Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»
рабочая программа (младшая группа)
Развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pervye_shagi.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1(титульный)
СЛАЙД 2
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» о 1 до 3 лет соответствует целям, принципам и содержанию ФГОС ДО. Программа составлена авторским коллективом психологов: Еленой Олеговной Смирновой, Людмилой Николаевной Галигузовой, Софьей Юрьевной Мещеряковой - адресована воспитателям и специалистам педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
(авторы программы считают , что программы для детей раннего возраста должны составлять психологи дошкольного образования, которые достаточно хорошо разбираются в особенностях этого периода детства. В этом и состоит, по мнению авторов, актуальность т особенность программы «Первые шаги», поскольку в ней учитываются прежде всего психологические особенности детей раннего возраста, их потребности и возможности, ситуативность психики и поведения ребенка, что является отличительной особенностью данного возраста).
СЛАЙД 3
(Целью программы является развитие целостной личности ребенка и включает задачи развития по пяти образовательным направлениям. Актуальность программы заключается в том, что она не только учитывает особенности развития раннего возраста, но отвечает их потребностям и возможностям, что приводит к полноценному развитию.)
Цель Программы - развитие целостной личности ребёнка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.
Задачи: Развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей
- Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения
- Речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении со взрослыми
- Формирование игровой деятельности детей, обеспечивающее преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников.
- Художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение детей к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие
- Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двигательной активности, формирование навыков здорового образа жизни
СЛАЙД 4
Программа является комплексной, так как охватывает все образовательные области:
познавательное,
речевое,
социально коммуникативное,
художественно-эстетическое,
физическое развитие.
СЛАЙД 5 Методические материалы к Комплексной образовательной программе представлены в 2 частях:
1 часть (познавательное и речевое развитие, игровая деятельность)
2 часть (социально –коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие)
Пособие включает три раздела, В каждый разделе представлены игры и занятия, направленные на каждое развитие, а так же включает специфические особенности данной образовательной области для раннего возраста, характеристику предметно-пространственных условий, рекомендации педагогам по реализации образовательных задач в данной области и описание конкретных игр и занятий. Для удобства пользования в конце каждого раздела представлен перечень игр и занятий.
СЛАЙД 6
В программу входят развивающие серии красочных книжек – картонок, музыкальные диски, сказки - раскраски серии игр «Подбери картинки» и т.д – специально придуманы и разработаны для самых маленьких (входит в програмно – методический комплекс «Воробушки»
СЛАЙД 7
Ряд принципов, которые легли в основу программы «Первые шаги»
- Одним из главных принципов, на которых базируется данная программа, является принцип развития, который понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, и это находит свое отражение в детской инициативности и самостоятельности, (делает все сам)
- Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. (ребенок работает совместно с воспитателем в свободной деятельности по собственному желанию – рисование, чтение сказок и т.д.)
- Следующий базовый принцип программы - принцип деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно опираться на характерный для каждого возрастной этап виды детской деятельности и общения со взрослым. В раннем возрасте развитие разных сторон психики ребенка происходит в ведущей для этого периода предметной деятельности. В соответствии с этим содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками, в игры со взрослыми и сверстниками, ( это принцип деятельности - основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса )
- Опора на игровые методы – один из важных принципов программы «Первые шаги». Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребенку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. (Игра в свободной деятельности с взрослым и с детьми)
- Следующий основополагающий принцип программы – принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми.
Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребѐнка и его полноценного развития.
Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении детей. (Индивидуальный подход к каждому ребенку)
- Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора игр, занятий, материалов. Даются методические рекомендации воспитателям по проведению наблюдения за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач. (Выбор игр каждому ребенку)
- Следующий принцип, которому следует программа – принцип полноты содержания образования. Требования ФГОС ДО к содержанию образования детей предполагают обеспечение условий для всестороннего развития ребенка. Содержание дошкольного образования (в том числе образования детей раннего возраста) включает следующие сферы развития ребенка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие. В программе «Первые шаги» предусмотрено создание условий для всех линий развития. (Есть все направления развития в программе)
- Принцип полноты неразрывно связан с принципом интеграции содержания образования. Предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие. Программа также предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет воспитателям и педагогам объединять предметно практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях. (планирование работа с двумя и более направлениями)
- Программа «Первые шаги» исходит из принципа преемственности, Теоретические основания программы, ее цели, задачи и содержание обеспечивают преемственность образования детей на разных возрастных этапах и результаты апробации программы свидетельствуют о ее эффективности, обеспечении успешного перехода детей из раннего в дошкольный возраст. Предполагает также достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребенка в образовательном учреждении и семье.
