ася, Ося, Инна, Анна, остров, астра, аптека, оптика, асы, осы, утка, атака, урна, арка.

2. Дидактическая игра «Найди первый звук».

(Вы тянете первый звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит первый длинный звук.)

А-а-азбука, у-у-уши, а-a-aист, у-у-усики …

3. Дидактическая игра «Найди последний звук».

(Вы тянете последний звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит последний длинный звук.)

Окно-о-о, цветы-ы-ы, папа-а-а, вода-а-а …

4. Звуковой анализ слов: ау, уа

Сначала ребенок протяжно произносит слово. Потом вы спрашиваете:

Какой звук первый? (А)

Какой звук второй? (У)

Сколько всего звуков в слове? (Два звука)

5. Дидактическая игра «Сложи звуки»

Представьте, что я кидаю вам на каждую ладошку по звуку (А, В). Поймали? А теперь сложите звуки вместе с ладошками (хлопком). Что получилось? Ав. Кто так звуки подает? Собака.

А,В = АВ; А,У = АУ; И,А = ИА

6. Дидактическая игра «Телеграф»

Предложите ребенку отхлопать слова, произнесенные по частям.

Ма-ма, па-па, ня-ня, дя-дя, тё-тя …

7. Дидактическая игра «Конец слова за тобой»

Предложите ребенку добавить «та» к вашему слогу (хлопком по вашей ладошке). Послушайте вместе, что получится.

Но + та = нота

Ва + та = вата

Ха + та = хата

Мя + та = мята

Фа + та = фата

Уважаемые педагоги, я надеюсь Вам было интересно. Спасибо за внимание.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение  «Средняя общеобразовательная  школа - детский  сад  комбинированного вида№6  с углубленным  изучением  английского  языка»

 муниципального  образования городской  округ  Симферополь  Республики  Крым  Российской  Федерации

Мастер-класс для педагогов «Обучать грамоте легко»

Выполнила: учитель-логопед Кутовая Е.А.

Г.Симферополь

2019г.

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.

Здравствуйте уважаемые педагоги! Тема нашего семинара: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста».

   В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрела статус социального характера. Родители хотят научить своих детей читать и писать в дошкольном возрасте. Негласно, при приёме детей в лицей, гимназию, в школы углубленного изучения иностранных языков, предпочтения отдают детям уже читающим детям.

Многие современные учёные считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к 4 годам. Именно период с четырёх до пяти лет считается периодом «Языковой одарённости», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.

Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамота»?

  Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Исходя из этого определения, считаем правильным, использовать в детском саду термин «подготовка к обучению грамоте».

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Основные компоненты, которые входят в  процесс обучения грамоте:

  •   Сформированность  звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  •  Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  •  Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. 
  • Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • Умение работать со схемой предложения разрезной азбукой;
  • Владение навыками послогового чтения. 

    В соответствии с данной программой начинать процесс обучения грамоте можно как в три – четыре, так и в пять – шесть лет.

Процесс обучения грамоте условно делится на 4 периода. Трём периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период.

Первым периодам считается возраст (с 4 -5 лет); вторым периодам возраст (с 5 -6 лет); третьим периодам возраст (с 6 -7 лет).

Задачи работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста

          Первый период - средняя группа 
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

  1. Восприятие внимания к звуковой стороне речи.
  2. Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста:[у]- [а], [и]- [у], [э] -[о], [и] ,[о] ,[э]- [у]; гласные близкие по артикуляции: [у]- [о].
  3. Формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот – кит, бочка – точка, миска – киска).
  4. Формировать умения различать согласные и гласные звуки.
  5. Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Обучение выполнению слияний гласных звуков.

Обучение грамоте


  1. Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
  2. Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
  3. Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнуровки и мозаики, лепки из пластилина.
  4. Обучение узнаванию «Зашумленных», изображённых с недостающими элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.
  5. Формирование навыка составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.

Второй период  - старшая группа
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

  • Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.
  • Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов, цепочек слогов со стечением согласных.
  • Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.
  • Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и согласных звуков, подборе слов на заданные звуки.
  • Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трёх звуков.
  • Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой –звонкий, твёрдый – мягкий.
  • Закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук.
  • Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
  • Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трёх слогов.
  • Закрепление понятия слог и умения оперировать им.

Обучение грамоте.