- Принцип сотрудничества Организации с семьей реализуется в данной программе как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей. Игры и занятия, описанные в программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.
СЛАЙД 8,9
Авторы уделяют особое внимание Адаптации.
Существует три вида адаптации легкая адаптация (1-2 недели), адаптация средней тяжести (30 -40 дней), тяжелая адаптация (несколько месяцев). Чтоб воспитателю было лучше определить степень тяжести адаптации предлагаются карточки наблюдения. Наблюдение следует проводить в течении всего периода адаптации, для того чтоб проследить, как быстро ребенок привыкает к яслям, по каким направлениям отличаются благоприятные изменения. Для фиксации можно использовать разные способы (условные обозначения(+, -, галочка) или цифровую шкалу (трех или 5 значную). Анализируя данные наблюдения, воспитатель может выявить зону особого внимания, намечая пути решения.
СЛАЙД 10 Более эффективная форма адаптации – это группа кратковременного пребывания. Существует определенная последовательность формирования психологической автономности ребенка от мамы в группе. Это этапы
- Мы играем только вместе (мама служит проводником, сопровождает его знакомит с новыми игрушками, одевает, раздевает)
- Я играю сам но ты будь рядом (на этом этапе малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Постепенно ребенок добровольно включается в игры с педагогом, другими детьми и мамами)
- Иди, я поиграю немножко один (ребенок просит маму посидеть на стульчике, хорошо играет с педагогом и детьми, у него появляются любимые игрушки) (когда наступает такой момент)приемная предложить подождать
- Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя (На этом этапе ребенок собирается в детский сад и знает что он будет один в группе и согласен на это. Он легко ориентируется в группе. Активен в общении.)
СЛАЙД 11
После завершения адаптации задача наблюдения становится особенности продвижения ребенка по основным направлениям развития. С этого момента карту наблюдения можно заполнять не ежедневно. Например, один раз в месяц. Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целостное представление о развитии ребенка на данном возрастном этапе, о его достижениях и недостатках. Карта развития это не тест. Работа с ней не требует подсчета баллов и строгой оценки.
СЛАЙД 12
В программе отдельное место отводится тому «Каким должен быть воспитатель», именно так называется одна из глав, рассказывающая о личностных и профессиональных качествах личности педагога, работающего на группе раннего возраста (искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность, умение понимать не только слова ребенка, но и то, о чем он умалчивает, или, то, чего он даже не осознает), поскольку одной из важных потребностей данного возрастного периода является потребность в сотрудничестве со взрослым– это важнейший фактор формирования положительного отношения ребенка к себе
СЛАЙД 13
в работе с родителями предлагают завести «почтовый ящик» это нетрадиционная форма работы с родителями, в который родители будут опускать записки со своими вопросами и предложениями, а с целью более полного представления о семье воспитанника желательно посещение семьи на дому, организации встреч по интересам, родительских клубов и кружков, проводить тренинги, привлекать родителей к организации и участию в праздниках и развлечениях группы в качестве действующих лиц, а не просто наблюдателей
СЛАЙД 14
Для развития творческих способностей детей в раннем возрасте авторы Программы рекомендуют использовать нетрадиционные методы изобразительной деятельности. Это может быть «кляксография», рисование пальцами, щетками, губкой, печатками; фломастерами на бумаге разного вида и качества, ткани, дощечках и других материалах. Рисовать можно не только за столом, но и на полу, стене. С детьми можно и нужно в этом возрасте выполнять аппликации, коллажи, использовать для этого природный и бросовый материал;
Программа предлагает совместные просмотр не мультфильмов, а диафильмов, которые способствуют развитию у детей умения слушать речь взрослого, понимать ее, развивают умение рассматривать картинки, узнавать в них знакомые предметы и новые слова
СЛАЙД 15,16
В программе авторы предлагают свой способ планирования. Для удобства планирования они советуют составить картотеку игр, состоящая из 6 комплектов с описанием с разными направлениями развития ребенка.
При реализации данной программы необходимо иметь в виду, что педагогическая работа с детьми должна проводиться сразу по всем направлениям развития. Поэтому при планировании следует предусматривать более или менее равномерное распределение игр и занятий по каждому направлению.
Воспитатель сам может планировать свою деятельность, выбирать какие игры и занятия следует использовать в конкретный день, неделю – опираясь на методические материалы
Желательно, чтобы воспитатель ежедневно проводил игры, направленные на развитие физической активности, предметной, игровой, художественно-эстетической деятельности, речи, общения со сверстниками. При этом важно предусматривать баланс между спокойными и подвижными, индивидуальными и коллективными играми и занятиями, заранее подбирая несколько вариантов игр каждого вида
Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение воспитанников содержательной и интересной деятельностью, созданию условий для развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди нет случающихся и грустных – вот главная направленность планирования образовательной деятельности.
СЛАЙД 17
Планируемые результаты
Ребенок к трем годам:
- Интересуется окружающими предметами
и активно действует с ними
- Проявляет самостоятельность
- в бытовых и игровых действиях
- Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях
- Проявляет интерес к сверстникам
- Любит слушать стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку.
- С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство, стремится осваивать различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание, и пр)
СЛАЙД 18
В программе авторы представляют свои рекомендации к организации, развивающей предметно – пространственной среды (оформление помещения, перечень материалов и оборудования для группы и прогулочной площадки)
Интерьер помещений.
Размер и планировка групповых помещений должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворять собой домашний уют как для детей, так и для взрослых. В ней должна быть предусмотрена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со сверстниками и взрослыми, групповая комната, спальня могут быть оформлены звуковым дизайном, например, записями колыбельных песен, шума моря и т.д
Зонирование групповых помещений.
Должно включать содержание развивающей предметной среды и удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей.
давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты.
В групповых помещениях могут быть организованы следующие зоны
- развития движения комплект деревянных игрушек забав
- сюжетных игр комплект логических игр, на внимание
- игр со строительным материалом
- Игр с машинками
Динамичности предметной среды
Принцип зонирования не означает, что предметная
среда остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Главное требование к предметной среде – ее развивающий характер. Динамичная среда позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию, исследованию нового.
Обеспечение безопасности среды
должна не только служить целям развития детей, но и быть безопасной для них.
СЛАЙД 14
Так же результатом планомерной работы являются и результаты освоение Программы
Планируемые результаты
Ребенок к трем годам:
- Интересуется окружающими предметами
и активно действует с ними
- Проявляет самостоятельность
- в бытовых и игровых действиях
- Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях
- Проявляет интерес к сверстникам
- Любит слушать стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку.
- С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство, стремится осваивать различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание, и пр)
СЛАЙД 9
- говоря о трудностях работы с детьми раннего возраста, авторы указывают на невозможность фронтальной работы и предлагают проводит индивидуальную или подгрупповую работу с детьми.
Программа предлагает более эффективный способ научения подобным играм: сначала я учу этой игре каждого ребенка индивидуально, потом такую работу следует проводить в парах, группах и лишь потом со всеми детьми вместе подходят игры-потешки ( «Ладушки», «Сорока» и т.п.), любые дидактические игры, игры с предметами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы в группе раннего возраста по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста "Первые шаги".
В материале содержится текст выступления на ГМО по раннему развитию....
Работа в группе раннего возраста по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги».
Нaша группа рaннего возраста стала работать по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраcста «Первые шаги» с 2020 года. Программа «Первые шаги» стала ...
Картотека к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»
Картотека игр занятий (речь) к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста "Первые Шаги"....
Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста "Солнышко" разработана на основе комплексной образовательной программы для детей раннего возраста "Первые шаги"с учётом ФГОС ДО
Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий: • личностно - ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; • полноценного общения ребёнка со сверстниками,...
Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.
Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е...
Реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» в МБДОУ д/с № 22
Реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» в МБДОУ д/с № 22...
«Организация деятельности по развитию речи ребенка раннего возраста с соответствием Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» и программно-методического комплекса «Воробушки».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возр...