  1. Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
  2. Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э .
  3. Совершенствование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнуровки и мозаики, лепки из пластилина.
  4. Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами.
  5. Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения).
  • Третий период – подготовительная к школе группа
    Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
  • Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
  • Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков.
  • Ознакомление с новыми звуками [j],[ц],[ч],[щ],[л],[ль],[р],[рь].
  • Оформление умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
  • Совершенствование навыков звукового анализа и синза слов из трёх – пяти звуков.
  • Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов.
  1. Обучение грамоте
    Ознакомление с буквой Й, Е,Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
  2. Формировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
  3. Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мазайки, навыков печатания.
  4. Совершенствование умения осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
  5. Закрепление знаний уже известных детям правил правописания.
  6. Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания (написания Ча-ща с буквой а, чу-щу с буквой у).
  7. Формирование навыка разгадывания ребусов, решения кроссвордов.

 Далее педагогам предлагается минивикторина.

Вопросы:

Задание 1

А

Чем отличается звук от буквы?

Назовите всегда мягкие согласные звуки.

Изобразите руками буквы С, Х, У, Б.

Назовите количество букв в слове деньги.

Поделите слово парикмахерская на слоги.

Измените слово по образцу Один дом- много домов, одно пальто – … .

Назовите родственные слова к слову «игра».

Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.

Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.

Б

Чем отличается согласный звук от гласного.

Назовите всегда твердые согласные звуки.

Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.

Назовите количество звуков в слове якорь.

Сколько слогов в слове электричество?

Продолжите ряд: лев – львенок, бык- ….

Назовите родственные слова к слову «звук».

Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.

Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.

Задание 2

Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.

А калина

Б кепка

Задание 3

Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.

А мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.

Б кит, пила, петух, окно, каток, молоко, книга, радуга, луг, бинт.

 И так же хочу предложить вам игры и упражнения для закрепления навыков обучению грамоте.

1. Дидактическая игра «Поймай звук».

- Из ряда звуков выделите звук [п] и хлопните (поймайте) в ладоши: а, о, п, н, к, и, п, у …

- Из ряда слогов выделите звук [у] и топните ногой: на, ту, ки, ну, до.

- Повторить за мной только те слова, которые начинаются со звука [а]: Оля, Аля, Ася, Ося, Инна, Анна, остров, астра, аптека, оптика, асы, осы, утка, атака, урна, арка.

2. Дидактическая игра «Найди первый звук».

(Вы тянете первый звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит первый длинный звук.)

А-а-азбука, у-у-уши, а-a-aист, у-у-усики …

3. Дидактическая игра «Найди последний звук».

(Вы тянете последний звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит последний длинный звук.)

Окно-о-о, цветы-ы-ы, папа-а-а, вода-а-а …

4. Звуковой анализ слов: ау, уа

Сначала ребенок протяжно произносит слово. Потом вы спрашиваете:

Какой звук первый? (А)

Какой звук второй? (У)

Сколько всего звуков в слове? (Два звука)

5. Дидактическая игра «Сложи звуки»

Представьте, что я кидаю вам на каждую ладошку по звуку (А, В). Поймали? А теперь сложите звуки вместе с ладошками (хлопком). Что получилось? Ав. Кто так звуки подает? Собака.

А,В = АВ; А,У = АУ; И,А = ИА

6. Дидактическая игра «Телеграф»

Предложите ребенку отхлопать слова, произнесенные по частям.

Ма-ма, па-па, ня-ня, дя-дя, тё-тя …

7. Дидактическая игра «Конец слова за тобой»

Предложите ребенку добавить «та» к вашему слогу (хлопком по вашей ладошке). Послушайте вместе, что получится.

Но + та = нота

Ва + та = вата

Ха + та = хата

Мя + та = мята

Фа + та = фата

Уважаемые педагоги, я надеюсь Вам было интересно. Спасибо за внимание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей «Как обучаю детей звуковому анализу слов»

Исходя из педагогической практики заметно. что дети испытывают большие трудности при выполнении звукового анализа. Родители не могут оказать нужную помощь ребенку в данном виде деятельности. Что бы ре...

Мастер- класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

         Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамо...

Мастер-класс для родителей «Играя - обучаемся»

Развитие речи дошкольников в игре - это ещё и связь между родителем и ребёнком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Существует множество незамысловатых игр по раз...

Мастер-класс для родителей: «Дышим глубоко – говорим легко!»

Мастер- класс для родителей о постановке правильного  дыхания для развития речи детей....

«Мастер-класс для родителей «Домашний театр – это легко!» В старшей группе ГКН

Мастер-класс создан для ознакомления родителей с основными направлениями театрализованной деятельности в развитии детей среднего дошкольного возраста; содействовию сплочению родительского коллект...

Мастер - класс для родителей "Адвент-календарь - это легко и просто"

Мастер-класс для родителей направлен на то, чтобы показать, что создать календарь ожидания новогоднего чуда своими руками легко и просто....

Презентация мастер-класса "Нейроигры: играй, развивай, обучай"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29788626","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...